Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 57060 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Дополнительная общеразвивающая программа по досуговой и воспитательной деятельности «Кукольный театр»

Цель - развитие творческих, интеллектуальных, речевых и эмоциональных способностей детей -формирование у детей опыта социальных навыков Задачи Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации. Расширять представление детей об окружающей действительности. Уметь определять существенные признаки предметов Воспитывать бережное отношение к реквизиту, игрушкам, куклам, костюмам, декорациям. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров и правилах кукловождения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МКУ ДО «Новодугинская ДШИ»

Дополнительная общеразвивающая программа по досуговой и воспитательной деятельности «Кукольный театр»

Срок реализации – 2 года

Возраст – 7-12 ЛЕТ

Автор:

Преподаватель фольклорного отделения

Кислова Татьяна Викторовна

С.Новодугино

2015 год

Рецензия

На самостоятельную педагогическую разработку комбинаторного типа, представленную преподавателем фольклорного отделения МКУ ДО «Новодугинская ДШИ» Кисловой Татьяны Викторовны.

Тема представленной Дополнительная общеразвивающая программа по досуговой и воспитательной деятельности «Кукольный театр»

соответствует возрастным особенностями детей и является актуальной по значимости для развития ребенка. Автор считает ее педагогически целесообразной поскольку она формирует в условиях дополнительного образования необходимые для обучения в ДШИ навыки и умения. Структура разработки включает в себя введение, отражающее актуальность темы; пояснительную записку, в которой представлен критерии развития дошкольников в процессе театрализованной деятельности; определены цели и задачи, сроки реализации, формы и режим занятии, ожидаемые результаты; цельные практические работы: спектакли, драматизация сказок, проведение концертов. В разработке два раздела: в них сосредоточен содержательный материал для младших классов и старших с тематическим планированием, с программой тренингов по работе с различными жанрами и упражнениями по актерскому мастерству; определено информационное обеспечение, имеется список использованной для разработки литературы.

Разработка представляет собой созданную автором модель, в которой использован содержательный материал, способы, формы и средства нескольких учебных программ, методических пособий, и может быть рекомендована в качестве комбинаторной авторской программы.

