Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида №5
Информационно – творческий проект
в старшей группе №3 «Солнышко»
<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx>
Подготовили:
Н.А.Захарова, воспитатель
М.А.Ившина, воспитатель
Игра 2015 год
Пашут каждую весну, Поднимают целину, Сеют, жнут, ночей не спят, С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки, Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
Актуальность: Идея проекта появилась во время наблюдения за детьми. Заметили, что принимая пищу, дети могут бросить, не доесть хлеб. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся
к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
В разговорах и беседах выяснили, каковы представления детей о том, кому мы обязаны, что к столу всегда получаем вкусный хлеб. Большинство из них не имели понятия о том, что для того, чтобы иметь всегда хлеб на столе нужно посеять зерно, потом убрать созревшее зерно, размолоть и уже, потом из муки испечь хлеб. Смутными и не совсем ясными были их представления и о труде людей, выращивающих хлеб.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель: формировать у старших дошкольников знания о процессе выращивания, обработки и производства хлеба и хлебобулочных изделий в различные исторические периоды
Задачи:
Создавать условия для развития поисково-исследовательских способностей
Способствовать формированию у детей отчетливого представления о значимости хлеба как основного продукта питания русского человека
Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом такой важный и ценный продукт
Обогащать знания детей о профессиях, структуре трудового процесса и результате труда по выращиванию и производству хлеба
Расширять словарный запас детей
Способствовать созданию эмоционально комфортной среды для самостоятельного проявления творческой активности и обогащения личного опыта каждого ребенка
Словарь: хлебороб, вспахать, плуг, борона, сеялка, серп, жатва, мельница, элеватор, сноп, борозда, мельник, обмолот, жернова, комбайн, комбайнер, тракторист, пахарь, колос, зерно, мука, помол.
Продолжительность проекта – с 26 октября по 20 ноября
Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, родители
Разработка проекта:
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации. Провести экскурсии в пекарный цех и на кухонный блок.
Методы исследования:
сбор информации;
беседы;
чтение художественной литературы;
рассматривание произведений искусства;
конструктивно-продуктивная деятельность;
работа с родителями;
наблюдения;
экскурсии;
создание лепбука «Хлеб - наше богатство»;
выставка хлебобулочных изделий;
проведение праздника «Хлеб - всему голова»;
Ожидаемые результаты: В итоге нашей работы мы ожидаем получить следующие результаты:
сформировать у детей представления о ценности хлеба;
получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
воспитывать бережное отношения к хлебу.
I этап подготовительный: Обогащение среды:
Подбор художественной литературы по теме «Хлеб» и оформление выставки;
Подбор репродукций русских художников на заданную тему;
Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
Оформление стендов для детей и взрослых «Как хлеб на стол попал»
Взаимодействие с родителями:
- совместный подбор пословиц, поговорок, загадок и стихов о хлебе;
- изготовление мини книжки «Хлеб – всему голова»;
II этап практический:
Проведение цикла тематических занятий;
Проведение экскурсий;
Исследовательская деятельность (изготовление теста);
Проведение конструктивно- продуктивной деятельности;
Чтение художественной литературы, знакомство с народными приметами;
Игровая деятельность;
Взаимодействие с родителями:
- организация экскурсии в пекарню;
- изготовление мини книжки «Хлеб – всему голова»;
- подбор информации для изготовления лепбука «Хлеб наше богатство»
- изготовление моделей хлебобулочных изделий для игр.
