Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок ОНЗ «Возникновение и устройство Римской республики», 5 класс

Основные цели • Сформировать знания о республике и ее устройстве. • Тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний. • Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать, умение оценивать свою деятельность. • Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Предмет: история

5 класс

Тема: «Возникновение и устройство Римской республики»

Основные цели:

Сформировать знания о республике и ее устройстве.

Тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний.

Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать, умение оценивать свою деятельность.

Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

- По легендам Римом правили один за другим семь царей. Последнего звали Тарквиний по прозвищу Гордый. Он не был избран, а захватил власть, убив своего предшественника. Вот что писал о Тарквинии древний римский историк Тит Ливий: «Как и всякий, кто не может рассчитывать на любовь сограждан, он должен был оградить свою власть страхом». Одних патрициев Тарквиний казнил, других выселил из Рима, захватив их имущество. Тогда римляне восстали и изгнали Тарквиния вместе со всей семьей. Больше царей они решили не выбирать.

- Каковы ваши мысли по поводу этого отрывка? (Ответы детей)

- Что же мы хотим сегодня узнать? (Ответы детей)

- Зачем нам это знать? (Ответы детей)

- Я желаю вам удачи в получении этого нового знания, важного для дальнейшего изучения истории Древнего Рима.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

- Для того, чтобы нам узнать, кто же управлял в Риме, если царей больше не было, повторим некоторые знания, которые нам сегодня пригодятся.

Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки.

Ромул

Охрана царя из двенадцати воинов

Патриции

Переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений

Совет - старейшин

Республика

- Попытайтесь дать определение этому понятию? (дети записывают)

- У кого нет ответа на вопрос? Что вы не можете объяснить? (Ответы детей)

- У кого есть ответ на вопрос? Вы уверены в правильности своего ответа? В чем ваше затруднение? (Ответы детей)

3. Выявление места и причины затруднения

- На какой вопрос вы должны были ответить? (Ответы детей)

- Почему вы не смогли ответить на этот вопрос? (Ответы детей)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Ответы детей)

- Какие средства вы будете использовать при достижении цели? (Ответы детей)

- Работать вы будете в парах.

- У вас на столах находятся карточки, содержащие информацию о том, кто управлял в Древнем Риме. Выберите те карточки, которые описывают управление в Риме после отмены власти царя.

План действий:

Работа с карточкой

Работа с текстом

Заполнение рабочих листов

5. Реализация построенного проекта

Карточка № 1

В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции

Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев

Народное собрание выбирало царя, правившего пожизненно

Изгнав Тарквиния Гордого, римляне провозгласили, что управление в Риме отныне не будет находиться в одних руках

Римляне стали выбирать из числа патрициев двух правителей сроком на год. Эти правители назывались консулы

- К чему могло привести такое положение плебеев, которые не участвовали в управлении, хотя несли военную службу и сражались бок о бок с патрициями? (Ответы детей)

- В тексте п. 45 (стр. 209) найдите описание того, что сделали плебеи, чтобы добиться права участия в управлении? Как назывались должностные лица из числа плебеев? (Ответы детей)

- Работая с учебником, заполните рабочие листы.

Рабочий лист № 1

Где проходили выборы консулов?

Кто принимал участие в голосовании?

Кто мог стать консулом?

Что входило в обязанности консула?

Как свою власть консулы распределяли во время войны?

Сделайте вывод: как изменилось управление в Риме после отмены власти царя?

Рабочий лист № 2

Где проходило принятие законов?

Кто мог выступать в Собрании с предложением нового закона?

Что делали остальные граждане?

Мог ли народный трибун запретить голосование?

Сделайте вывод: Как изменилось управление в Риме после отмены власти царя?

Рабочий лист № 3

Каков был порядок пополнения Сената?

Как долго можно было оставаться членом Сената?

Сколько всего было сенаторов?

Какова была функции Сената?

Перед кем отчитывался Сенат в своих действиях?

Сделайте вывод: Как изменилось управление в Риме после отмены власти царя?

6. Первичное закрепление во внешней речи

Каждый ряд озвучивает ответы и выводы рабочих листов.

(Выводы вывешиваются на доске)

Вывод № 1

Вывод № 2

Вывод № 3

- На основании выводов определите, как изменилось управление в Риме после того, как перестали выбирать царей? (Ответы детей)

- Таким образом, изгнание последнего царя, Тарквиния Гордого, привело к тому, что власть в римском государстве принадлежала не одному человеку, а нескольким должностным лицам как из числа патрициев, так и плебеев, которых также стали называть гражданами. Управление в Риме стало общественным делом. Попробуйте теперь сформулировать определение республики.

Республика – общественное дело.

- Установлена республика в Риме была в 509 г. до н. э.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Какое древнее государство (кроме Рима) можно назвать республикой? Обоснуйте свою мысль? (Обсуждение)

8. Включение в систему знаний и повторение

- В наши дни республикой называют государство, главу которого выбирают на определенный срок. Приведите примеры. (Обсуждение)

9. Рефлексия учебной деятельности

- Какое новое знание вы сегодня открыли?

- Почему возникла необходимость в открытии этого знания?

- В чем были затруднения?

- Что помогло вам их преодолеть?

- У вас на столах квадратики двух цветов: зеленые и желтые. Оцените свою работу по рабочим листам и выводам.

Зеленые – затруднений не возникло.

Желтые – справились, но были затруднения.

(Дети поднимают квадратики выбранного цвета)

- Заданием на дом будет заполнение рабочих листов других групп, используя п. 46, выучить определение республики и дату ее возникновения.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области