ВВЕДЕНИЕ Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые жизненные ситуации и литературные сюжеты. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и в результате получает огромное эмоциональное наслаждение. Такая игра активизирует его мышление, тренирует память и образное мышление, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Для реализации этого желания, для развития выразительности речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства. Такие условия проще всего создать на занятиях «Театра кукол». Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные руководителем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Кроме того, занятия театральной деятельностью требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует развитию волевых черт характера. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность /дружба, доброта, честность, смелость и тд./. Слушая сказки, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков», начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Неуверенным в себе детям на занятиях «Театра кукол», на помощь приходит кукла, так как ее необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Игра с театральной куклой не только помогает ребенку избавиться от собственной неуверенности и страха публичного выступления, но и способствует развитию фантазии и воображения, а так же оказывает благоприятное воздействие на развитие речи и формирование ее выразительности. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляя его сочувствовать персонажу, сопереживать разыгрываемым событиям. 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивает что необходимо: - создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности /поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации; - приобщить детей к театральной культуре /знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров; - создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых; обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. Для выполнения данных критериев в полном объеме и реализации творческо-игровых потребностей ребенка, для систематизирования театрализованной деятельности в единый педагогический процесс автор предлагает самостоятельную педагогическую разработку комбинаторного типа: «Театр кукол». Изучив программу Т. Кузнецовой «Театр кукол», программу Л.Г. Сорокиной «Театр – творчество – дети» и ее методическое пособие «Сценарии театральных кукольных занятий», методику проведения занятий с дошкольниками А.В. Щеткина, опыт работы по театрализованной деятельности Л. Царенко, а так же программу и методические рекомендации к проведению занятий по театрализованной деятельности в детском саду М.Д. Маханевой ; на основе этого и личного опыта работы автор создает самостоятельную общеразвивающую программу «Театр кукол». Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДШИ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе. Данная программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей7-12 лет Детское творчество – одна из актуальных проблем школьной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Н.А. Ветлугина, А. И. Волков и многие другие. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражения личностного «я». Творчество это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человека самого себя, прежде всего в духовной сфере. Актуальность и новизна, данной программы состоит в формировании ребенка в условиях дополнительного образования как самостоятельной творческой личности, способной к быстрой социальной адаптации в окружающем мире; личности обладающей социальными навыками поведения.Реализация данной разработки не ставит целью воспитание артиста - ведущим направлением в ней является развитие духовной личности ребенка и активизация его мышления, раскрытие творческого потенциала и возможных путей его реализации в течение двух лет, а также подготовка ребенка к школе. Цель – развитие творческих способностей и личностных качеств ребенка через театрализованную деятельность. Основным средством достижения поставленной цели выступает театрализованная игра. Задачи – последовательное знакомство детей с видами театра; поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков детей; раскрепощение ребенка; воспитание культуры поведения в театре; овладение ребенком навыков импровизации в играх - драматизации на тему знакомых сказок; пополнение словарного запаса у детей, знакомство с театральной терминологией; воспитание коллективного действия и взаимодействия; пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать. Принципы: гуманизация, системность, индивидуализация Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам. «Музыкальный фольклор», где дети учатся слышать в народной музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей). «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений. «Народный танец», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого – либо героя, его характер, настроение. Программа.«Театр кукол» по способу передачи материала является творческой, по целевой направленности – развивающей, по способу организации педагогического процесса – комплексной, интегрированной, вариативной. Образовательной областью является театральное искусство. Искусство есть одновременно и созидание, и познание, и общение между людьми. Оно концентрирует в себе все главные особенности нравственно – этического отношения к миру и развивает способности ребенка к творчеству. Данная программа помогает выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в процессе воспитания. Она рассчитана возрастные категории:7-12 лет. Годовая нагрузка для любого возраста - 144ч. Занятия проводятся два раза в неделю, согласно расписания, продолжительность занятий соответственно возрасту детей, 40 – 45 минут. Каждое занятие проводится дважды для лучшего усвоения материала. Учебно - тематический план включает в себя восемь основных блоков: 1 блок – основы кукловождения. 2 блок – основы кукольного театра. 3 блок – основы актерского мастерства. 4 блок – основные принципы драматизации. 5 блок – самостоятельная театральная деятельность. 6 блок – театральная азбука. 7 блок – проведение праздников. 8 блок – проведение досугов и развлечений. Следует отметить, что блоки взаимосвязаны и реализуются в течение учебного года в процессе постановки спектакля, праздника. Основными формами обучения являются: показ, самостоятельная работа, репетиция, спектакль; сопутствующими – экскурсии, выставки, просмотр фильмов и спектаклей, прослушивание музыкальных произведений. Содержание занятий по « Театру кукол» включает в себя: игры – драматизации; упражнения для социально – эмоционального развития детей; упражнения по дикции /артикуляционная гимнастика/; задания для развития речевой интонационной выразительности; игры – превращения /учись владеть своим телом/; пальчиковый тренинг для развития моторики рук; упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, пластики /мизансценирование/; театральные этюды; знакомство с текстом разнообразных сказок, инсценировки, упражнения по этике, - просмотр кукольных спектаклей и обсуждение. Основным методом развития творческих способностей ребенка выбрана импровизация. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно- пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Известно, что ребенок знакомится с окружающим его миром с помощью зрения /зрительного анализатора/, слуха /слухового анализатора/ и движений /двигательного анализатора/. Все, что его окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт. Поэтому при проектировании предметно – пространственной среды, следует учитывать: индивидуальные особенности развития детей, их интересы и склонности, предпочтения и потребности, творческие способности, любознательность. А так же соблюдать принцип обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей. Поэтому данная педагогическая разработка предусматривает как групповые, так и индивидуальные занятия с детьми. Во время занятий необходимо: - внимательно выслушивать ответы и предложения детей; - если они не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действиям с персонажем; - при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; - в заключение различными способами вызывать у детей радость. На каждом занятии /независимо от темы раздела/ обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, выразительности речи, актерского мастерства, ритмопластики, моторики /тренинг/. Для того чтобы влиять на развитие артистических способностей детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого следует фиксировать результаты: - диагностика /октябрь - январь - май/; постановка кукольных спектаклей: драматизация сказок; проведение концертов, праздников/в течение года/. Раскрытию творческих способностей детей способствует наличие: помещения для репетиции и представления спектаклей; набор театральных кукол /настольных, гапитных, перчаточных/ и ширма; костюмы и декорации;магнитофон, проигрыватель, кассеты; детские музыкальные инструменты. МОДЕЛЬ 

