Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Волшебная осень»

Цель Обобщить знания детей об осени. Задачи Образовательные Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени изменения в неживой природе, в живой природе, в растительном мире. Систематизировать знания детей о жизни диких животных, знания о том, как звери, птицы, насекомые готовятся к зиме. Развивающие Развивать связную речь, используя устное народное творчество и художественную литературу. Упражнять в названии прилагательных и словообразовании. Развивать логическое мышление, внимание, память. Воспитательная Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Волшебная осень»

составила: воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 154»

город Магнитогорск

2019 год

Цель: Обобщить знания детей об осени.

Задачи:

Образовательные:  Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени (изменения в неживой природе, в живой природе, в растительном мире).

Систематизировать знания детей о жизни диких животных, знания о том, как звери, птицы, насекомые готовятся к зиме.

Развивающие: Развивать связную речь, используя устное народное творчество и художественную литературу. Упражнять в названии прилагательных и словообразовании. Развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие

социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за изменениями в природе, за птицами; прогулка в сквер; беседы "Ноябрь-полузимник"; просмотр презентации "Зарисовки поздней осени"; Слушание альбома П.И.Чайковского "Времена года"; чтение худ. литературы: Н.Сладков "Почему ноябрь пегий", А.С.Пушкин "Уж небо осенью дышало", Е.Головин "Собрались и полетели", Г.Снегирев "Как птицы и звери к зиме готовятся", дидактические игры "Осенние слова", "Как звери к зиме готовятся", "Времена года перепутались"; поисково-познавательная деятельность "Почему перелетные птицы покидают нас осенью"; организация с детьми выставки поделок "Осенняя фантазия"; рисование "Поздняя осень"; лепка "Звери", "Овощи и фрукты"

(Слайд1)

Воспитатель: (читает загадку)

Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает? (осенью)

Ребята, какое сейчас время года? (осень) Почему вы так думаете?.....А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)Сейчас какой месяц? (ноябрь) Стих: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, поздняя)

Осень бывает разная, говорят даже, что осени бывает две.  Одна осень – радостная, яркая, солнечная, с паутинками, богатая урожаем. Как её называют? ( "золотая"). Как вы думаете, почему ее так называют? Ответы детей. Посмотрите на экран.

(Слайд 2)

А другая осень – грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, первым снегом, первыми морозами. Этот период как называют? (поздняя осень). Скажите ребята, сейчас какая осень по признакам "ранняя" или поздняя? (поздняя)

(Слайд3)

Конкурс "Угадай осень по картинке"

Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру "Угадай осень по картинке". На экране будут появляться картины с изображением осеннего пейзажа, вы должны отгадать, какой это период осени: ранняя или поздняя осень; и объяснить почему вы так думаете. Будьте внимательны!

(Слайд 4)

Игра с мячом "Погода осенью"

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть с мячом. Встаньте все в круг. У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, какая бывает погода осенью? Когда идет дождь - дождливая. Когда дует ветер - ветреная Когда светит солнце - солнечная Когда холодно - холодная Когда пасмурно - пасмурная Когда сыро - сырая Когда хмуро - хмурая Когда ясно - ясная (дети садятся на стулья)

(Слайд 5)

Воспитатель: Посмотрите на экран (появляется Старичок - Лесовичок). Как вы думаете, ребята? Кто это? Ребята, Старичок -Лесовичок приглашает нас на прогулку, но чтобы отправиться в путь, необходимо пройти испытания! Воспитатель:  Старичок - Лесовичок хочет проверить, вы знаете признаки осени? Предлагает поиграть в игру

(Слайд6)

Игра "Да или нет. Дайте правильный ответ"

Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы хором отвечаете «да» или «нет», так бывает или нет?

Осенью растут цветы? (нет) А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней? (Поздней)

Осенью растут грибы? (да)

Тучки солнце закрывают? (да)

Колючий ветер прилетает? (да)

Туманы осенью плывут? (да)

Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)

А букашки прилетают? (нет)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

Достаем ли сапоги? (да)

Можно детям загорать? (нет)

Ну, а что же надо делать?Куртки, шапки одевать? (да)Воспитатель: Молодцы, я вижу вы знаете признаки осени, дружно отвечали.

Воспитатель: Ребята, русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло много пословиц, примет, поговорок. По ним люди определяли, какая будет осень. Такие пословицы, поговорки могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. И мы с вами тоже на прогулках, экскурсиях наблюдали за природой, замечали изменения в природе и накопили много знаний.

(Слайд7)

Воспитатель: Старичок-Лесовичок, посмотри, у нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. Ребята, а вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,Крепче за руки держитесь.Я шкатулочку возьму,И приметы соберу.

