МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» П. ХАНЫМЕЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Обобщение опыта на тему:
«Формирование художественно-эстетического вкуса обучающихся средствами изобразительного
и декоративно-прикладного искусства»
Подготовил: Волошина Людмила Андреевна,
педагог дополнительного образования
п. Ханымей
2016 г.
Обобщение опыта на тему:
«Формирование художественно-эстетического вкуса обучающихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства»
Волошина Людмила Андреевна - педагог дополнительного образования Дома детского творчества п. Ханымей Пуровского района, руководитель студии «Мир фантазии. Мир изобразительного искусства», «Своими руками». Стаж работы в данном учреждении по специальности – 5 лет.
С 2011 по 2016 год работала над темой самообразования «Развитие художественно-эстетического вкуса обучающихся средствами изобразительного и декоративно- прикладного искусства».
Цель: создание оптимальных условий для развития художественно эстетического вкуса и реализации творческих способностей обучающихся.
Задачи:
расширение знаний и кругозора обучающихся;
обучение различным техникам в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
развитие логического мышления, творческого воображения, фантазии, внимания, памяти;
развитие художественного вкуса;
воспитание интереса к изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
План самообразовательной работы
(практический выход по годам):
2011-2012 уч. г. – формулирование проблемы, выявление противоречий и определение путей их решения. Изучение состояния проблемы на практике.
2012-2013 уч. г. – совершенствование теории и методов обучения. Изучение теоретических основ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Проектирование собственной деятельности.
2013-2014 уч. г. – контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающимися. Создание условий для достижения результатов и выполнения поставленных задач.
2014-2015 уч. г. – перспективы деятельности. Применение образовательных технологий в работе.
2015-2016 уч. г. – применение инновационных образовательных технологий в работе, анализ полученных результатов.
Актуальность и перспективность опыта
Социальные преобразования в теперешнем обществе диктуют нам необходимость формирования творческой активной личности, которая обладает способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому перед педагогом стоит важная задача - развивать творческий потенциал у подрастающего поколения.
Занятия ручным трудом многогранно и плодотворно воздействуют на ребёнка. Сформированные изобразительные, художественно-конструкторские способности он применяет как в личной жизни, так и в производственной деятельности. Способность не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, актуальна как никогда. Результат умственного развития - образное, логическое, творческое, креативное, нестандартное мышление. Физическое - развитие мелкой моторики рук ребёнка. В условиях творческого общения в коллективе формируется общий интерес и ответственность, обмен мнениями, то есть формируется активная творческая личность, способная работать в команде.
Проблема художественного развития детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемой частью любой формы творческой деятельности ребёнка и его поведения в целом.
Особое значение для данной проблематики имеют психологические концепции художественного восприятия С. Х. Раппопорта и П. М. Якобсона.
Теоретическая значимость опыта
Методологической основой для обобщения опыта послужили труды известных отечественных педагогов и психологов, специалистов в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства: Н.В. Микелешвили, И.Г. Мосин, Бордо Майер, Е. Воскресенская, В. Мазовецкая, В.А. Баймашов, Ж.Ю.Шквыря, Патриция Наве Черутти, Анна Пипер, Регина Бюлер, Надежда Череда, Ангкана и Алекс Ноймаер.
Развитие художественно-эстетического вкуса ребенка посредством изобразительного и декоративно-прикладного искусства наряду с другими искусствами доказывает свою бесспорную эффективность в современных психологических и нейропсихологических концепциях личностно-ориентированного воспитания. В первую очередь, это психологическая концепция А. Маслоу о метапотребностях человека, где реализация себя в творчестве занимает одну из наивысших ступеней пирамиды, без достижения которой человек не может обрести полноту бытия.
Художественная деятельность одновременно несет в себе когнитивный и эмоциональный аспект, гармонично развивая при этом оба полушария головного мозга. Правое полушарие – «эмоциональный мозг» - служит фундаментом для развития левого полушария – «рационального мозга», и только такое развитие воссоздает полноценную и психически стойкую личность. Поэтому, согласно нейрофизиологу В. П. Симонову, святая обязанность народного и семейного воспитания – создать благоприятные условия для такого развития. Взаимодействие передних отделов левого и правого полушария являются тем физиологическим субстратом, благодаря функционированию которого возникает «диалог двух голосов – воображаемого и критического».