Дата | Работа с детьми |
В течении всего проекта | Чтение художественной литературы, знакомство с народными приметами: чтение сказок: «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; рассказов: М.Пришвин «Лисичкин хлеб», Е.Пермяк «Колосок», К.Паустовский «Теплый хлеб»; загадок, скороговорки, пословиц, поговорок, примет о хлебе. (Приложение №1) |
28.10.15 30.10.15 | Экскурсия в библиотеку – беседа «Как колосок хлебом на стол пришел»; Экскурсия в пекарню «Ижтрейденга» (Приложение№2) |
26.10.15 10.11.15 17.11.15 | Тематические занятия: «О хлебе» «Откуда хлеб пришел» «Беседа о хлебе» (Приложение№3) |
02.11.15 | Исследовательская деятельность: Экскурсия на «Пищеблок» - «Из чего готовят тесто» (Приложение№4) |
В течении всего проекта | Игровая деятельность:Сюжетно – ролевые игры: «Пекари», «Магазин», «К нам гости пришли». Дидактические игры: «Угадай, что в мешочке», «Разложи по порядку», «Сложи колосок», «Чем пахнет магазин», «Угадай на вкус». Словесная игра: «Узнай по описанию», «Назови разные блюда из круп», «Вершки и корешки». Хороводная игра: «Каравай» Разучивание песни: «Про хлеб» (Приложение №5) |
06.11.15 12.11.15 | Конструктивно - продуктивная деятельность: Аппликация «Колоски» Лепка «Пирожное для друга» (Приложение№6) |
27.11.15 | Проведение праздника «Хлеб – всему голова» (Приложение №7) |
Взаимодействие с родителями: | |
В течении всего проекта | - подбор художественной литературы по теме «Хлеб»; - совместный подбор пословиц, поговорок, загадок и стихов о хлебе; - организация экскурсии в пекарню; - изготовление мини книжки «Хлеб – всему голова»; - подбор информации для изготовления лепбука «Хлеб наше богатство» - изготовление моделей хлебобулочных изделий для игр (Приложение №8) |
III этап – заключительный:
Проведение праздника «Хлеб – всему голова»
Создание презентации о проекте.
Достигнутые результаты:
Изменилась познавательная активность детей;
Расширили представления детей об окружающем мире;
Систематизировали знания о производстве хлеба;
Научились бережно относиться к хлебу;
Познакомились с видами хлебоуборочной техники;
Закрепили знания о труде взрослых;
Научились анализировать, сравнивать и обобщать;
Обогатили речь новыми словами;
Научились общаться, сотрудничать друг с другом, договариваться, работать в группе;
Поняли, что нужно ценить и уважать труд людей.
Приложение №1
Пословицы и поговорки о хлебе
Большому куску рот радуется.
Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
Калач приестся, а хлеб — никогда.
Без денег проживу, а без хлеба не проживу.
Хлеб да вода — здоровая еда.
Помяни соль, чтобы дали хлеба.
Лиха беда — хлеба нажить, а с хлебом — кому хочешь можно жить.
Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет.
Хлеб везде хорош — и у нас и за морем.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги.
Хлеб да капуста лихости не напустят.
Родился бы человек, а краюшка хлеба готова.
Хлебушко — калачу дедушка.
Ешь хлеб, коли пирога нет.
У хлеба не без крох.
Хлеб-соль — взаимное дело.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нам хлебушка подай, а разжуем мы сами.
Хлеб да живот, так и без денег живет.
Без хлеба нет обеда.
Щи с мясом, а нет, так и хлеб с квасом.
Баловством хлеба не добудешь.
Горек обед без хлеба.
Хлеб на стол — и стоп престол, а хлеба ни куска — и стол доска.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Без хлеба живот никогда не живет.
Без соли не вкусно, без хлеба — не сытно.
Хлеба ни куска, так и в горле тоска.
Временами и ломоть за целый хлеб.
Не в пору и обед, коли хлеба нет.
Без хлеба и у воды худо жить.
У меня хлеб чистый, квас кислый, нож острый, черен пестрый, отрежу гладко, так, что глядеть сладко.
Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.
Хлеб за брюхом не ходит.
Чужой хлеб в горле петухом поет.
Чужой хлеб приедчив.
Хлеб поспевает — колхозник не гуляет.
Хлеб в пути не тягость.
Хлеб — всему голова.
Хлеб да вода — крестьянская еда.
Хлеб да крупы на здоровье лупи.
Хлеб да пирог и во сне добро.
Хлеб да соль! — Ем, да свой. — Хлеба есть! -Да негде сесть.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо — за хлебом.
Хлеб с солью не бранится.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеб-соль вместе, а рыбка — в дель.
Хлеб-соль ешь, а правду говори.
Хлеб-соль — заемное дело.
Хлеб-соль и во сне хорошо.
