Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 56817 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Прект "Как хлеб на стол пришел"

Цель формировать у старших дошкольников знания о процессе выращивания, обработки и производства хлеба и хлебобулочных изделий в различные исторические периоды Задачи • Создавать условия для развития поисково-исследовательских способностей • Способствовать формированию у детей отчетливого представления о значимости хлеба как основного продукта питания русского человека • Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом такой важный и ценный продукт • Обогащать знания детей о профессиях, структуре трудового процесса и результате труда по выращиванию и производству хлеба • Расширять словарный запас детей • Способствовать созданию эмоционально комфортной среды для самостоятельного проявления творческой активности и обогащения личного опыта каждого ребенка

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида №5

Информационно – творческий проект

в старшей группе №3 «Солнышко»

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx>

Подготовили:

Н.А.Захарова, воспитатель

М.А.Ившина, воспитатель

Игра 2015 год

Пашут каждую весну, Поднимают целину, Сеют, жнут, ночей не спят, С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки, Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Актуальность: Идея проекта появилась во время наблюдения за детьми. Заметили, что принимая пищу, дети могут бросить, не доесть хлеб. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся

к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

В разговорах и беседах выяснили, каковы представления детей о том, кому мы обязаны, что к столу всегда получаем вкусный хлеб. Большинство из них не имели понятия о том, что для того, чтобы иметь всегда хлеб на столе нужно посеять зерно, потом убрать созревшее зерно, размолоть и уже, потом из муки испечь хлеб. Смутными и не совсем ясными были их представления и о труде людей, выращивающих хлеб.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель: формировать у старших дошкольников знания о процессе выращивания, обработки и производства хлеба и хлебобулочных изделий в различные исторические периоды

Задачи:

Создавать условия для развития поисково-исследовательских способностей

Способствовать формированию у детей отчетливого представления о значимости хлеба как основного продукта питания русского человека

Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом такой важный и ценный продукт

Обогащать знания детей о профессиях, структуре трудового процесса и результате труда по выращиванию и производству хлеба

Расширять словарный запас детей

Способствовать созданию эмоционально комфортной среды для самостоятельного проявления творческой активности и обогащения личного опыта каждого ребенка

Словарь:  хлебороб, вспахать, плуг, борона, сеялка, серп, жатва, мельница, элеватор, сноп, борозда, мельник, обмолот, жернова, комбайн, комбайнер, тракторист, пахарь, колос, зерно, мука, помол.

Продолжительность проекта – с 26 октября по 20 ноября

Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, родители

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации. Провести экскурсии в пекарный цех и на кухонный блок.

Методы исследования:

сбор информации;

беседы;

чтение художественной литературы;

рассматривание произведений искусства;

конструктивно-продуктивная деятельность;

работа с родителями;

наблюдения;

экскурсии;

создание лепбука «Хлеб - наше богатство»;

выставка хлебобулочных изделий;

проведение праздника «Хлеб - всему голова»;

Ожидаемые результаты: В итоге нашей работы мы ожидаем получить следующие результаты:

сформировать у детей представления о ценности хлеба;

получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

воспитывать бережное отношения к хлебу.

I этап подготовительный: Обогащение среды:

Подбор художественной литературы по теме «Хлеб» и оформление выставки;

Подбор репродукций русских художников на заданную тему;

Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

Оформление стендов для детей и взрослых «Как хлеб на стол попал»

Взаимодействие с родителями:

- совместный подбор пословиц, поговорок, загадок и стихов о хлебе;

- изготовление мини книжки «Хлеб – всему голова»;

II этап практический:

Проведение цикла тематических занятий;

Проведение экскурсий;

Исследовательская деятельность (изготовление теста);

Проведение конструктивно- продуктивной деятельности;

Чтение художественной литературы, знакомство с народными приметами;

Игровая деятельность;

Взаимодействие с родителями:

- организация экскурсии в пекарню;

- изготовление мини книжки «Хлеб – всему голова»;

- подбор информации для изготовления лепбука «Хлеб наше богатство»

- изготовление моделей хлебобулочных изделий для игр.