Дополнительная общеразвивающая

актуальность

Цель

Задачи

Прогнозируемые результаты

Содержание из трех компонентов

Программы, учеб. планы Министерство обр. РФ

Программы, метод. лит-ра, учеб. планы науки и просвещения 

Учеб. – тематические планы, тема по самообразованию педагога доп. обр.

Форма 

Основная

сопутствующая

Виды 

Индивидуальные

Групповые

Формы контроля

Цель - развитие творческих, интеллектуальных, речевых и эмоциональных способностей детей; -формирование у детей опыта социальных навыков Задачи: Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации. Расширять представление детей об окружающей действительности. Уметь определять существенные признаки предметов Воспитывать бережное отношение к реквизиту, игрушкам, куклам, костюмам, декорациям. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров и правилах кукловождения. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую форму речи. Развитие эмпатии/сопереживание/. Приучать детей правильно оценивать свои и чужие поступки, а также персонажей кукольных и драматических спектаклей. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя навыки и умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. В старшей группе для обучения детей средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произносить знакомые слова с разной интонацией: возьми, принеси, помоги. Привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения. «Дай мне куклу», « Мама пришла за мной» и т.д. Такие задания приводят к необходимости знакомить детей с эмоциональными основными состояниями /радость, печаль, страх, удивление, злость/ и способами их невербального и вербального выражения. Продолжается работа с куклой на гапите в этюдной форме, это дает возможность ребенку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать ее действия, чувства и мысли. Этюды с куклами чередуются с этюдами по актерскому мастерству, что дает возможность ребенку научиться проникать в мир художественных образов и овладеть основными нюансами речи.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Ребенок должен заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельностью.

Уметь разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.

Уметь чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Уметь выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями и иной аудиторией.

Уметь самостоятельно использовать в театрализованных играх и представлениях выразительные средства для создания образа/интонацию, жест, мимику, движение/.

Знать некоторые виды театров /кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др./.

Знать некоторые приемы кукловождения, применяемые в знакомых видах кукольного театра /настольных, пальчиковых, гапитных кукол/.

Ребенок должен иметь представление о театре, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре и на репетициях.

Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов

1 Раздел: Введение. Тема: 1.1. Вводное занятие. Правила поведения в кол-ве. Техника безопасности. Тема: 1.2. Прослушивание, диагностика. 2 Раздел: Театрализация. Тема: 2.1. Игровой урок «Пойми меня», «Изобрази Героя», «Играем сказку». Тема: 2.2. Язык жестов. Мимика и настроение. Схематичное изображение эмоции. Учимся говорить – громко, четко, выразительно. Тема: 2.3. Настольный театр. Управление настольными куклами. Театрализация сказки. Тема: 2.4. Игровые упражнения «Узнай кто это» на основе потешек и сказок. Тема: 2.5. Знакомство с куклой на гапите. Кукловождение /речь, песня, танец/. Драматизация сказки. 3 Раздел: Работа над сказкой. Тема: 3.1. Чтение сказки. Беседа по содержанию. Характеристика героев. Распределение ролей. Тема: 3.2. Упражнения и этюды на тему и события Сказки. 4 Раздел: Постановка. Тема: 4.1. Работа над 1 частью сказки. Жест, мимика, эмоция – основа характера героя. Тема: 4.2. Работа над 2 частью сказки. Характер героя. 5 Раздел: Репетиция. Тема: 5.1. Знакомство с музыкой к сказке. Репетиция с фонограммой. Тема: 5.2. Репетиция отдельных номеров.