Хлеб-соль — конец обеду.
Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
Хлеб-соль кушал, а нас не послушал.
Хлеб-соль не бранит.
Хлеб-соль — оплатное дело.
Хлеб хлебу брат.
Хлеба к завтрему оставливай, а не дела.
Хлеба край — и под елью рай, хлеба ни куска — и в полатях возьмет тоска.
Хлеба нет — и друзей не бывало.
Хлеба нет — и корочки в честь.
Хлеба ни куска — и в горнице тоска.
Хлеба с душу, денег с нужу, а платья с ношу.
Хлебал меж ушку да выронил душку.
Хлебало-то есть, да хлёбова нет.
Хлебу — мера, деньгам — счет.
Чужой ломоть лаком.
Чужой хлеб вкусен.
Чужой хлеб петухом в горле запоет.
Чужой хлеб слаще калача.
Хлеб ешь зубами, а дело делай руками.
Хлеб за брюхом не гоняется, а брюхо за хлебом.
Хлеб на хлеб сеять — ни молотить, ни веять.
Без хлеба — половина обеда.
Без хлеба — смерть, без соли — смех.
Без хлеба все приестся.
Без хлеба да без каши — ни во что и труды наши.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Без хлеба и с меду тошнит.
Без хлеба и у воды жить худо.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба на воде ноги жидки.
Без хлеба не жить, да и не от хлеба (не о хлебе) жить.
Без хлеба не обед.
Без хлеба сыт не будешь; про то, чего не было, песню не споешь.
Без хлебного корму лошадь на кнуте едет.
Беседа без хлеба не пригожа.
Хлеб — батюшко, вода — матушка.
Хлеб — кормилец.
Хлеб бросать — труд не уважать.
Хлеб в человеке — воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Хлеб да вода — то наша дворянская еда.
Хлеб да капуста лихого не попустит.
Хлеб да соль, и обед пошел.
Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
Хлеб на хлеб — не худо.
Хлеб наш насущный — хоть черный, да вкусный.
Хлеб ногами топтать — народу голодать.
Хлеб с водою, да пирог с лихвою.
Хлеба нет, так и друзей не бывало.
Хлебнуть через край.
Хлебом люди не шутят.
Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.
Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
Хлебцем вместе, табачком врозь.
Хлебушко – пирогу дедушка.
Без печки холодно – без хлеба голодно.
Не в пору и обед, коли, хлеба нет.
Плох обед, если хлеба нет.
Ешь пироги, а хлеб впереди береги.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба, нет обеда.
Много снега – много хлеба.
Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
Хлеб на стол – и стол престол.
Хлеб – батюшка – кормилец.
Без хлеба не сытно, без него и у воды жить худо.
Стихи про хлеб
Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода-
Побежит за трактористом
К синей речке борозда.
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
И черны, как из печи,
Провожают их грачи.
В. Степанов
Земля
Говорит земля травинке:
«Пей, травинка, сок мой чистый!
Скоро вырастешь большая,
Станешь рожью золотистой,
Принесу тебе от дуба
Силу вечную земную,
От прозрачной чистой речки-
Свежесть бодрую лесную.
Ты расти, расти травинка,
Наливайся сладким соком.
Подымайся надо мною
Спелым колосом высоким!»
Я. Дягутите
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят!
Е. Серова
Летом
Зарумянились вишня и слива,
Налилась золотистая рожь,
И как море волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь.
Солнце ходит высоко над сводом
Раскаленных от зноя небес,
Пахнет липа душистая медом,
И шумит полный сумрака лес…
Н. П. Треков
О чем трещат кузнечики
Пойди- ка за околицу,
Когда там зреет рожь,
О чем трещат кузнечики,
Не сразу разберешь.
Трещат они без устали,
Как будто бы кругом
Стрекочут жатки шустрые
В просторе полевом.
Сорвешь два полных колоса,
В ладошках разотрешь…
О чем трещат кузнечики?
О том, что зреет рожь. Щербаков
Пекари
Когда под звездным небом
Все по домам уснут,
Запахнет город хлебом,
Что в темноте везут.
Ночными переулками
Бегут машины с булками.