Дата

Работа с детьми

В течении всего проекта

Чтение художественной литературы, знакомство с народными приметами: чтение сказок: «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; рассказов: М.Пришвин «Лисичкин хлеб», Е.Пермяк «Колосок», К.Паустовский «Теплый хлеб»; загадок, скороговорки, пословиц, поговорок, примет о хлебе. (Приложение №1)

28.10.15

30.10.15

Экскурсия в библиотеку – беседа «Как колосок хлебом на стол пришел»;

Экскурсия в пекарню «Ижтрейденга» (Приложение№2)

26.10.15

10.11.15

17.11.15

Тематические занятия:

«О хлебе»

«Откуда хлеб пришел»

«Беседа о хлебе» (Приложение№3)

02.11.15

Исследовательская деятельность:

Экскурсия на «Пищеблок» - «Из чего готовят тесто» (Приложение№4)

В течении всего проекта

Игровая деятельность:Сюжетно – ролевые игры: «Пекари», «Магазин», «К нам гости пришли».

Дидактические игры: «Угадай, что в мешочке», «Разложи по порядку», «Сложи колосок», «Чем пахнет магазин», «Угадай на вкус».

Словесная игра: «Узнай по описанию», «Назови разные блюда из круп», «Вершки и корешки».

Хороводная игра: «Каравай»

Разучивание песни: «Про хлеб» (Приложение №5)

06.11.15

12.11.15

Конструктивно - продуктивная деятельность:

Аппликация «Колоски»

Лепка «Пирожное для друга» (Приложение№6)

27.11.15

Проведение праздника «Хлеб – всему голова» (Приложение №7)

Взаимодействие с родителями:

В течении всего проекта

- подбор художественной литературы по теме «Хлеб»;

- совместный подбор пословиц, поговорок, загадок и стихов о хлебе;

- организация экскурсии в пекарню;

- изготовление мини книжки «Хлеб – всему голова»;

- подбор информации для изготовления лепбука «Хлеб наше богатство»

- изготовление моделей хлебобулочных изделий для игр (Приложение №8)

III этап – заключительный:

Проведение праздника «Хлеб – всему голова»

Создание презентации о проекте.

Достигнутые результаты:

Изменилась познавательная активность детей;

Расширили представления детей об окружающем мире;

Систематизировали знания о производстве хлеба;

Научились бережно относиться к хлебу;

Познакомились с видами хлебоуборочной техники;

Закрепили знания о труде взрослых;

Научились анализировать, сравнивать и обобщать;

Обогатили речь новыми словами;

Научились общаться, сотрудничать друг с другом, договариваться, работать в группе;

Поняли, что нужно ценить и уважать труд людей.

Приложение №1

Пословицы и поговорки о хлебе

Большому куску рот радуется.

Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.

Калач приестся, а хлеб — никогда.

Без денег проживу, а без хлеба не проживу.

Хлеб да вода — здоровая еда.

Помяни соль, чтобы дали хлеба.

Лиха беда — хлеба нажить, а с хлебом — кому хочешь можно жить.

Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет.

Хлеб везде хорош — и у нас и за морем.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Из одной муки хлеба не испечешь.

Ешь пироги, а хлеб вперед береги.

Хлеб да капуста лихости не напустят.

Родился бы человек, а краюшка хлеба готова.

Хлебушко — калачу дедушка.

Ешь хлеб, коли пирога нет.

У хлеба не без крох.

Хлеб-соль — взаимное дело.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Нам хлебушка подай, а разжуем мы сами.

Хлеб да живот, так и без денег живет.

Без хлеба нет обеда.

Щи с мясом, а нет, так и хлеб с квасом.

Баловством хлеба не добудешь.

Горек обед без хлеба.

Хлеб на стол — и стоп престол, а хлеба ни куска — и стол доска.

Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

Без хлеба живот никогда не живет.

Без соли не вкусно, без хлеба — не сытно.

Хлеба ни куска, так и в горле тоска.

Временами и ломоть за целый хлеб.

Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Без хлеба и у воды худо жить.

У меня хлеб чистый, квас кислый, нож острый, черен пестрый, отрежу гладко, так, что глядеть сладко.

Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.

Хлеб за брюхом не ходит.

Чужой хлеб в горле петухом поет.

Чужой хлеб приедчив.

Хлеб поспевает — колхозник не гуляет.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеб — всему голова.

Хлеб да вода — крестьянская еда.

Хлеб да крупы на здоровье лупи.