Воспитатель: (Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы)

Пословицы: Коли ясно, то и осень прекрасна. Осень идет, и дождь за собой ведет. Красна весна цветами, а осень снопами. От осени к лету, поворота нету. Лето со снопами, осень с пирогами. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок. Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.  Весна и осень - всё на дню погод восемь. Приметы:Осенью паутина на ясную погоду.Гром в сентябре - теплая осень.Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.Когда гусь улетает, снег выпадает.Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме. Как в лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая.Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мы ее заберем к себе в группу, будем еще наблюдать за природой и пополнять нашу копилку. (поставила на стол)

Воспитатель: Старичку-Лесовичку понравились ваши ответы! Мы с вами прошли испытания и можем отправляться в осенний лес!

В лес осенний на прогулку Приглашаю вас пойти Интересней приключенья Нам, ребята, не найти!

(Слайд8)(Звучит музыка, дети строятся в колонну, друг за другом шагают по залу)

Физкультминутка «Тропинка в лес»

Воспитатель: На прогулку мы выходим, По тропинке в лес заходим, Руки за спину кладем И по бревнышку идем!

(Дети шагают друг за другом по бревну)

Воспитатель: Дружно по лугу шагаем, Вдруг болото мы встречаем. Как нам пройти по болоту? Перейдем преграду вмиг И по кочкам прыг-прыг-прыг!

Воспитатель:  Ну вот, наконец-то мы в лесу! Стихотворение Здравствуй лес, полон сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица? Все открой не утаи, Ты же видишь мы свои!

Воспитатель: Ребята, чувствуете, какой воздух в лесу? Давайте немного вдохнем чистого, лесного воздуха. Набираем воздух полной грудью, и выдыхаем медленно через рот. Молодцы! Вот мы и стали еще здоровее! Воздух в лесу, ребята, чистый, свежий, наполненный кислородом, очень полезный! Это потому что в лесу много деревьев, они очищают воздух!

(Слайд9)

Игра "Найди чей листок "

Воспитатель: Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот с березки – золотой, Вот последний листок Ветер бросил на лужок

Ребята, соберите каждый по одному листику и найдите с какого дерева ваш лист.. Молодцы, все нашли свое дерево? Сейчас мы проверим! (Воспитатель подходит к каждому ребенку и спрашивает: название дерева и листа) (Дети садятся на стулья) (Слайд10)

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь отправляемся дальше! В лесу мы вспомним, как звери, птицы, насекомые готовятся к зиме. Будьте внимательны, все вспоминайте, потому что вы со своими знаниями потом поделитесь с друзьями и родными.Воспитатель: Послушайте загадку! Только самый сильный парень Поднимает этот камень. Камень круглый, как кочан, Выше роста силача. Кто на свете всех сильней? Самый сильный... (муравей) Ребята, мы сейчас увидим муравьев в лесу? (нет). А других насекомых? (нет). Как они зимуют? (муравьи собираются в клубок в глубине муравейника под землей. Другие насекомые прячутся под листвой или в коре деревьев или погибают) (Слайд11)Воспитатель: Слышите? Что за шум?? Это птицы. Посмотрите на экран, они собираются в большие группы. Как называется такая группа? (стая) А для чего птицы собираются осенью в стаи? (улетают в теплые края) Почему улетают в теплые края? (голодно и холодно зимой) Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные птицы) А как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (зимующие птицы)

Игра "Какая птица лишняя" (на экране появляются картинки птиц, необходимо найти лишнюю)

Воспитатель: Ребятки, а Старичок-Лесовичок хочет узнать, знаете ли вы перелетных и зимующих птиц и предлагает нам поиграть! (Слайд12) На экране изображены птицы, внимательно посмотрите и найдите лишнюю! (Слайд13, 14)

Игра "Отгадай, подбери, расскажи" Воспитатель: Ребята, а кто еще живет в лесу? (звери) А они готовятся к зиме? Давайте расскажем Старичку-Лесовичку как готовятся к зиме эти звери. Слушайте задание! Необходимо отгадайте загадку , на столе найти карточку с подходящей схемой, объяснить ее значение и рассказать как это животное готовится к зиме.

(Слайд15)Воспитатель: Лежала между ёлками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала (ёж) (Слайд16)

Это что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы - Уши больше головы? (заяц) (Слайд17)

Рыже-огненный комочек,  С хвостиком как парашют,  По деревьям быстро скачет,  Был он там…  Теперь уж тут.  Быстрый он как стрелочка.  Так ведь это… (белочка) (Слайд18)

Он мохнатый, он большой, Спит в берлоге он зимой. Летом ягоды жует, Дикий мед у пчел берет. Грозно может зареветь Косолапый зверь... (медведь) (Слайд19)

Всех зверей она хитрей, Шуба рыжая на ней Пышный хвост её краса А зовут её ... (лиса)Дети: (показывают выбранную схему и объясняют) Делают запасы: белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы; ёжик прячет грибы; медведь накапливает жирок; мышка тащит в норку колоски. Меняют шубку: белка, заяц. Готовятся к спячке: медведь роет берлогу; еж готовит норку.

Воспитатель: Молодцы ребята! Знаете, как звери в лесу подготовились к зиме! Старичку-Лесовичку понравились ваши ответы, он нас благодарит и угощает дарами осени! (Слайд20) Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы!(индивидуальное похвала)





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.03.2021


Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.