Внутри грузовика
Лежат, лежат, не смяв бока,
Высокие батоны,
И плюшки всех фасонов,
И халы, и ватрушки,
И калачи, и сушки.
На цыпочках машина,
Чтоб спящих не будить,
Спешит по магазинам
Поклажу развозить.
Машина за машиной-
Шуршат не слышно шины…
Заря займется алая,
И пекари усталые
Халаты снимут белые:
- Мы эти булки сделали,
Высокие батоны,
И плюшки всех фасонов,
И халы, и ватрушки,
И калачи, и сушки.
Катали мы рогалики
И маком посыпали.
Шоферы помогали нам:
Возили их - не спали.
Мы все трудились от души-
Садитесь, ешьте, малыши!
Е. Стюарт
Вот он - хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот - он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал - пришел.
В нем - здоровье наш, сила, в нем - чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом-тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки-
Вырастай богатырем!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас
В добрый день, счастливый час!
С. Погореловский
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
По дорогам пыль клубится-
Едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь…
Урожай у нас хорош.
Убран хлеб, и тихо стало,
Мелют мельницы зерно.
Поле - полюшко устало,
И под снегом спит оно.
Над селом дымки плывут-
Пироги в домах пекут.
В. Степанов
Скороговорки о хлебе
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
Хорош пирожок - внутри творожок
Саша любит сушки, Соня - ватрушки
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Приметы:
Нельзя было, начинать есть новую буханку после захода солнца: это грозило нищетой.
Человек переворачивает буханку хлеба «лицом» вниз накличет на себя серьезные неприятности.
Неровно нарезанный хлеб говорит о том, что столь же неровная и наполненная трудностями жизнь ожидает и человека.
- Овес сей, когда береза распустится.
- Пшеницу сей, когда черемуха зацветет.
- Комары появились – сей рожь.
- Не сей пшеницу раньше дубового листа.
Приложение №2
Экскурсия в библиотеку –
беседа «Как колосок хлебом на стол пришел»
Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Это живая награда за труд.
Экскурсия в пекарню «Ижтрейденга»
Цель: Познакомить с профессией – пекарь.
И пекари усталые
Халаты снимут белые:
- Мы эти булки сделали,
Мы все трудились от души-
Садитесь, ешьте, малыши!
Приложение №3
Тематические занятия:
«Хлеб – наше богатство»
Задачи:
- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;- Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.Предварительная работа:Беседа о сборе урожая хлеба; Рассматривание иллюстраций;Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы; Ход занятия:Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать: Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб) Дети: Хлеб. Воспитатель:Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.Дидактическая игра «Какой хлеб?»Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин «В», который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?Ответы детей: Его покупают в магазине.Воспитатель: А хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?Дети: Пекут из муки.Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?Дети: Из зёрен.Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?Дети: Да хотим.Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …Дети: Тракторист.
Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»В землю зёрнышко попало, (приседают)Прорастать на солнце стало (руки над головой)Дождик землю поливал,И росточек подрастал (медленно встают)К свету и теплу тянулся,И красавцем обернулся. (2 раза)Воспитатель: Ну, вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?Дети: Комбайнёр.Воспитатель: Что же делает комбайн?Дети: Собирает колосья.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?Дети: На мельницу.Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?Дети: На хлебозавод, пекарню. Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)Меше, мешу тесто,Есть в печи место,Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)Переваливай, валяй.(2 раза)
Вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.А что еще пекут из муки кроме хлеба?Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.Воспитатель: А как все это можно назвать, одним словом?Дети: Хлебобулочные изделия.Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, послушайте пословицы а какие еще вы знаете пословицы о хлебе? Дети:(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).«Без хлеба – нет обеда».«Хлеб – батюшка, вода – матушка».«Будет хлеб – будет и песня».«Много свету – много хлеба».«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».«Хлеб надо всегда доедать».«Хлеб нельзя бросать на пол».«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?Дети:Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут. Воспитатель:Какие машины помогают хлеборобам?Дети:Трактора, комбайны, грузовые машины.Воспитатель:Как нужно относится к хлебу?Дети:Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.Воспитатель:Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
«Откуда хлеб пришел» (2 занятия)
Программное содержание:
- Закрепление знаний детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
- закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
- познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую;
- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
- закрепить знания детей о фазах развития растения;
- закрепить знания детей об условиях для роста растений;
- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
- актуализировать, обогащать лексикон по теме «Хлеб»;
- формирование языкового чутья;
- совершенствовать навыки связного высказывания;
- формирование мелкой и общей моторики;
- развитие внимания, памяти, мышления.