2 ч. 2 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 8 ч. 8 ч. 4 ч. 

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов.

Тема: 5.3. Сводная репетиция, отработка переходов и перестановок. 6 Раздел: Показ. Тема: 6.1. Черновой и генеральный прогон. Тема: 6.2. Премьера. 7 Раздел: Актерское мастерство. Тема: 7.1. Творческие игры и упражнения по речи. Рассказываем любимые сказки. Тема: 7.2. Рассказ по картинкам /иллюстрациям/. Основные эмоции/радость, печаль, страх, удивление, злость и др./ в картинках. Тема: 7.3. «Сказка ложь да в ней намек Добрым молодцам урок» /эмпатия/. «Если с другом вышел в путь» /взаимозависимость людей в жизни/. Тема: 7.4. « Следствие ведут колобки» - игровой урок /определяем признаки предметов, человеческих эмоций/. Тема: 7.5. Игры, упражнения, театральные этюды с использованием театральной куклы. Драматизация сказок. 8 Раздел: Работа над сказкой. Тема: 8.1. Чтение сказки. Беседа по содержанию. Характеристика героев. Распределение ролей. Тема: 8.2. Упражнения и этюды на тему и события сказки. 9Раздел: Постановка. Тема: 9.1. Работа над 1 частью сказки. Жест, мимика, Эмоция – основа характера героя. Тема: 9.2. Работа над 2 частью спектакля. Характер и речь героя. 

4 ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 4 ч. 6 ч. 4 ч. 6 ч. 4 ч. 6 ч. 12 ч. 12 ч.

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов.

10 Раздел: Репетиция. Тема:10.1 Знакомство с музыкой к сказке. Репетиция с фонограммой. Тема: 10.2. Репетиция отдельных номеров. Тема: 10.3. Сводная репетиция, отработка переходов и перестановок. Раздел: Показ. Тема: 11.1. Черновой и генеральный прогон. Тема: 11.2. Премьера. Итого:

6 ч. 4 ч. 6 ч. 4 ч. 2 ч. 144 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ

1 год

1.Раздел: Введение.Тема:1.1. Вводное занятие правила поведения в кол-ве. Техника безопасности. 2 ч. Беседа о театральном зале «Наш красивый зал опять

Очень рад гостей встречать».

Вопросы для детей: Как называется зал? Что в зале напоминает театр? Чем вам больше всего нравилось заниматься в прошлом году?

Задачи на новый год. Правила поведения: уважать, не обижать, не баловаться, бережно относится к куклам, реквизиту, сценической одежде. Техника безопасности во время работы в зале.

Игра «Назови свое имя». Для чего человеку имя? /общаться, знакомиться, что – то спросить/. Слова необходимые для знакомства /как тебя зовут, давай познакомимся, будем знакомы и т.д./. Чтение отрывков из сказок сцен знакомства «Зимовье зверей», «Котофей и лиса». Игра в знакомства. Знакомство детей, взрослого и ребенка, ребенка и собаки и т.д. Вывод на тему для чего люди знакомятся /много друзей, лучше узнать друг друга, помогать /. Дети самостоятельно выбирают любую театральную куклу и участвуют с ней в инсценировке сказки /песни/.

Тема: 1.2. Прослушивание диагностика. 2 ч. Оценка театрально – игровой деятельности по следующим направлениям: - дикция /потешки, скороговорки/

жесты / этюды на выразительность жеста «расскажи стихи руками/.

Мимика /природная подвижность мышц лица/

Движение под музыкальное сопровождение.

Желание участвовать в играх – драматизациях.

Умение общаться с партнерам.

Способность к импровизации

2. Раздел: Театрализация.

Тема: 2.1. Игровой урок «Пойми меня», «Изобрази героя», « играем сказку». 4 ч. Игра « назови ласково имя соседа».