Сущность опыта
Творчество – очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего нас мира. Но еще лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит ее. Кисти, краски, бумага – самые простые и знакомый нам материалы, с помощью которых можно украсить свой окружающий мир. И когда вы увидите удивленные и восхищенные глаза ваших детей, смотрящих на свое творение, вы почувствуете целый океан счастья в их душе. Ведь дети всегда творят с радостью. Им нужно только помочь в этом. После того, как ребенок своими руками начнет создавать красоту, он непременно начнет с любовью и заботой относиться к нашему миру.
Для того, чтобы любовь и гармония вошли в жизнь наших детей, и была открыта в Доме детского творчества студия «Мир фантазии». Мир изобразительного искусства» и «Своими руками»», руководителем которой являюсь с 2011 года.
Условия формирования опыта
В студию принимаются дети, достигшие 7-летнего возраста, независимо от их способностей. Определяющим фактором является активное желание ребёнка и заинтересованность родителей. Название студии говорит само за себя. Одной из ведущих задач деятельности объединения является формирование самостоятельности ребенка через освоение правил и приёмов работы с разнообразными подручными материалами, инструментами и приспособлениями. Это необходимо для нормальной жизнедеятельности человека.
Обобщение опыта основано на формировании художественно-эстетического вкуса у обучающихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Выделены и проанализированы основные проблемы и объективные препятствия к успешному формированию художественно-эстетического вкуса, а так же пути их преодоления в системе дополнительного образования.
Технология опыта
Теоретической основой опыта является дополнительные общеразвивающие программы «Мир изобразительного искусства» и «Своими руками», разработанные в 2011 г. на основании Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, государственных требованиях и методических рекомендаций, предъявляемых к образовательным программам системы ДОД. Авторская образовательная программа «Мир изобразительного искусства» имеет художественную направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, приобретают практические навыки изобразительного творчества. Программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся приобретали определённые знания, а также основополагающие практические умения и навыки в изобразительном искусстве.
Программа рассчитана на 3 года для учащихся в возрасте 7-14 лет, имеет государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности и внешнюю рецензию, составленную кандидатом педагогических наук, начальником научно-методического отдела АНО «СПб ЦДНО» А. О. Маровой.
Результаты мониторинга уровня обученности обучающихся студии
«Мир фантазии. Мир изобразительного искусства" за 2012-2016 учебные годы
Средний показатель | Учебный год | |||
2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | |
на начало года | 4 | 4,8 | 5,7 | 6,9 |
на конец года | 4,8 | 5,7 | 6,9 | 7,9 |
Максимальная оценка – 10 баллов
Результаты мониторинга уровня обученности обучающихся студии
«Мир фантазии. Своими руками" за 2012-2016 учебные годы
Средний показатель | Учебный год | |||
2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | |
на начало года | 5,6 | 6,7 | 7,8 | 8,3 |
на конец года | 6,7 | 7,8 | 8,3 | 9 |
Техническая база опыта
Для реализации образовательных программ «Мир изобразительного искусства» и "Своими руками" была создана техническая база, включающая в себя:
- методические материалы (справочный материал, методические пособия);
- Интернет-сайты по различным техникам ИЗО, рукоделию;
- дидактические материалы (учебно-наглядные пособия, видеотека, тематические стенды).
Материально-техническую базу студии представляет кабинет, который полностью укомплектован необходимым оборудованием.
Новизна опыта
Несмотря на то, что значимость художественно-эстетического воспитания на современном этапе развития общества сложно переоценить, а соприкосновение ребенка с изобразительным и декоративным искусством полезно на любом этапе его развития и является главным условием формирования его художественно-эстетического вкуса, в действительности существует целый ряд трудностей и проблем на пути педагога дополнительного художественного образования.
Исходя из моего педагогического опыта хотелось бы выделить следующие трудности, препятствующие успешному формированию художественно-эстетического вкуса обучающихся:
низкая массовая культура окружающего ребенка общества, бессистемность современного эстетического воспитания, отсутствие раннего погружения в эстетическую среду в семье, нарушение преемственности эстетических целей дошкольного и школьного художественного образования;
размытость критериев сформированности художественно-эстетического вкуса;
преобладание гедонистической функции эстетического воспитания над другими в процессе овладения изобразительным искусством.
