Конспект сюрпризной прогулки в средней группе в осенний период.
Цель: Расширять и уточнять представления детей о сезонных изменениях в природе, об изменениях в жизни птиц, насекомых, углублять знания о диких животных, о том, как они готовятся к зиме. Активизировать в речи детей соответствующие понятия. Устанавливать причинно – следственную связь. Обогащать и пополнять словарный запас.
Приучать к коллективному труду, поощрять инициативу, стремление наводить и поддерживать порядок.
Учить правильному выполнению основных видов движений; развивать меткость и ловкость. Повышать двигательную активность, учить действовать в соответствии с текстом, сопоставлять свои действия с правилами игры.
Учить готовить обстановку и соответствующие атрибуты для сюжетно-ролевой игры.
Материалы и оборудование: игрушки животных (еж, белка, заяц, медведь) загадки, стихи о осени, маска медведя, картинки с изображениями для дидактической игры, мусорные пакеты, две корзины, шишки, атрибуты для с/р игры «Семья».
Ход прогулки:
Дети становятся парами и на «поезде» едут на прогулку.
Воспитатель:
Вот поезд наш мчится, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Шумит и стучит, и гудит паровоз
В страну «Любознайка» ребят он повёз.
Вот станция «стоп» паровоз загудел
(воспитатель надевает шапочку Природоведа).
Воспитатель: Ребята, я – Природовед, расскажу вам много интересного о природе. Скажите, какое сейчас время года? (Осень). Деревья сбросили листву.
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Начался листопад,
Листопад начался.
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат. (М. Авдеева.)
Ребята, а какие приметы осени вы знаете? Дайте мне простой ответ «Да» или «Нет».
Дидактическая игра «Да или нет» (в процессе игры воспитатель показывает соответствующие картинки, а дети дают утвердительный или отрицательный ответ).
Осенью цветы цветут?
Осенью грибы растут?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Да, приметы осени вы знаете. Прислушайтесь, поют ли птицы? (обобщаю ответы). Многие птицы собираются в стаи и улетают.
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Птицы, которые будут зимовать – зимующие, они усиленно кормятся и делают запасы. Почему птицам не хватает корма? Куда исчезли насекомые? (ответы детей). Посмотрите на картинку. Кто это? (показываю).
Божья коровка чёрная головка,
В крапинках чёрных красный жилет.
Божья коровка чёрная головка
Краше жучка в целом мире нет.
Ребята, божья коровка единственное насекомое, которое улетает в теплые края, а весной возвращается.
Ой, смотрите, кто-то шевелится в листве. Он не прячется от врагов и не убегает от них. Смело топает, сопит, шуршит сухими листьями. Ну, а если грозит опасность – свернётся в клубок, выставит свои острые и крепкие иглы – попробуй тронь. (Достаю из листвы игрушку ёжика). Как ёжик готовится к зиме? У ёжа осенью много дел: в опавшей листве ищет себе пищу – червей, насекомых. Потом он из листьев и травы делает гнездо. Всю зиму он будет в нем спать (дети прощаются с ежом и идут дальше).
Если судить по названию – зверёк должен быть белым, а он рыженький летом и серо-рыжеватый зимой.
Узнаешь этого зверька по пушистому хвосту и кисточкам на ушах. (Белка.) (Обращаю внимание детей на дерево, где сидит игрушка белка). Ребята, белка тоже готовится к зиме. Она приносит в дупло орешки, ягоды. Сушит на веточках грибы. Её мех станет теплым, густым, а из рыжего превратится в серый. А когда наступят морозы, она заберётся в дупло, укроется своим пушистым хвостом, как одеялом, и никакие морозы ей не страшны. (Предлагаю детям пройти дальше по аллее).
А теперь послушайте загадку. Летом серый, а зимой белый? (Заяц). Смотрите, зайчик, да он дрожит от страха. У зайца много врагов: и лисы, и волки треснет сук, зашелестит лист – у зайца душа в пятки. Дети, а как зайцы готовятся к зиме? (Меняют серый мех на белый?) Почему на белый? Как вы думаете? (Обобщаю: на белом снегу зайца не так заметно.)
Отгадайте о ком эта загадка: «Он хозяин леса строгий, любит спать в своей берлоге. Страшно может зареветь. Кто скажите он? (Медведь). Вы знаете, как медведь готовится к зиме? (Ответы). Да, ребята, медведь всю зиму спит, но сначала ему нужно подготовиться: летом и осенью медведь много ест – запасается жиром. К зиме его мех станет густым и теплым. Сейчас ему не нужно мешать. В лесу живут волки лисы, они зимой не спят. Эти животные меняют мех на более теплый. Под снегом добывают себе пищу – различных грызунов. Вот теперь, ребята, вы знаете, как животные готовятся к зиме.
Ой, смотрите, сколько мусора вокруг, давайте его соберём. Листья и веточки соберите в мешки, а шишки в корзину, они нам понадобятся. (Дети собирают мусор и шишки). Вот теперь стало вокруг чисто и красиво! Давайте играть! Нам понадобятся шишки и корзины, мы будем забрасывать шишки в корзины.
Спортивное упражнение «Попади в цель». Дети становятся в два звена и поточным способом выполняют забрасывание шишек в корзины.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все постарались. А сейчас я предлагаю поиграть в другую игру.
Подвижная игра «У медведя во бору».
Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы и бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умение ориентироваться на слово.
После игры дети на «поезде» едут на свою площадку. Предлагаю сюжетно-ролевую игру «Семья. Поездка на природу». Дети распределяют роли, готовят соответствующие атрибуты.
Свободная игровая деятельность по желанию детей.
В процессе игровой деятельности направляю ход игры, осуществляя косвенное и прямое руководство.