Составные части общения: жест, мимика, пластика, интонация.

Вопросы детям: Как вы узнаете друг друга? / по лицу, голосу, одежде, прическе и т.д./ Как выглядит кот в сапогах, Золушка, Карабас Барабас и др.?

Игра «изобрази героя». Дети должны по желанию показать своего сказочного героя /деда, бабку, зайца, колобок, лапоть, солдата и др/ с помощью мимики, жестов, походки. . Игра «пойми меня». От лица выбранного героя попытаться объяснить, что - либо, партнеру.

Игра « играем сказку». Педагог читает стихи, детям предлагается изобразить услышанное. Работа с куклой театра игрушек над инсценировкой.

Тема: 2.2. Язык жестов. Мимика и настроение. Схематичное изображение эмоции. Учимся говорить – громко, четко, выразительно. 4ч.

Жест – движение руки. Говорим жестами, без слов: иди сюда, уходи, здравствуй /военные/, до свиданья, да, нет, я, ты, тихо, нельзя, думаю, отстань, спать, иди, высокий, низкий.

Мимика – выражение лица, которое зависит от настроения. Схематично изобразить эмоцию: радость, грусть, спокойствие, ужас, обида, удивление, горе, страх, восторг, боль. Пластика – движение тела, походка. Показать как ходит: медведь, петух, заяц, лиса. Педагог читает стихи, дети изображают услышанное. Игра «измени голос». Изобразить голос медведя, лисы, кукушки, кошки, петуха и т.д. Игра «паровозик». Дети садятся на «паровозик»/ имитация руками/ и медленно повторяют скороговорку /заучивая/, затем «колеса курятся» быстрее, темп скороговорки увеличивается.

Тема: 2.3.Настольный театр. Управление настольными куклами. Театрализация сказки. 4 ч.

Театр игрушки. Пальчиковый театр. Настольно- плоскостной.

Фланелеграф. Драматизация сказок куклами настольного театра.

Тема: 2.4. Игровые упражнения «узнай кто это» на основе

потешек. 4ч.

Работа над звуками, скороговоркой. Самостоятельный подбор движений, жестов, мимики в работе над потешками. Игра « узнай, кто это» - ребенок изображает любое животное или предмет, остальные дети отгадывают кто или что это. Театрализация сказки «Теремок». Загадки по действующим лицам. Дети выбирают себе героя, показывают его. Нужно узнать кто это. Драматизация сказки.

Тема: 2.5. Знакомство с куклой на гапите. Кукловождение /речь, танец, песня/. Драматизация сказки. 4 ч.

Работа над речью, жестами, мимикой. Звуковая подача. Знакомство детей с куклой на гапите. Гапит – это палка, на которой крепится кукла. Ребенок держит куклу за гапит, поднимает над ширмой на три четверти. Кукла смотрит на того, с кем разговаривает. Кукла смотрит туда, куда направлен нос куклы. Разговор куклы сопровождается движением. Освоение навыков кукловождения строится на основе потешек, мини сказок.

3 Раздел: Работа над сказкой.Тема: 3.1.Чтение сказки. Беседа по содержанию. Характеристика героев. Распределение ролей. 4 ч. Работа над речью в игровой форме. Театральная импровизация детей на русские потешки. Чтение сказки. Вопросы детям: Что происходит в этой сказке? Какие герои есть в ней? Чего они хотят? Хорошо ли поступают? Почему они так делают? Кто вам понравился и почему? Чем закончилась сказка? Какой характер у героев? Распределение ролей с учетом желания детей и их творческих способностей.

Работа над потешкой: Егорушка – Егор, Чух, чух, дятел. Театрализация сказки куклами на гапите «Репка» или др.

Тема: 3.2. Упражнения и этюды на тему и события сказки. 4 ч.

Отработка выразительности движений у детей соответствующих тексту потешек. Самостоятельный поиск жестов. Вопросы для детей: Какую сказку мы с вами читали на прошлом занятии? Что там произошло? Каких героев вы помните? Кого вы играете? Какие поступки совершает герой? Работа над материалом сказки этюдным методом. Импровизация песни куклами.