Хлеб да пирог и во сне добро.

Хлеб да соль! — Ем, да свой. — Хлеба есть! -Да негде сесть.

Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо — за хлебом.

Хлеб с солью не бранится.

Хлеб сердце человеку укрепит.

Хлеб-соль вместе, а рыбка — в дель.

Хлеб-соль ешь, а правду говори.

Хлеб-соль — заемное дело.

Хлеб-соль и во сне хорошо.

Хлеб-соль — конец обеду.

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Хлеб-соль кушал, а нас не послушал.

Хлеб-соль не бранит.

Хлеб-соль — оплатное дело.

Хлеб хлебу брат.

Хлеба к завтрему оставливай, а не дела.

Хлеба край — и под елью рай, хлеба ни куска — и в полатях возьмет тоска.

Хлеба нет — и друзей не бывало.

Хлеба нет — и корочки в честь.

Хлеба ни куска — и в горнице тоска.

Хлеба с душу, денег с нужу, а платья с ношу.

Хлебал меж ушку да выронил душку.

Хлебало-то есть, да хлёбова нет.

Хлебу — мера, деньгам — счет.

Чужой ломоть лаком.

Чужой хлеб вкусен.

Чужой хлеб петухом в горле запоет.

Чужой хлеб слаще калача.

Хлеб ешь зубами, а дело делай руками.

Хлеб за брюхом не гоняется, а брюхо за хлебом.

Хлеб на хлеб сеять — ни молотить, ни веять.

Без хлеба — половина обеда.

Без хлеба — смерть, без соли — смех.

Без хлеба все приестся.

Без хлеба да без каши — ни во что и труды наши.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Без хлеба и с меду тошнит.

Без хлеба и у воды жить худо.

Без хлеба куска везде тоска.

Без хлеба на воде ноги жидки.

Без хлеба не жить, да и не от хлеба (не о хлебе) жить.

Без хлеба не обед.

Без хлеба сыт не будешь; про то, чего не было, песню не споешь.

Без хлебного корму лошадь на кнуте едет.

Беседа без хлеба не пригожа.

Хлеб — батюшко, вода — матушка.

Хлеб — кормилец.

Хлеб бросать — труд не уважать.

Хлеб в человеке — воин.

Хлеб вскормит, вода вспоит.

Хлеб да вода — молодецкая еда.

Хлеб да вода — то наша дворянская еда.

Хлеб да капуста лихого не попустит.

Хлеб да соль, и обед пошел.

Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.

Хлеб на хлеб — не худо.

Хлеб наш насущный — хоть черный, да вкусный.

Хлеб ногами топтать — народу голодать.

Хлеб с водою, да пирог с лихвою.

Хлеба нет, так и друзей не бывало.

Хлебнуть через край.

Хлебом люди не шутят.

Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.

Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

Хлебцем вместе, табачком врозь.

Хлебушко – пирогу дедушка.

Без печки холодно – без хлеба голодно.

Не в пору и обед, коли, хлеба нет.

Плох обед, если хлеба нет.

Ешь пироги, а хлеб впереди береги.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Нет хлеба, нет обеда.

Много снега – много хлеба.

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

Хлеб на стол – и стол престол.

Хлеб – батюшка – кормилец.

Без хлеба не сытно, без него и у воды жить худо.

Стихи про хлеб

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода-

Побежит за трактористом

К синей речке борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны, как из печи,

Провожают их грачи.

В. Степанов

Земля

Говорит земля травинке:

«Пей, травинка, сок мой чистый!

Скоро вырастешь большая,

Станешь рожью золотистой,

Принесу тебе от дуба

Силу вечную земную,

От прозрачной чистой речки-

Свежесть бодрую лесную.

Ты расти, расти травинка,

Наливайся сладким соком.

Подымайся надо мною

Спелым колосом высоким!»

Я. Дягутите

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят!

Е. Серова

Летом

Зарумянились вишня и слива,

Налилась золотистая рожь,

И как море волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдешь.

Солнце ходит высоко над сводом

Раскаленных от зноя небес,

Пахнет липа душистая медом,

И шумит полный сумрака лес…

Н. П. Треков

О чем трещат кузнечики

Пойди- ка за околицу,

Когда там зреет рожь,

О чем трещат кузнечики,

Не сразу разберешь.

