ЗОЖ- неотъемлемая часть жизни дошкольников
Всемирная организация здравоохранения в 1948 году, определило «здоровье как не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие».
Однако, в настоящее время существует около трехсот определений здоровья (И.И. Брехман, В.П. Казначеев, А.И. Субетто, З.И. Тюмасева, Л.И. Пономарева, Н.Н. Малярчук, Б.П. Яковлев и др.) [3, c. 94–95].
Вот почему здоровью уделяют огромное внимание, начиная с дошкольного возраста. Ведь именно в этот период у ребенка начинают закладываться основы здоровья. Если в дошкольном возрасте здоровье не будет в приоритете, то в будущем уже трудно будет сформировать его – как целостную систему, которая является необходимым условием для полноценного развития ребенка.
Здоровый образ жизни невозможно представить без овладения первоначальными нормами и правилами. Дошкольный возраст является ответственным этапом в формировании основ физического здоровья. Именно поэтому в данном возрасте важно сформировать у детей первоначальные знания и практические умения здорового образа жизни, сознательную необходимость в занятиях физической культурой. Большую роль в формировании здорового образа жизни среди дошкольников играет совместная работа детского сада с семьей, которые в свою очередь используют различные методы и приемы в своей работе.
Ведь именно в семье, в дошкольной образовательной организации уже на раннем этапе развития ребенка его обеспечивают той необходимой информацией, которая в свою очередь помогает осознать ребенку не только всю ценность здоровья, но и как его сохранить.
Занятия физической культурой и спортом являются составляющими здорового образа жизни. Малоподвижность человеческого организма негативно отражается на его здоровье. Чтобы избежать этого, необходимо в первую очередь делать зарядку по утрам, совершать прогулки на свежем воздухе и регулярно проводить физкультминутки во время занятий. Планомерная двигательная активность оказывает благоприятное воздействие на укрепление и сохранение здоровья детей, улучшает их выносливость.
Элементы двигательной установки: физические упражнения, физкультминутки; гимнастика и ее разновидности, спортивные игры.
Вторая, но не мало важная составляющая здорового образа жизни – это закаливание. Закаливание способствует человеку легче адаптироваться к изменениям погодных условий. Оно не только повышает устойчивость организма к погодным условиям, но и улучшает скрытые возможности организма, тем самым, осуществляется профилактика простудных заболеваний.
Обязательным компонентом здорового образа жизни являются прогулки на свежем воздухе. Особенно в период дошкольного возраста они просто необходимы и должны быть регулярными. Ведь прогулки на свежем воздухе играют важную роль в оздоровлении и закаливании организма ребенка. Для поддержания здорового образа жизни детскому организму необходим дневной сон, ведь именно во время него тело ребенка расслаблено и происходит рост.
Особое значение в формировании здорового образа жизни отводится режиму дня, который необходимо соблюдать с самого момента рождения ребенка. От этого напрямую зависит здоровье и гармоничное развитие. В режим дня входят несколько его составляющих: это правильное распределение между кормлениями ребенка, режим сна и бодрствования.
Необходимо привитие им культурно-гигиенических навыков, которые в последующем войдут в привычку. Так с раннего детства нужно приучать ребенка к тому, что вещи личной гигиены, например зубная щетка или расческа должны быть индивидуальными.
Обобщая вышесказанного, следует отметить, что в формировании здорового образа жизни важна помощь и поддержка, совместная деятельность детского сада и семьи. Положительная психологическая обстановка в семье и детском саду оказывает благотворное влияние на зачатки формирования здорового образа жизни. Совместная работа детского сада и семьи, четко прослеживается на родительских собраниях, консультациях с родителями, мероприятиях, которые они организуют совместно.
Все эти различные приемы и методы предоставляют возможность планомерно сформировать у детей не только представления о здоровом образе жизни, но и научить их заботиться о своем здоровье на практике.
Литература
Исакова Е. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е.А. Исакова,
Т.B. Смородина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – С. 13–16.
Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников / М.Ю. Картушина. – М., 2007.
Тюмасева З.И. Экологические аспекты здоровья как основа экологовалеологического образования будущих педагогов / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Вестник ВЭГУ. – 2017. – № 6 (92). – С. 92–103.