Дополнительная общеобразовательная программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со звуками и буквами.

Ознакомление детей со звуками и буквами , развитие фонематического слуха, формирование навыков чтения , профилактика дисграфии и дислексии.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 38 комбинированного вида Кировского района Санкт – Петербурга

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим Советом

Протокол от ________________ № ______

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий ГБДОУ детский сад № 38

Кировского района Санкт-Петербурга

_________ С.Б. Тарасова

Дополнительная

общеобразовательная программа

по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со звуками и буквами.

Санкт – Петербург

2019 год

Введение

Проблема раннего обучения грамоте дошкольников на сегодняшний день остается актуальной. В последнее время выросло число детей, испытывающих трудности с усвоением чтения и письма. В старшей и подготовительной к школе группах детского сада все чаще встречаются дети, речевое развитие которых отличается следующими особенностями:

нарушение звукопроизношения;

не сформированность фонематического восприятия;

нарушение слоговой структуры;

бедный словарный запас;

недоразвитие грамматических категорий,

т. е нарушены все компоненты речевой системы. Такой характер нарушений соответствует третьему уровню общего недоразвития речи по психолого- педагогической классификации Р.Е. Левиной. Такие дети, приходя в школу, сталкиваются с серьезными проблемами.

Трудности формирования процессов письма и чтения являются причиной негативного отношения к обучению. Возникает боязнь получить плохие оценки, появляется страх неудачи и нежелание ходить в школу. Поэтому обучение грамоте детей с ОНР нужно начинать именно в дошкольном возрасте и проводить занятия в игровой форме, основываясь на ведущей деятельности дошкольника. На занятиях развиваются фонематические процессы, аналитико-синтетическая деятельность, формируются графо- моторные навыки, уточняется и обогащается словарь, дети овладевают навыками словообразования и словоизменения, появляется уверенность в себе и повышается уровень мотивации к обучению в школе, формируется психологическая готовность к учебной деятельности.

Российский психолог Р. Н. Немов утверждает, что обучать грамоте не только можно, но и необходимо до школы, т. к 4-5 лет – это возраст «языковой активности» и его упускать нельзя. Такого же мнения придерживался и Л. С. Выготский, считая, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой. Социальные запросы общества, семьи, школы, так же говорят о пользе такого обучения

Данная программа сочетает в себе развивающие и коррекционные компоненты, что позволяет ее использовать при обучении грамоте детей с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи (ОНР, ФФНР).

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с грамотой «В мире звуков и букв» предназначена для работы с детьми в возрасте 5 – 6 лет (старшая группа – первый год обучения) и 6 – 7 лет (подготовительная группа – второй год обучения), учитывает потребности и возможности детей, посещающих детский сад и разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и в соответствии с законодательно – нормативными документами:

Основной общеобразовательной программы дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 38 комбинированного вида Кировского района Санкт – Петербурга.

Закон РФ от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».

Цель программы

Создание условий для развития всех компонентов языковой системы ребенка посредством ознакомления с грамотой и раннего обучения грамоте.

Объектом работы является языковая система ребенка (звукопроизношение, фонематические процессы, грамматический строй речи, неточная артикуляция, словарный запас, связная речь).

В основе программы лежит создание оптимальных условий для коррекционно- развивающей работы и всестороннего развития детей. Учитываются принципы систематичности и взаимосвязи материала, его конкретности и доступности, научности, природосообразности, постепенности, закономерности развития речи, тем самым позволяя ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания, обеспечивая его развитие.

Общие задачи программы, решение которых позволит повысить качество и эффективность работы:

создать наиболее благоприятные условия, способствующие развитию личности и коррекции психофизических недостатков детей;

снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении;

обучить правильному произношению, умению говорить внятно, выразительно;

сформировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;

сформировать словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи;

осуществить преемственность в работе с родителями (законными представителями) воспитанников и сотрудниками ДОУ;

осуществить всестороннюю подготовку к обучению в школе, формировать положительную мотивацию учебной деятельности у детей.

Структура программы

Ознакомление детей с грамотой проходит на специальных занятиях (1 раз в неделю). На начальном этапе формируются предпосылки к усвоению элементов грамоты. Вводятся понятия «звук», «речевой звук», «неречевой звук», «гласный звук». Детей знакомят с гласными фонемами посредством их пения, объясняя, что воздух, выходя из ротовой полости не встречает преград, произносят звуки шёпотом и громко, длительно и коротко. В результате таких упражнений у детей происходит развитие общих речевых навыков. Гласные звуки обозначают красными фишками.

Для предупреждения специфических ошибок обучение грамоте ведется только на правильно произносимых звуках.

Порядок прохождения звуков и букв соответствует последовательности изучения в группе компенсирующей направленности, учитывая принцип онтогенеза (от легкого к трудному). В первую очередь изучаются те звуки и буквы, которые по своей артикуляции представляют наименьшую трудность и произносятся правильно. Параллельно на занятиях по коррекции звукопроизношения исправляются труднопроизносимые звуки и включаются в работу.