Трещат они без устали,

Как будто бы кругом

Стрекочут жатки шустрые

В просторе полевом.

Сорвешь два полных колоса,

В ладошках разотрешь…

О чем трещат кузнечики?

О том, что зреет рожь. Щербаков

Пекари

Когда под звездным небом

Все по домам уснут,

Запахнет город хлебом,

Что в темноте везут.

Ночными переулками

Бегут машины с булками.

Внутри грузовика

Лежат,  лежат, не смяв бока,

Высокие батоны,

И плюшки всех фасонов,

И халы, и ватрушки,

И калачи, и сушки.

На цыпочках машина,

Чтоб спящих не будить,

Спешит по магазинам

Поклажу развозить.

Машина за машиной-

Шуршат не слышно шины…

Заря займется алая,

И пекари усталые

Халаты снимут белые:

- Мы эти булки сделали,

Высокие батоны,

И плюшки всех фасонов,

И халы, и ватрушки,

И калачи, и сушки.

Катали мы рогалики

И маком посыпали.

Шоферы помогали нам:

Возили их - не спали.

Мы все трудились от души-

Садитесь, ешьте, малыши!

Е. Стюарт  

Вот он - хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот - он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал - пришел.

В нем - здоровье наш, сила, в нем - чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом-тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки-

Вырастай богатырем!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Слава им, привет от нас

В добрый день, счастливый час!

С. Погореловский

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

По дорогам пыль клубится-

Едет в кузове пшеница,

Кукуруза едет, рожь…

Урожай у нас хорош.

Убран хлеб, и тихо стало,

Мелют мельницы зерно.

Поле - полюшко устало,

И под снегом спит оно.

Над селом дымки плывут-

Пироги в домах пекут.

В. Степанов

Скороговорки о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Приметы:

Нельзя было, начинать есть новую буханку после захода солнца: это грозило нищетой.

Человек переворачивает буханку хлеба «лицом» вниз накличет на себя серьезные неприятности.

Неровно нарезанный хлеб говорит о том, что столь же неровная и наполненная трудностями жизнь ожидает и человека.

- Овес сей, когда береза распустится.

- Пшеницу сей, когда черемуха зацветет.

- Комары появились – сей рожь.

- Не сей пшеницу раньше дубового листа.

Приложение №2

Экскурсия в библиотеку –

беседа «Как колосок хлебом на стол пришел»

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Это живая награда за труд.

Экскурсия в пекарню «Ижтрейденга»

Цель: Познакомить с профессией – пекарь.

И пекари усталые

Халаты снимут белые:

- Мы эти булки сделали,

Мы все трудились от души-

Садитесь, ешьте, малыши!

Приложение №3

Тематические занятия:

«Хлеб – наше богатство»

Задачи:

- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;- Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.Предварительная работа:Беседа о сборе урожая хлеба; Рассматривание иллюстраций;Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы; Ход занятия:Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать: Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб) Дети: Хлеб. Воспитатель:Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.Дидактическая игра «Какой хлеб?»Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин «В», который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?Ответы детей: Его покупают в магазине.Воспитатель: А хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?Дети: Пекут из муки.Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?Дети: Из зёрен.Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?Дети: Да хотим.Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …Дети: Тракторист.

Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»В землю зёрнышко попало, (приседают)Прорастать на солнце стало (руки над головой)Дождик землю поливал,И росточек подрастал (медленно встают)К свету и теплу тянулся,И красавцем обернулся. (2 раза)Воспитатель: Ну, вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?Дети: Комбайнёр.Воспитатель: Что же делает комбайн?Дети: Собирает колосья.

Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?Дети: На мельницу.Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?Дети: На хлебозавод, пекарню. Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай»(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)Меше, мешу тесто,Есть в печи место,Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)Переваливай, валяй.(2 раза)

Вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.А что еще пекут из муки кроме хлеба?Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.Воспитатель: А как все это можно назвать, одним словом?Дети: Хлебобулочные изделия.Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, послушайте пословицы а какие еще вы знаете пословицы о хлебе? Дети:(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).«Без хлеба – нет обеда».«Хлеб – батюшка, вода – матушка».«Будет хлеб – будет и песня».«Много свету – много хлеба».«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».«Хлеб надо всегда доедать».«Хлеб нельзя бросать на пол».«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?Дети:Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут. Воспитатель:Какие машины помогают хлеборобам?Дети:Трактора, комбайны, грузовые машины.Воспитатель:Как нужно относится к хлебу?Дети:Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.Воспитатель:Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

«Откуда хлеб пришел» (2 занятия)

Программное содержание:

- Закрепление знаний детей о долгом пути хлеба от поля до стола;

- закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;

- познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую;

- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;

- закрепить знания детей о фазах развития растения;

- закрепить знания детей об условиях для роста растений;

- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;

- актуализировать, обогащать лексикон по теме «Хлеб»;

- формирование языкового чутья;

- совершенствовать навыки связного высказывания;

- формирование мелкой и общей моторики;

- развитие внимания, памяти, мышления.

Словарная работа: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты, крошки, корка, мякоть, сухари.

Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

Выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь.

Материал: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, картинки от зерна до хлеба, схемы условий роста растений, схемы роста растений, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.

Ход занятия:

Воспитатель:

Закружил осенний лист

И упал под ноги.

Кто же золотом решил

Вымостить дороги?

/осень/

- Чем славиться осень?

/ Урожаем/

- Я что-то вам принесла, отгадайте. Что в коробке?

/ Хлеб/

- А как вы догадались?

/ по запаху/

- Конечно, такой аромат идет от хлеба.

Воспитатель читает стихотворение С. Погореловского

Вот он – хлебушек душистый.

Вот он – теплый, золотистый,

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о хлебе.

- Где мы покупаем хлеб? (Ответ детей)

Хлебобулочных изделий много, назовите их. (Ответ детей)

Д/игра «Назови хлебобулочные изделия?» /слоговой анализ слов/

Су

Ба

буб

- Молодцы, ребята, много знаете хлебобулочных изделий.

Как-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научился размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?

(Ответ детей)

- Хлеб – всему голова!

Без хлеба – нет обеда!

Будет хлеб – будет и песня.

Без хлеба не вкусно и не сытно.

Воспитатель: Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде, чем появиться на полке в магазине. Вы хотите узнать, откуда прошел хлеб? Для этого нам надо отправиться в путешествие в царство полей и труда.

- Отгадайте загадку «Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит» /Выбрать картинку трактора и тракториста/

Пальчиковая игра:

Тара – тара –тара – Ра

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать,

- Кто работает на тракторе? (Тракторист)

- Найдите картинку, где весной тракторист пашет землю. Зачем он это делает? /Ответ детей: Он готовит землю для зерна. Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен./

- Да, ребята, ведь недаром говорят: «Весенний день год кормит»

- Что делает трактор? /Ответ детей: Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна»

- Давайте рассмотрим с вами зерна. Что вы заметили? Рассмотрите, пощупайте зернышки, чем они похожи, чем отличаются? Правильно, зерна разные – пшеницы, ржи, овса, они отличаются и по форме и по размеру и цвету.

- Как можно назвать эти зерна, одним словом? /Хлебные/

Воспитатель: - А какие условия нужны для роста растений? /Разложить карточки – схемы условий роста растений/

Когда говорим про дождь, читаем закличку:

«Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки!»

Когда говорим про солнце, читаем закличку:

Солнце, солнце,

Выблесни в оконце,

Дай овсу рост,

Чтобы до небес дорос;

Матушка – рожь

Чтобы встала стеной сплошь.

Воспитатель: Молодцы ребята,

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Это живая награда за труд.

Воспитатель: Идет время, зерна подрастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. /Рассматриваем картину/

Давайте превратимся и мы в колоски.

Физминутка:

Колоски золоченые

На ветру качаются

На ветру качаются

Низко накланяются.

Воспитатель: Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.

Кинеозилогическое упражнение «Самолет».

Самолет над полем кружит

Следом вьюга вьет и кружит.

Летчик сверху всюду – всюду

Сыпет белый порошок.

Воспитатель: Порошок этот от вредителей.

- Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать.

Воспитатель: А теперь еще одна загадка:

«Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?»

/Комбайн/

- Найдите картинку комбайна.

- Кто работает на комбайне?

/Комбайнер/

Стихотворение:

Поле хлебное созрело,

Жатва жаркая близка,

И комбайн берется смело

Все собрать до колоска.