Словарная работа: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты, крошки, корка, мякоть, сухари.
Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь.
Материал: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, картинки от зерна до хлеба, схемы условий роста растений, схемы роста растений, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.
Ход занятия:
Воспитатель:
Закружил осенний лист
И упал под ноги.
Кто же золотом решил
Вымостить дороги?
/осень/
- Чем славиться осень?
/ Урожаем/
- Я что-то вам принесла, отгадайте. Что в коробке?
/ Хлеб/
- А как вы догадались?
/ по запаху/
- Конечно, такой аромат идет от хлеба.
Воспитатель читает стихотворение С. Погореловского
Вот он – хлебушек душистый.
Вот он – теплый, золотистый,
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о хлебе.
- Где мы покупаем хлеб? (Ответ детей)
Хлебобулочных изделий много, назовите их. (Ответ детей)
Д/игра «Назови хлебобулочные изделия?» /слоговой анализ слов/
Су | Ба | буб |
- Молодцы, ребята, много знаете хлебобулочных изделий.
Как-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научился размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?
(Ответ детей)
- Хлеб – всему голова!
Без хлеба – нет обеда!
Будет хлеб – будет и песня.
Без хлеба не вкусно и не сытно.
Воспитатель: Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде, чем появиться на полке в магазине. Вы хотите узнать, откуда прошел хлеб? Для этого нам надо отправиться в путешествие в царство полей и труда.
- Отгадайте загадку «Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит» /Выбрать картинку трактора и тракториста/
Пальчиковая игра:
Тара – тара –тара – Ра
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
- Кто работает на тракторе? (Тракторист)
- Найдите картинку, где весной тракторист пашет землю. Зачем он это делает? /Ответ детей: Он готовит землю для зерна. Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен./
- Да, ребята, ведь недаром говорят: «Весенний день год кормит»
- Что делает трактор? /Ответ детей: Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна»
- Давайте рассмотрим с вами зерна. Что вы заметили? Рассмотрите, пощупайте зернышки, чем они похожи, чем отличаются? Правильно, зерна разные – пшеницы, ржи, овса, они отличаются и по форме и по размеру и цвету.
- Как можно назвать эти зерна, одним словом? /Хлебные/
Воспитатель: - А какие условия нужны для роста растений? /Разложить карточки – схемы условий роста растений/
Когда говорим про дождь, читаем закличку:
«Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!»
Когда говорим про солнце, читаем закличку:
Солнце, солнце,
Выблесни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос;
Матушка – рожь
Чтобы встала стеной сплошь.
Воспитатель: Молодцы ребята,
Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Это живая награда за труд.
Воспитатель: Идет время, зерна подрастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. /Рассматриваем картину/
Давайте превратимся и мы в колоски.
Физминутка:
Колоски золоченые
На ветру качаются
На ветру качаются
Низко накланяются.
Воспитатель: Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.
Кинеозилогическое упражнение «Самолет».
Самолет над полем кружит
Следом вьюга вьет и кружит.
Летчик сверху всюду – всюду
Сыпет белый порошок.
Воспитатель: Порошок этот от вредителей.
- Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать.
Воспитатель: А теперь еще одна загадка:
«Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?»
/Комбайн/
- Найдите картинку комбайна.
- Кто работает на комбайне?
/Комбайнер/
Стихотворение:
Поле хлебное созрело,
Жатва жаркая близка,
И комбайн берется смело
Все собрать до колоска.
Время он беречь умеет,
Хлеб пожнет и в тот же миг
Обмолотит, и провеет,
И нагрузит грузовик.
Повернется руль проворный
Под уверенной рукой,
И опять польются зерна
Золотой живой рекой.
Воспитатель: Хоть собрано зерно, да не хлеб еще оно. Зерно везет на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?