Темп прохождения звуков и букв на занятиях по обучению грамоте более растянут, чем в массовой школе. Весь период подготовки продолжается два года. Если дети попадают в компенсирующую группу на один год, то используя эту программу, необходимо корректировать сроки обучения. В таком случае работу по дифференциации звуков можно включать как часть занятий по развитию речи.

Ознакомление с грамотой на специальных занятиях положительно влияет на развитие звукопроизношения у детей. Дети зрительно видят букву, могут прочитать слоги с ней, им становится доступным чтение слов и предложений. Родители очень довольны результатами, т.к это вызывает у детей интерес к звуку, происходит автоматизация, дифференциация гласных и согласных фонем, твердости- мягкости, звонкости-глухости, установление ударения в слове, развивается фонематическая сторона речи.

В основу занятий положен аналитико-синтетический способ обучения. Дети учатся ориентироваться в звуко-буквенном составе слова, что является той минимальной основой, без которой не может быть усвоена грамота, а также правила грамматики. С детьми проводится систематическая работа по выделению заданного звука из ряда звуков, слогов, слов (игры «Поймай звук», «Выбери нужное слово» и др.).

Почти все дети усваивают наглядный материал лучше вербального. Поэтому целесообразно использовать прием наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия - «звук, слог, слово, предложение». Параллельно дается понятие «буква» как графический образ звука. Для закрепления материала используются разнообразные упражнения в тетрадях: прописывают элементы буквы, обводят по точкам, дописывают недостающие элементы буквы, самостоятельно пишут буквы, раскрашивают картинки, в названиях которых есть изучаемая буква. Вся эта работа не только способствует развитию зрительного восприятия, но и мелкой моторики. Помимо этого дети учатся выкладывать буквы из палочек, веревочек, лепят из пластилина, пишут по манной крупе, на участке собственного тела, рисуют в воздухе и т.д. Все эти виды работ помогают детям запомнить букву и уметь ориентироваться на листе бумаги при ее написании.

На занятиях развивается и связная речь детей. Они учатся отвечать на вопросы логопеда полными предложениями, оформленными грамматически верно, составляют предложение по исходной схеме, анализируют его.

Для закрепления материала воспитатели и родители продолжают работу в группе и дома. В конце занятия детям объясняют, какие задания нужно выполнить.

Разнообразные виды работ на занятиях по ознакомлению и подготовке к обучению грамоте очень нравятся детям и способствуют положительному отношению к обучению.

Форма работы с детьми

В реализации программы участвуют дети в возрасте от 5 до 7 лет.

Особенности организации образовательного процесса: группы формируются по возрасту и делятся на подгруппы:

– первый год обучения 5-6 лет;

– второй год – 6-7 лет.

Наполняемость группы 4-5 человек.

Сроки реализации: программа рассчитана на два года обучения, на одну группу отводится:

- первый год обучения (старшая группа) – 1 раз в неделю по 25 минут

(за год 11 часов 25 минут);

- второй год (подготовительная к школе группа) – 1 раз в неделю по 30 минут

(за год 13 часов 30 минут).

Структура занятий:

Повторение пройденного материала.

Знакомство со звуком.

Объяснение правильной артикуляции.

Развитие фонематических функций.

Знакомство с буквой.

Игры с буквой.

Печатание буквы.

Чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

Звуковой анализ слогов и слов.

Физкультминутка.

Итог занятия.

Материал для домашнего закрепления.

Ожидаемые результаты

Различает понятия: «звук и буквы»; «гласные и согласные»;

Дифференцирует твердые и мягкие согласные;

Дифференцирует звонкие и глухие согласные;

Знает все пройденные буквы;

Придумывает слова, отбирает картинки с заданным звуком;

Владеет слоговым анализом;

Владеет звукобуквенным анализом односложных и двусложных слов;

Составляет слова из отдельно названных звуков;

Определяет место звука в слове (начало-середина-конец);

Составляет звуковые схемы к односложным словам;

Составляет слова из звуков в нарушенной последовательности;

Владеет навыком печатания;

Определяет неправильно написанные буквы;

Может дописать «сломанные буквы».

Формы подведения итого реализации программы:

В конце каждого учебного года поводится контрольный срез знаний (приложение № 3).

Литература

В. Л. Рыбкина «Веселые встречи со звуками», СПб: издательство Лань, 2000.

Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению: Программа конспект», СПб: «Детство – Прогресс» 2002.

Н.В. Нищева «Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению», СПб: Детство – Прогресс, 2007.

Р.А.Кирьянова «Год до школы. Система игр и упражнений для подготовки детей к школе. Рабочая тетрадь», СПб: Каро, 2002.

Н.Н Созонова, Е.В. Куцина, Н.Г. Хрушкова «Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет) Тетрадь. Части 1», Екатеринбург: Летур – Опт., 2013.

Т. Деревянко «Что спрятано на картинке. Книжки – раскраски для малышей от 3 до 5 лет», 2013.

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Тетрадь логопедических занятий. Подготовка к школе», Группа М. Изд. Скрипторий, 2003.

Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей логопедов и родителей», Изд. ГНОМ и Д., 2001.