Время он беречь умеет,

Хлеб пожнет и в тот же миг

Обмолотит, и провеет,

И нагрузит грузовик.

Повернется руль проворный

Под уверенной рукой,

И опять польются зерна

Золотой живой рекой.

Воспитатель: Хоть собрано зерно, да не хлеб еще оно. Зерно везет на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?

А затем на мельницу.

Здесь такое с ним твориться,

В оборот его берут,

В порошок его сотрут!

Что это за порошок? /Мука/

- Человек, который работает на мельнице, называется? /Мукомол/

Дальше муку везут в пекарню.

- Человек, который работает в пекарне, называется? /Пекарь/

Он из муки делает тесто.

Воспитатель: Давайте рассмотрим с вами муку. Что мы можем про нее сказать? /Отличается по цвету. Почему. Как вы думаете? Из разных зерен./

Из пшеницы получают белую муку, из ржи – ржаную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?

- А чем же станет мука на хлебозаводе?

На большом хлебозаводе

Станет тестом та, мука,

Хлебу путь теперь недолгий,

Вот в булочной на полке,

Вот уже к тебе на стол

Он пожаловал – пришел.

- А сейчас поиграем в игру «Цепочка» /с колоском/

- От куда хлеб пришел?

/Из магазина/

- В магазин от куда попал?

/Из пекарни/

- Что делают в пекарне?

/Пекут хлеб/

- Из чего пекут хлеб?

/Из муки/

- Из чего мука?

/Из зерна/

- Откуда зерно?

/ Из колоса/

- Откуда пшеницы?

/ Выросла в поле/

- Кто вырастил пшеницу?

/Хлеборобы/

Воспитатель:

Давайте, ребята и мы испечем вкусный каравай.

Все дети становятся вокруг девочек и проводят игру «Каравай»

Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к завершению. Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?

(Ответы детей: пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т. д.)

Итог занятия.

Воспитатель: Вот как много людей работают, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом – хлеборобы.

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

- Что вам понравилось на занятии, что нового вы узнали?

(Ответы детей)

Круглый, как солнышко,

На горячем донышке,

В печке подрумянится

Да там и останется.

Остынет на блюде,

Пожалует к людям:

ЕШЬТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!

С огурцами ли, с картошкой

Надо хлеб съедать до крошки.

Приложение №4

Экскурсия на «Пищеблок» -

мастер- класс «Из чего готовят тесто»

Мама Васильевой Ани - Екатерина Алексеевна с радостью откликнулась на нашу просьбу и провела мастер – класс «Как приготовить тесто»

Оно вздыхало и пыхтело,И в таз обратно не хотело.Стремилось нам всем угодить,Семью собою угостить.Дружило с разною начинкой,На противни лежало чинно...И жар ему румянил бок!Скорее пробуй, вот пирог!

Приложение№5

Игровая деятельность

Выставка художественной - литературы и репродукций картин.

М.К. Клодт «На пашне» Г.Г.Мясоедов «Страдная пора (Косцы)»

Приложение №6

Конструктивно - продуктивная деятельность:

Аппликация «Колоски»

Лепка «Пирожное для друга»

Стенд «Как хлеб на стол попал» для детей

Стенд «Как хлеб на стол попал» для родителей

Ржаной и ржано-пшеничный хлеб – 36 часов с момента выпекания.

Пшеничный 24 часа.

Изделия массой 200г. и меньше – до 16 часов.

Полимерная плёнка позволяет хлебу сохранять свежесть до 3 суток.

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint2.sldx>

Приложение №7

Проведение праздника «Хлеб – всему голова

Задачи :

продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу,

учить анализировать производство хлеба от зерна до каравая,

дать детям почувствовать глубину русских обрядов и обычаев,

Предварительная работа: Заучивание стихов и пословиц о хлебе, рассматривание картин с изображением хлебного поля, рассматривание последовательной цепочки изготовления хлеба на наглядном материале, просмотр мультфильмов о пахарях , о хлебе.

Материал для занятия: Каравай, солонка с солью, скатерти, клеенка, рушник, розетки с землей, розетки со злаками, стеки, лейки , фартуки.

Словарная работа: волость, серп, жернова, нива, жатва, жницы.