А затем на мельницу.
Здесь такое с ним твориться,
В оборот его берут,
В порошок его сотрут!
Что это за порошок? /Мука/
- Человек, который работает на мельнице, называется? /Мукомол/
Дальше муку везут в пекарню.
- Человек, который работает в пекарне, называется? /Пекарь/
Он из муки делает тесто.
Воспитатель: Давайте рассмотрим с вами муку. Что мы можем про нее сказать? /Отличается по цвету. Почему. Как вы думаете? Из разных зерен./
Из пшеницы получают белую муку, из ржи – ржаную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?
- А чем же станет мука на хлебозаводе?
На большом хлебозаводе
Станет тестом та, мука,
Хлебу путь теперь недолгий,
Вот в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал – пришел.
- А сейчас поиграем в игру «Цепочка» /с колоском/
- От куда хлеб пришел?
/Из магазина/
- В магазин от куда попал?
/Из пекарни/
- Что делают в пекарне?
/Пекут хлеб/
- Из чего пекут хлеб?
/Из муки/
- Из чего мука?
/Из зерна/
- Откуда зерно?
/ Из колоса/
- Откуда пшеницы?
/ Выросла в поле/
- Кто вырастил пшеницу?
/Хлеборобы/
Воспитатель:
Давайте, ребята и мы испечем вкусный каравай.
Все дети становятся вокруг девочек и проводят игру «Каравай»
Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к завершению. Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?
(Ответы детей: пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т. д.)
Итог занятия.
Воспитатель: Вот как много людей работают, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом – хлеборобы.
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
- Что вам понравилось на занятии, что нового вы узнали?
(Ответы детей)
Круглый, как солнышко,
На горячем донышке,
В печке подрумянится
Да там и останется.
Остынет на блюде,
Пожалует к людям:
ЕШЬТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!
С огурцами ли, с картошкой
Надо хлеб съедать до крошки.
Приложение №4
Экскурсия на «Пищеблок» -
мастер- класс «Из чего готовят тесто»
Мама Васильевой Ани - Екатерина Алексеевна с радостью откликнулась на нашу просьбу и провела мастер – класс «Как приготовить тесто»
Оно вздыхало и пыхтело,И в таз обратно не хотело.Стремилось нам всем угодить,Семью собою угостить.Дружило с разною начинкой,На противни лежало чинно...И жар ему румянил бок!Скорее пробуй, вот пирог!
Приложение№5
Игровая деятельность
Выставка художественной - литературы и репродукций картин.
М.К. Клодт «На пашне» Г.Г.Мясоедов «Страдная пора (Косцы)»
Приложение №6
Конструктивно - продуктивная деятельность:
Аппликация «Колоски»
Лепка «Пирожное для друга»
Стенд «Как хлеб на стол попал» для детей
Стенд «Как хлеб на стол попал» для родителей
Ржаной и ржано-пшеничный хлеб – 36 часов с момента выпекания.
Пшеничный 24 часа.
Изделия массой 200г. и меньше – до 16 часов.
Полимерная плёнка позволяет хлебу сохранять свежесть до 3 суток.
<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint2.sldx>
Приложение №7
Проведение праздника «Хлеб – всему голова
Задачи :
продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу,
учить анализировать производство хлеба от зерна до каравая,
дать детям почувствовать глубину русских обрядов и обычаев,
Предварительная работа: Заучивание стихов и пословиц о хлебе, рассматривание картин с изображением хлебного поля, рассматривание последовательной цепочки изготовления хлеба на наглядном материале, просмотр мультфильмов о пахарях , о хлебе.
Материал для занятия: Каравай, солонка с солью, скатерти, клеенка, рушник, розетки с землей, розетки со злаками, стеки, лейки , фартуки.
Словарная работа: волость, серп, жернова, нива, жатва, жницы.
Ход занятия:
Интерьер группы оформлен под русскую избу, звучит русская народная мелодия
Воспитатель: (в русском народном наряде)
Жду гостей я дорогих, жду я с нетерпением.
Избу чисто подмела, пирогов я напекла, хлебушка душистого.