4 Раздел: Постановка.Тема: 4.1. Работа над 1 частью сказки. Жест, мимика, эмоция – основа характера героя. 8 ч.Тренинг по речи, пластика рук. Упражнения на воображение. Творческие упражнения: доктор и ребенок «Уши», «Приходите, поглядите», «Танечка – хозяйка» и др. Практическая работа над первой частью сказки. Работа над поиском выразительности речи, жеста, мимики. Мизансценирование. Ориентация ребенка в пространстве.

Тема: 4.2. Работа над 2 частью сказки. Характер героя. 8 ч.

Тренинг по речи, работа над скороговоркой, упражнения для рук. Театральные этюды и упражнения. Практическая работа над второй частью сказки. Работа над поиском выразительности речи, жеста, мимики. Мизансценирование. Ориентация ребенка в пространстве.

5 Раздел: Репетиция.

Тема: 5.1. Знакомство с музыкой к сказке. Репетиция с фонограммой. 4 ч.

Тренинг по речи, по пластике. Игра « изобрази настроение». Театрализация потешек куклами. Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» или «Кораблик». Беседа по содержанию на морально – этические темы. Значение музыки в сказке, прослушивание музыки. Определение своей музыки на момент выхода, ухода, перестановок. Характер музыки – характер героев. Практическая работа на площадке с музыкой.

Тема: 5.2. Репетиция отдельных номеров. 4 ч.

Работа над речью, пластикой

Практическая работа на сценической площадке. Отработка отдельных номеров: песни, танцы, стихи ит.д.

Тема: 5.3. Сводная репетиция, отработка переходов и перестановок. 4ч.

Тренинг по речи, звуковая подача. Практическая работа над постановкой сказки. Соединение 1 и 2 части спектакля в единый спектакль. Работа с реквизитом во время постановки. Подбор костюмов. Закрепление перестановок.

6 Раздел: Показ.

Тема: 6.1. Черновой и генеральный прогон. 2ч.

Подготовка сказки к публичному показу.

Тема: 6.2. Премьера. 2 ч.

Публичное выступление. Диагностика по результату работы: речь, интонация, жест, мимика, умение общаться с партнерам, способность к импровизации, желание участвовать в спектакле.

7 Раздел: Актерское мастерство.

Тема: 7.1. Творческие игры и упражнения по речи. Рассказываем любимые сказки.

Этюды. Игры – превращения. «Любимая игра» - рассказать о своей любимой игре, можно по желанию проиграть. Беседа - почему всем нравятся разные игры и разные сказки? Каждый имеет свои интересы и предпочтения. Знакомство со сказкой Я. Тенясова. «Хвастатый хвастунишка». Вопросы к детям: Какой был петушок в сказке? Какими средствами выразительности мы можем это передать?/голосом, мимикой, жестом/ Импровизация детей на тему сказки куклами и в живую.

Тема: 7.2. Рассказы по картинкам/иллюстрациям/. Основные эмоции /радость, печаль, страх, удивление, злость и др./ в картинках. 4 ч.

Тренинг по речи, работа над скороговоркой. Работа над выразительностью движений и мимики на основе потешек: «Уж ты, серенький коток», «Ты, мороз, мороз, мороз.» и др. Рассматривание сюжетных картинок. Вопросы детям: Что изображено на этой картине? Какое настроение у героев? Что могло произойти? В каких ситуациях у нас бывает такое настроение? Дети изображают на своих лицах соответствующие эмоции. Все вместе выбирают: самое радостное, самое злое, самое грустное, самое пугливое. Раздаются сюжетные картинки, на которых, на которых изображены ситуации / девочка разбила чашку/, нужно оценить ситуацию, дорисовать лицо в соответствии с данной ситуацией. Эмоция – душевное переживание, чувство. Рассматривая картинки, отмечают характерные особенности, отражающие ту или иную эмоцию./ Радость – веселые глаза слегка прищурены, уголки губ приподняты в верх, выражение лица веселое. Злость – брови нахмурены, глаза смотрят из под бровей, губы плотно сжаты./ Театральные этюды на рождение эмоции : «Баба – яга»/злость/. Б.Я. поймала А. И велела ей затопить печь, чтобы потом съесть ее, а сама уснула. Проснулась, а А. нет - сбежала. Рассердилась Б.Я., что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

« Один дома» /страх/. Мама – зайчиха ушла добывать еду, и зайчонок остался один в домике. Вокруг темно, слышно разные шорохи.