Бессистемный подход и отсутствие скоординированных действий всех участников образовательно-воспитательного процесса (семьи, школы и учреждений дополнительного образования) в вопросе эстетического воспитания порождают полную безответственность в передачи культурно-эстетического опыта будущим поколениям. Неконтролируемое погружение ребенка в массовую культуру посредством телевидения, Интернета с самого раннего возраста вызывают неразборчивость вкусовых предпочтений и затухание природной эстетической потребности ребенка.
Выходом из данного культурного кризиса, по моему мнению, может послужить инициативность педагогов дополнительного художественного образования в плане координации действий по всестороннему эстетическому воспитанию подрастающего поколения с учителями искусствоведческих дисциплин общеобразовательных школ, родителями, краеведами, сотрудниками музеев и библиотек, художниками и народными мастерами. Особенно в этом остро нуждаются учащиеся, которые географически находятся в определенном отдалении от культурных центров страны.
Таким образом, новизна опыта заключается в поиске наиболее эффективных образовательных путей развития художественно-эстетического вкуса обучающихся младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования средствами изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Возможность внедрения
Опыт может быть использован педагогами дополнительного образования во внеурочной деятельности (организация кружковой работы в общеобразовательной школе, в музее и библиотеке, в Доме культуры и Центрах детского творчества).
Система работы педагога. Начало творческого поиска.
На сегодняшний день художественное дополнительное образование не всегда оценивается родителями и педагогами общеобразовательных школ как один из самых эффективных путей эстетического воспитания ребенка. Кружковая работа по изобразительному и декоративно-прикладному искусству иногда воспринимается в современном обществе как времяпрепровождение, заполнение детского досуга, а не как трудоемкий многоступенчатый процесс развития индивидуальной творческой личности ребенка, где конечной целью является формирование художественно-эстетического вкуса и сознания, которые напрямую связаны с внутренней культурой личности, ее духовностью, самовыражением и дальнейшей реализацией в обществе и профессиональной деятельности.
Такая деятельность подразумевает укрепление межпредметных связей в искусстве посредством организации презентаций и выставок. Совмещение поэзии, музыки и живописи благотворно влияют одновременно на все чувства учащихся, активизируют зрительное, слуховое, сенсорное восприятие, способствуют глубокому пониманию эстетики , а также дают ощущение сопричастия с высоким искусством. В подтверждение безусловной эффективности такого культурного единения разных искусств мне бы хотелось процитировать гения эпохи Возрождения Л. да Винчи: « Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».
Отдаленность от культурных центров не должна препятствовать систематическому развитию художественно-эстетического вкуса детей. В эпоху тотальной компьютеризации, возможным и доступным стало проведение заочных презентаций и он-лайн мастер-классов российских и зарубежных умельцев, мультимедийное ознакомление детей с историей изящных искусств, жизнью великих художников разных эпох, экспозициями знаменитых музеев мира.
Одной из проблем, возникающих на пути формирования художественно-эстетического вкуса, является размытость критериев его сформированности. Неразрешенным в современной научной литературе по педагогике, эстетике, философии остается вопрос о соотношении художественного и эстетического вкуса, и собственно определение художественно-эстетический вкус требует уточнения. Согласно определению Б. Т. Лихачева, эстетическое сознание в единстве с эстетическим чувством рождают художественно-эстетический вкус – способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиций художественно-эстетического идеала. Художественно-эстетический вкус – это тонкое и сложное умение видеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, высокое и низменное в искусстве.
Методы обучения
Для качественного развития творческой деятельности и воспитания художественно-эстетического вкуса юных художников программой предусмотрены следующие принципы:
предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
объекты творчества обучающихся, которые имеют значимость для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении трех лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Дополнительная общеразвивающая программа «Своими руками» предполагает работу с бумагой и картоном, а так же различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей как, плоские так и объёмные.При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Так же учатся смешивать различные цвета при необходимости. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу. Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений.При работе в технике скрапукинг дети должны уметь пользоваться инструментами, которые мы использовали на занятиях. Для создания открыток и альбома обучающиеся составляют схемы расположений фотографий, декоративных элементов. Дети учатся комбинировать цветной фон с однотонным.