Р.В Кирьянова «Год до школы. Система игр и упражнений для подготовки детей к школе», Методическое пособие, СПб: КАРО, 2002.

Н.В. Нищева «Программа коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», СПб: Детство Пресс, 2006.

Н.В.Нищева «Комплект рабочих тетрадей для средней, старшей и подготовительной к школе логопедических групп», Детство – пресс, 2013.

Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина «Основы логопедической работы с детьми», М: Аркти, Просвещение, 2003.

Приложение № 1

Учебно - тематический план

1 год обучения

Период работы

Недели

Тема занятия

Количество занятий

октябрь

1

Знакомство со звуками (введение)

1

2

Звук [а] и буква « а »

1

3

Звук [о] и буква « о »

1

4

Звук [у] и буква « у »

1

ноябрь

1

Звук [и] и буква и

1

2

Итоговое занятие по пройденным звукам и буквам

1

3

Звуки [т], [ть] и буква « т »

1

4

Закрепление пройденной буквы (т) на подгрупповых и индивидуальных занятиях

1

декабрь

1

Звуки [п],[пь] и буква « п »

1

2

Закрепление пройденной буквы (п) на подгрупповых и индивидуальных занятиях

1

3

Звуки[н], [нь] и буква « н »

1

4

Закрепление пройденной буквы (н) на подгрупповых и индивидуальных занятиях

1

январь

1; 2

выходные

3

Звуки [м], [мь] и буква м

1

4

Закрепление пройденной буквы (м) на подгрупповых и индивидуальных занятиях

1

февраль

1

Звуки [к], [кь] и буква « к »

1

2

Закрепление пройденной буквы (к) на подгрупповых и индивидуальных занятиях

1

3

Итоговое занятие по пройденным звукам и буквам.

1

4

Звуки [б], [бь] и буква « б »

1

март

1

Закрепление пройденной буквы (б) на подгрупповых и индивидуальных занятиях

1

2

Дифференциация звуков [б-п],букв б и « п »

1

3

Звуки [д],[дь] и буква « д »

1

4

Закрепление пройденной буквы (д) на подгрупповых и индивидуальных занятиях

1

апрель

1

Дифференциация звуков [д-т], букв « д » и « т »

1

2

Звуки [г],[гь] и буква « г »

1

3

Закрепление пройденной буквы (г) на подгрупповых и индивидуальных занятиях

4

Дифференциация звуков [г-к], букв г и « к »

1

май

1; 2

выходные

3

Итоговые занятия по пройденным звукам и буквам.

1

4

Закрепление пройденного материала

1

Приложение № 2

Учебно - тематический план

2 год обучения

Период работы

Недели

Тема занятия

Количество занятий

октябрь

1

Повторение пройденных гласных и согласных звуков и букв, работа с ними

1

2

Звуки [ф],[фь] и буква « ф »

1

3

Звуки [в],[вь] и буква « в »

1

4

Дифференциация звуков [ф-в], букв «в» и «ф»

1

ноябрь

1

Звуки [х],[хь] и буква « х »

1

2

Звуки [ы] и буква « ы »

1

3

Звуки [с],[сь] и буква « с »

1

4

Звуки [з],[зь] и буква « з »

1

декабрь

1

Дифференциация звуков [с-з], букв « с » и « з »

1

2

Звук [ш] и буква « ш »

1

3

Звук [ж] и буква « ж »

1

4

Дифференциация звуков [ш-ж], букв « ш » и « ж »

1

январь

1; 2

Выходные

3

Звук [э] и буква « э »

1

4

Итоговое занятие по всем пройденным звукам и буквам

1

февраль

1

Звук [й] и буква « й »

1

2

Звуки [J], [э] и буква « е »

1

3

Звуки [J] ,[о] и буква « ё »

1

4

Звуки [J], [у] и буква « ю »

1

март

1

Звуки [J], [а] и буква « я »

1

2

Звук [ц] и буква « ц »

1

3

Звук [ч] и буква « ч »

1

4

Звук [щ] и буква « щ »

1

апрель

1

Звуки [л], [ль] и буква « л »

1

2

Закрепление знаний о букве « Л »

1

3

Звуки [р] ,[рь] и буква « р »

1

4

Закрепление знаний о букве « Р »

1

май

1; 2

Выходные

3

Итоговые занятия по всем пройденным звукам и буквам

2

4

Приложение № 3

Оценка результативности

Таблица 1

ФИО ребёнка

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

Таблица 2

Май

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Первый год обучения (5-6 лет)

Высокий уровень:

О – задания выполняет самостоятельно, не допускает ошибок или сам себя исправляет.

Средний уровень:

О – использует подсказку логопеда, допускает ошибки.

Низкий уровень:

О – не может выполнить задание, допускает множественные ошибки.

Второй год обучений (6-7 лет)

Высокий уровень:

О – задания выполняет самостоятельно, не допускает ошибок или сам себя исправляет.

Средний уровень:

О – использует подсказку логопеда, допускает ошибки.

Низкий уровень:

О – не может выполнить задание, допускает множественные ошибки.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.09.2020