Предмет: история
5 класс
Тема: «Возникновение и устройство Римской республики»
Основные цели:
Сформировать знания о республике и ее устройстве.
Тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний.
Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать, умение оценивать свою деятельность.
Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
- По легендам Римом правили один за другим семь царей. Последнего звали Тарквиний по прозвищу Гордый. Он не был избран, а захватил власть, убив своего предшественника. Вот что писал о Тарквинии древний римский историк Тит Ливий: «Как и всякий, кто не может рассчитывать на любовь сограждан, он должен был оградить свою власть страхом». Одних патрициев Тарквиний казнил, других выселил из Рима, захватив их имущество. Тогда римляне восстали и изгнали Тарквиния вместе со всей семьей. Больше царей они решили не выбирать.
- Каковы ваши мысли по поводу этого отрывка? (Ответы детей)
- Что же мы хотим сегодня узнать? (Ответы детей)
- Зачем нам это знать? (Ответы детей)
- Я желаю вам удачи в получении этого нового знания, важного для дальнейшего изучения истории Древнего Рима.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
- Для того, чтобы нам узнать, кто же управлял в Риме, если царей больше не было, повторим некоторые знания, которые нам сегодня пригодятся.
Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки.
Ромул | … |
… | Охрана царя из двенадцати воинов |
Патриции | … |
… | Переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений |
… | Совет - старейшин |
Республика | … |
- Попытайтесь дать определение этому понятию? (дети записывают)
- У кого нет ответа на вопрос? Что вы не можете объяснить? (Ответы детей)
- У кого есть ответ на вопрос? Вы уверены в правильности своего ответа? В чем ваше затруднение? (Ответы детей)
3. Выявление места и причины затруднения
- На какой вопрос вы должны были ответить? (Ответы детей)
- Почему вы не смогли ответить на этот вопрос? (Ответы детей)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Ответы детей)
- Какие средства вы будете использовать при достижении цели? (Ответы детей)
- Работать вы будете в парах.
- У вас на столах находятся карточки, содержащие информацию о том, кто управлял в Древнем Риме. Выберите те карточки, которые описывают управление в Риме после отмены власти царя.
План действий:
Работа с карточкой
Работа с текстом
Заполнение рабочих листов
5. Реализация построенного проекта
Карточка № 1
В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции |
Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев |
Народное собрание выбирало царя, правившего пожизненно |
Изгнав Тарквиния Гордого, римляне провозгласили, что управление в Риме отныне не будет находиться в одних руках |
Римляне стали выбирать из числа патрициев двух правителей сроком на год. Эти правители назывались консулы |
- К чему могло привести такое положение плебеев, которые не участвовали в управлении, хотя несли военную службу и сражались бок о бок с патрициями? (Ответы детей)
- В тексте п. 45 (стр. 209) найдите описание того, что сделали плебеи, чтобы добиться права участия в управлении? Как назывались должностные лица из числа плебеев? (Ответы детей)
- Работая с учебником, заполните рабочие листы.
Рабочий лист № 1
Где проходили выборы консулов? | |
Кто принимал участие в голосовании? | |
Кто мог стать консулом? Что входило в обязанности консула? | |
Как свою власть консулы распределяли во время войны? | |
Сделайте вывод: как изменилось управление в Риме после отмены власти царя? |
Рабочий лист № 2
Где проходило принятие законов? | |
Кто мог выступать в Собрании с предложением нового закона? | |
Что делали остальные граждане? | |
Мог ли народный трибун запретить голосование? | |
Сделайте вывод: Как изменилось управление в Риме после отмены власти царя? |
Рабочий лист № 3
Каков был порядок пополнения Сената? | |
Как долго можно было оставаться членом Сената? | |
Сколько всего было сенаторов? | |
Какова была функции Сената? | |
Перед кем отчитывался Сенат в своих действиях? | |
Сделайте вывод: Как изменилось управление в Риме после отмены власти царя? |
6. Первичное закрепление во внешней речи
Каждый ряд озвучивает ответы и выводы рабочих листов.
(Выводы вывешиваются на доске)
Вывод № 1 | Вывод № 2 | Вывод № 3 |
- На основании выводов определите, как изменилось управление в Риме после того, как перестали выбирать царей? (Ответы детей)
- Таким образом, изгнание последнего царя, Тарквиния Гордого, привело к тому, что власть в римском государстве принадлежала не одному человеку, а нескольким должностным лицам как из числа патрициев, так и плебеев, которых также стали называть гражданами. Управление в Риме стало общественным делом. Попробуйте теперь сформулировать определение республики.
Республика – общественное дело.
- Установлена республика в Риме была в 509 г. до н. э.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Какое древнее государство (кроме Рима) можно назвать республикой? Обоснуйте свою мысль? (Обсуждение)
8. Включение в систему знаний и повторение
- В наши дни республикой называют государство, главу которого выбирают на определенный срок. Приведите примеры. (Обсуждение)
9. Рефлексия учебной деятельности
- Какое новое знание вы сегодня открыли?
- Почему возникла необходимость в открытии этого знания?
- В чем были затруднения?
- Что помогло вам их преодолеть?
- У вас на столах квадратики двух цветов: зеленые и желтые. Оцените свою работу по рабочим листам и выводам.
Зеленые – затруднений не возникло.
Желтые – справились, но были затруднения.
(Дети поднимают квадратики выбранного цвета)
- Заданием на дом будет заполнение рабочих листов других групп, используя п. 46, выучить определение республики и дату ее возникновения.