С точки зрения психологии ядром художественно-эстетического вкуса выступает художественное восприятие, которое требует активной работы отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных механизмов психики человека, а их соотношение на разных уровнях восприятия различно.
Анализируя психологические концепции художественного восприятия С. Х. Раппопорта и П. М. Якобсона можно выделить три уровня восприятия личностью произведений изобразительного искусства. Первый уровень – процесс восприятия направлен на усвоение личностью сюжетной стороны художественного произведения. Второй уровень – процесс восприятия вызывает интерес к идейному содержанию и смыслу художественного произведения, намечается переход к переживаниям художественных ценностей. На третьем уровне художественное восприятие перерастает в художественное видение, т.е. оценку предметов и явлений с точки зрения соответствия их художественному идеалу, образ и форма воспринимаются как единое целое.
Собственно художественно-эстетический вкус объединяет в себе две оценки произведения искусства - профессионально-художественную и чувственную, поэтому требует от ребенка целенаправленного развития не только эстетического суждения и восприятия, но и знакомства с грамотой изобразительного искусства. Согласно критериям художественной компетенции, выделенной Н. Н. Долгих, учащийся при сформированном художественно-эстетическом вкусе должен обладать следующими навыками, умениями и знаниями:
умение видеть изобразительную плоскость в целом;
умение выбрать тип формата в зависимости от композиционного замысла;
навыки выбора размера изображения и фона;
навыки передачи при помощи линий и цвета эмоциональной окраски образа;
умение использовать приемы симметрии и асимметрии;
умение выделять сюжетно-композиционный центр;
организовывать статичную и динамичную композицию;
использовать художественный ритм;
использовать возможности контраста и нюанса для выразительного решения композиционного замысла;
формировать образный замысел композиции;
уметь наблюдать окружающую действительность, выделять типичное и достойное для отображения в искусстве.
Без развитых умений и навыков в изобразительной грамоте, знания жанровых и стилистических особенностей вряд ли можно дать объективную и полную оценку тому или иному явлению искусства. Поэтому художественно-эстетическая нацеленность обучения изобразительному искусству ни в коей мере не должна ослаблять его профессиональную сторону. Занятия изобразительного искусства, особенно на начальном этапе, не должны превращаться в изучение истории искусств и в пассивное восприятие знаменитых произведений искусства. В этом смысле очень эффективно обращение к природе родного края: «Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод».
Последней из выделенных проблем в процессе формирования художественно-эстетического вкуса является преобладание гедонистической функции эстетического воспитания над другими в процессе овладения изобразительным искусством. Среди функций эстетического воспитания выделяется гедонистическая функция, другими словами, получение эстетического наслаждения от любования и соприкосновения с искусством, но в процессе формирования художественно-эстетического вкуса она не должна иметь перевес. Поэтому педагог должен учить внимательно рассматривать искусство, не только для наслаждения, но и для анализа.
Мы созерцаем не только для получения эмоции, но для анализа, познания и общения посредством искусства, а именно в процессе созерцания мы постоянно оцениваем, но не только на эмоциональном уровне (нравится - не нравится, какие чувства вызывает произведение), но начинаем оценивать с позиции художника, анализируем и пытаемся глубоко осознать художественный образ, изображенный автором. Именно основы такого анализа помогают обучающимся в дальнейшем объективно оценивать с точки зрения эстетической и художественной значимости и свои произведения, выявлять в них сильные с позиции мастерства стороны, а также видеть определенные недостатки и возможные пути их исправления.
Объективная художественно-эстетическая оценка может также осуществляться ребенком и на этапе замысла своего рисунка и композиции. Особенно важны такие навыки при самостоятельном выборе композиционного материала. Без этого навыка вряд ли возможно совершенствование в искусстве.
Систематические занятия изобразительным искусством в учреждениях дополнительного образования создают наиболее благоприятные условия для формирования художественно-эстетического вкуса обучающихся. Это та утонченная и изящная среда, где удовлетворяется природная эстетическая потребность ребенка в общении с прекрасным, где воспитывается его творческая неповторимость и индивидуальность. Ребёнок, обладающий сформированным художественно-эстетическим вкусом, не станет неразборчивым потребителем, но будет уважительным к законам красоты (законам мироздания), а в этом и заключается высшее проявление эстетики.