Что – то гостюшки мои не торопятся!
Аль забыли обо мне?
(стук в дверь, под русскую народную мелодию, в русских народных костюмах заходят дети)
1 –й ребенок:
Ехали мы мимо, да завернули до дыму
2-й ребенок:
Дома сидеть - ничего не высидеть!
Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Воспитатель:
Проходите, гости дорогие, гостю почет – хозяину честь!
3-й ребенок:
Туда и голуби летают, где их привечают!
Воспитатель:
Заходите, гостюшки, покушать, хлеба свежего порушить.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником, хлеб – соль по старинному подношу, поклоняясь отведать попрошу!
(дети подходят к воспитателю, кланяются, отламывают кусочек хлеба, опускают в соль и едят, садятся на лавки за стол)
Воспитатель:
Собралось ко мне гостей со всех волостей.
Ну, что ж, хорошее начало половина дела!
Приготовила я для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому песню, кому правду.
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли слышно, всем ли видно,
Всем ли места хватило?
4- й ребенок:
Гостям – то, известное дело хватило места, да не тесновато ли хозяюшке?
Воспитатель:
А в тесноте, да не в обиде!
Сядем рядком, да поговорим ладком. А вот о чем поговорим, угадайте.
«мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. Без него плохой обед, вкусней его на свете нет»
Дети:
Дают полный ответ : «В загадке говорится о хлебе»
Воспитатель:
Вы правильно ответили, это хлеб. А какие слова в загадке позволили вам догадаться, что это хлеб?
(Дети дают полные ответы : «я догодался (сь, что это хлеб, потому что в загадке есть слова : «пышный, душистый, белый, черный, вкусный, и. т. д»)
Воспитатель:
Молодцы, ребята, мы уже много говорили о хлебе, а из чего его делают?
(полные ответы детей : «Хлеб делают из муки. Мука бывает пшеничная и ржаная, из ржаной муки пекут черный хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб»)
Молодцы, ребята. У вас у каждого на столе стоят розетки с зернами. Вы их внимательно рассмотрите, да ответ скорей скажите, где пшеница, где овес, у меня для вас вопрос. (Дети рассматривают зерна и дают полные, исчерпывающие ответы)
Зерна все мы рассмотрели, пора сев начинать, пшеницу да овес в поле высевать.
5-й ребенок:
Что ты, хозяюшка, землю перед севом проверить надо!
Воспитатель:
И то правда! Пойдемте в мой огород, землю – матушку потрогаем, да проверим, пора ли зернышкам в борозде ужиться, чтобы летом колоситься.
(дети подходят к столам, на которых стоят горшочки с землей, надевают фартуки)
6-й ребенок:
В старину наши предки прикасались к вспаханной земле раскрытыми ладонями, определяли пора ли сев начинать. Если от земли исходил холод, то рано, а если веяло теплом, то пора. Говорили : «Всякое семя знает свое время»
Воспитатель:
Давайте проверим, хороша ли земля для нашего зерна.
(дети пробуют ладонями землю, объясняют свои ощущения, делают выводы)
Воспитатель:
Народная мудрость всегда была для крестьян верным помощником.
Ребенок:
- Овес сей, когда береза распустится.
Ребенок:
- Пшеницу сей, когда черемуха зацветет.
Ребенок:
- Комары появились – сей рожь.
Ребенок:
- Не сей пшеницу раньше дубового листа.
Ребенок:
А еще в старину наши предки – мужчины перед севом мылись в баньке перед началом сева, надевали чистые рубахи кланялись в пояс земле – матушке, просили землю дать хороший урожай :
«Нива золотая, добрая, медовая,
Принеси нам хлеба, стебелек до неба»
Воспитатель:
И наша рожь, да пшеница вырастут зернистыми и колосистыми.
(дети сеют зерно в горшки с землей, под легкую музыку)
Воспитатель:
Молодцы, ребята, хорошо потрудились, но а какая же работа без задушевной песни. Ведь песня поется так и легче трудится и живется.
«Песня о хлебе»
Воспитатель:
Да, ребята, хлеб – это дар матушки – земли, но вырастить его стоит огромного труда.