Ход занятия:

Интерьер группы оформлен под русскую избу, звучит русская народная мелодия

Воспитатель: (в русском народном наряде)

Жду гостей я дорогих, жду я с нетерпением.

Избу чисто подмела, пирогов я напекла, хлебушка душистого.

Что – то гостюшки мои не торопятся!

Аль забыли обо мне?

(стук в дверь, под русскую народную мелодию, в русских народных костюмах заходят дети)

1 –й ребенок:

Ехали мы мимо, да завернули до дыму

2-й ребенок:

Дома сидеть - ничего не высидеть!

Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Воспитатель:

Проходите, гости дорогие, гостю почет – хозяину честь!

3-й ребенок:

Туда и голуби летают, где их привечают!

Воспитатель:

Заходите, гостюшки, покушать, хлеба свежего порушить.

Он на блюде расписном с белоснежным рушником, хлеб – соль по старинному подношу, поклоняясь отведать попрошу!

(дети подходят к воспитателю, кланяются, отламывают кусочек хлеба, опускают в соль и едят, садятся на лавки за стол)

Воспитатель:

Собралось ко мне гостей со всех волостей.

Ну, что ж, хорошее начало половина дела!

Приготовила я для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому песню, кому правду.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли слышно, всем ли видно,

Всем ли места хватило?

4- й ребенок:

Гостям – то, известное дело хватило места, да не тесновато ли хозяюшке?

Воспитатель:

А в тесноте, да не в обиде!

Сядем рядком, да поговорим ладком. А вот о чем поговорим, угадайте.

«мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. Без него плохой обед, вкусней его на свете нет»

Дети:

Дают полный ответ : «В загадке говорится о хлебе»

Воспитатель:

Вы правильно ответили, это хлеб. А какие слова в загадке позволили вам догадаться, что это хлеб?

(Дети дают полные ответы : «я догодался (сь, что это хлеб, потому что в загадке есть слова : «пышный, душистый, белый, черный, вкусный, и. т. д»)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, мы уже много говорили о хлебе, а из чего его делают?

(полные ответы детей : «Хлеб делают из муки. Мука бывает пшеничная и ржаная, из ржаной муки пекут черный хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб»)

Молодцы, ребята. У вас у каждого на столе стоят розетки с зернами. Вы их внимательно рассмотрите, да ответ скорей скажите, где пшеница, где овес, у меня для вас вопрос. (Дети рассматривают зерна и дают полные, исчерпывающие ответы)

Зерна все мы рассмотрели, пора сев начинать, пшеницу да овес в поле высевать.

5-й ребенок:

Что ты, хозяюшка, землю перед севом проверить надо!

Воспитатель:

И то правда! Пойдемте в мой огород, землю – матушку потрогаем, да проверим, пора ли зернышкам в борозде ужиться, чтобы летом колоситься.

(дети подходят к столам, на которых стоят горшочки с землей, надевают фартуки)

6-й ребенок:

В старину наши предки прикасались к вспаханной земле раскрытыми ладонями, определяли пора ли сев начинать. Если от земли исходил холод, то рано, а если веяло теплом, то пора. Говорили : «Всякое семя знает свое время»

Воспитатель:

Давайте проверим, хороша ли земля для нашего зерна.

(дети пробуют ладонями землю, объясняют свои ощущения, делают выводы)

Воспитатель:

Народная мудрость всегда была для крестьян верным помощником.

Ребенок:

- Овес сей, когда береза распустится.

Ребенок:

- Пшеницу сей, когда черемуха зацветет.

Ребенок:

- Комары появились – сей рожь.

Ребенок:

- Не сей пшеницу раньше дубового листа.

Ребенок:

А еще в старину наши предки – мужчины перед севом мылись в баньке перед началом сева, надевали чистые рубахи кланялись в пояс земле – матушке, просили землю дать хороший урожай :

«Нива золотая, добрая, медовая,

Принеси нам хлеба, стебелек до неба»

Воспитатель:

И наша рожь, да пшеница вырастут зернистыми и колосистыми.

(дети сеют зерно в горшки с землей, под легкую музыку)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, хорошо потрудились, но а какая же работа без задушевной песни. Ведь песня поется так и легче трудится и живется.