(дети берут со стола карточки с изображением последовательности выращивания хлеба и держа в руке читают каждый своё стихотворение)
Ребенок :
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Ребенок :
Сеют в поле зерна раннею весною,
А над ними светит солнышко родное,
На ветру веселом зашумят колосья,
Будет урожайной золотая осень.
Ребенок :
Трактора выходят в степи, тянут плуги на прицепе,
Режьте, плуги, как ножом сочный, жирный чернозем.
Ребенок :
Гребнем частым борона расчеши земельку,
Приготовим для зерна мягкую постельку.
Ребенок :
Роет борозды проворно сеялка –кудесница,
В них укладывает зерна ровненько и бережно.
Уж, ты, семечка – зерно, ляжешь в борозду на дно,
Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно.
Ребенок :
Поднимается росток, зеленеет стебелек,
Скоро будет колосок, станет щедрой нивой :
Рослой, сильной, златогривой.
Ребенок :
Хлеб созрел,
В полях моторы песню жатвы завели.
В степь выходят комбайнеры, полевые корабли.
Хлеб созрел, но к нам на стол, прямо с поля не пришёл,
Он уселся на машины и спешит на элеватор.
Ребенок :
Едет хлеб на мельницу.
Богатырь – муковоз на завод муку повёз,
От завода – автомата, льётся теплый, хлебный запах.
Так и скачут из печи плюшки, сушки, калачи,
И в машине в темной будке, где стоит названье «Хлеб»
Едут булочки и сушки в магазин!
Воспитатель:
Вот какой огромный путь проделывает зерно, чтобы стать пышным, ароматным караваем. У меня есть бабушка, бабушка – забавушка, любит очень заморочки, песни, игры, посиделки. Научила она меня одной игре, и я хочу в неё с вами поиграть.
Игра «Сидит ворон на дубу»
Воспитатель:
Молодцы, ребята! В народном календаре есть место труду и празднику. Когда заканчивали жатву – это был праздник! Последний сноп завязывали на поле не срезанным, называли его «борода козла». Колоски сплетали с травой, чтобы силу земле вернуть, а жницы – катались по полю, чтобы вернуть утраченную во время жатвы силу и приговаривали : (девочки катаясь по полу проговаривают)
«Нива моя нива,
Подай мою силу,
Я тебя жала, силу потеряла, ой, нива, нива. »
Ребенок:
Последний сноп украшали лентами и бусами и с песнями несли в село.
Из первого снопа делали кукол – стригушек. Их называли «ржаная баба», «хлебная матушка», «пшеничная кукла».
Ребенок:
По полям, садам и селам, по стране из края в край,
Загорелый и веселый ходит в поле урожай.
Хочет он, чтоб полной чашей жизнь у нас с тобой была,
Чтобы ярче, чтобы краше наша родина цвела.
Ребенок: (выходит с подносом на рушнике и булочками)
Слава миру на земле, слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый, вот он теплый, золотистый,
В каждый дом на каждый стол чтоб он пожаловал, пришел,
В нем здоровье наше, сила,
Хлебу честь воздаем, ведь он – голова всему,
В нем чудесное тепло!
Угощайтесь, гости дорогие!
Воспитатель:
Спасибо вам, ребятушки, за то что в гости ко мне пришли, помогли мне время скоротать.
Если вам понравилась наша встреча, возьмите колосок, если не очень, - цветочек(дети берут предметы и обосновывают свой выбор)
Ай да, пекари!
Магазин «Свежий хлеб»
Приложение №8
Взаимодействие с родителями
Изготовление лепбука «Хлеб- наше богатство»
Макеты хлебобулочных изделий
По полям, садам и селам, по стране из края в край,
Загорелый и веселый ходит в поле урожай.
Хочет он, чтоб полной чашей жизнь у нас с тобой была,
Чтобы ярче, чтобы краше наша родина цвела.
Слава миру на земле, слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый, вот он теплый, золотистый,
В каждый дом на каждый стол чтоб он пожаловал, пришел,
В нем здоровье наше, сила,
Хлебу честь воздаем, ведь он – голова всему,
В нем чудесное тепло!
<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint3.sldx>