«Песня о хлебе»

Воспитатель:

Да, ребята, хлеб – это дар матушки – земли, но вырастить его стоит огромного труда.

(дети берут со стола карточки с изображением последовательности выращивания хлеба и держа в руке читают каждый своё стихотворение)

Ребенок :

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Ребенок :

Сеют в поле зерна раннею весною,

А над ними светит солнышко родное,

На ветру веселом зашумят колосья,

Будет урожайной золотая осень.

Ребенок :

Трактора выходят в степи, тянут плуги на прицепе,

Режьте, плуги, как ножом сочный, жирный чернозем.

Ребенок :

Гребнем частым борона расчеши земельку,

Приготовим для зерна мягкую постельку.

Ребенок :

Роет борозды проворно сеялка –кудесница,

В них укладывает зерна ровненько и бережно.

Уж, ты, семечка – зерно, ляжешь в борозду на дно,

Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно.

Ребенок :

Поднимается росток, зеленеет стебелек,

Скоро будет колосок, станет щедрой нивой :

Рослой, сильной, златогривой.

Ребенок :

Хлеб созрел,

В полях моторы песню жатвы завели.

В степь выходят комбайнеры, полевые корабли.

Хлеб созрел, но к нам на стол, прямо с поля не пришёл,

Он уселся на машины и спешит на элеватор.

Ребенок :

Едет хлеб на мельницу.

Богатырь – муковоз на завод муку повёз,

От завода – автомата, льётся теплый, хлебный запах.

Так и скачут из печи плюшки, сушки, калачи,

И в машине в темной будке, где стоит названье «Хлеб»

Едут булочки и сушки в магазин!

Воспитатель:

Вот какой огромный путь проделывает зерно, чтобы стать пышным, ароматным караваем. У меня есть бабушка, бабушка – забавушка, любит очень заморочки, песни, игры, посиделки. Научила она меня одной игре, и я хочу в неё с вами поиграть.

Игра «Сидит ворон на дубу»

Воспитатель:

Молодцы, ребята! В народном календаре есть место труду и празднику. Когда заканчивали жатву – это был праздник! Последний сноп завязывали на поле не срезанным, называли его «борода козла». Колоски сплетали с травой, чтобы силу земле вернуть, а жницы – катались по полю, чтобы вернуть утраченную во время жатвы силу и приговаривали : (девочки катаясь по полу проговаривают)

«Нива моя нива,

Подай мою силу,

Я тебя жала, силу потеряла, ой, нива, нива. »

Ребенок:

Последний сноп украшали лентами и бусами и с песнями несли в село.

Из первого снопа делали кукол – стригушек. Их называли «ржаная баба», «хлебная матушка», «пшеничная кукла».

Ребенок:

По полям, садам и селам, по стране из края в край,

Загорелый и веселый ходит в поле урожай.

Хочет он, чтоб полной чашей жизнь у нас с тобой была,

Чтобы ярче, чтобы краше наша родина цвела.

Ребенок: (выходит с подносом на рушнике и булочками)

Слава миру на земле, слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый, вот он теплый, золотистый,

В каждый дом на каждый стол чтоб он пожаловал, пришел,

В нем здоровье наше, сила,

Хлебу честь воздаем, ведь он – голова всему,

В нем чудесное тепло!

Угощайтесь, гости дорогие!

Воспитатель:

Спасибо вам, ребятушки, за то что в гости ко мне пришли, помогли мне время скоротать.

Если вам понравилась наша встреча, возьмите колосок, если не очень, - цветочек(дети берут предметы и обосновывают свой выбор)

Ай да, пекари!

Магазин «Свежий хлеб»

Приложение №8

Взаимодействие с родителями

Изготовление лепбука «Хлеб- наше богатство»

Макеты хлебобулочных изделий

По полям, садам и селам, по стране из края в край,

Загорелый и веселый ходит в поле урожай.

Хочет он, чтоб полной чашей жизнь у нас с тобой была,

Чтобы ярче, чтобы краше наша родина цвела.

Слава миру на земле, слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый, вот он теплый, золотистый,

В каждый дом на каждый стол чтоб он пожаловал, пришел,

В нем здоровье наше, сила,

Хлебу честь воздаем, ведь он – голова всему,

В нем чудесное тепло!

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint3.sldx>

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области