« Про Таню» /горе и радость/. Наша Таня громко плачет,

уронила в речку мячик…

Тема: 7.3. «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок» /эмпатия/. «Если с другом вышел в путь» /взаимозависимость людей в жизни/. 6ч.

Тренинг по речи, игры-упражнения. Беседа: «для чего нужны сказки».

Знакомство со сказкой К. Чуковского «Айболит и воробей» Вопросы детям: О чем эта сказка? Какие герои понравились и почему? Какое настроение было в начале и как оно изменялось в разных ситуациях. Настоящие друзья всегда приходят на помощь. Игра «Изобрази настроение» /героев сказки/.

Слушание песни М. Танича и В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». Вопросы для детей: О ком это песня? За что нравятся друзья? Как вы помогаете своим друзьям? А вам помогали друзья? Вывод: Люди необходимы друг другу, они взаимозависимы. Стихи о друге. Загадки по героям сказки. Драматизация сказки «Айболит и воробей». Сопереживание героям. А что происходит, когда друзья ссорятся? Чтение сказки «Как поссорились солнце и луна». Вопросы детям: О чем сказка? Какие герои? Что произошло? Настроение героев злое. Как изменяется лицо, когда мы сердимся? Инсценировка диалога ссоры. Упр. «Изобрази эмоцию». Драматизация сказки. Прослушивание сказки «у страха глаза велики» Беседа по сказке. Определение эмоции. Игра «изобрази героя». Драматизация сказки куклами.

Тема: 7.4. «Следствие ведут колобки» - игровой урок /определяем признаки предметов, человеческих эмоций/. 4 ч.

Тренинг по речи; пластика; скороговорки. Вопросы детям: Чем один мяч отличается от другого? /большой, маленький, синий, красный и т.д./. Понятие о признаках предмета. Игра тренинг по подбору признаков предмета. Стол – большой, стул – деревянный. Педагог называет признаки,

дети должны догадаться, что это за предмет. Этюды на предметы. Работа на основе потешек.

Тема: 7.5. Игры, упражнения, театральные этюды с использованием театральной куклы. Драматизация сказок. 6 ч.

Артикуляционная гимнастика; речь; скороговорки; интонационная выразительность; мимика; жест. Игра «подскажи словечко». Упр. на воображение. Короткие истории. Правила кукловождения. Этуды с куклой на основе потешек и детских сказок.

8 Раздел: Работа над сказкой.

Тема: 8.1. Чтение сказки. Беседа по содержанию. Характеристика героев. Распределение ролей. 4 ч.

Артикуляционная гимнастика; тренинг. Чтение сказки. Вопросы детям: Что происходит в сказке? Какие герои есть в сказке? Как поступают? Чего хотят? Чем заканчивается сказка? Кто вам понравился и почему? Распределение ролей с учетом желания детей и их творческих способностей. Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»/чтение, беседа/.

Тема: 8.2. Упражнения и этюды на тему и события сказки. 6 ч.

Отработка выразительности движений у детей на основе потешек. Самостоятельный поиск выразительности при передачи образа. Вопросы детям: Какую сказку мы с вами читали? Что в ней произошло? Кого вы играете? Какие поступки совершает герой? Работа над материалом сказки этюдным методом. Импровизация куклами.

9 Раздел: Постановка.

Тема: 9.1. Работа над 1 частью сказки. Жест, мимика, эмоция – основа характера героя. 12 ч.Тренинг по речи, пластика рук. Творческие упражнения по актерскому мастерству. Практическая работа над 1 частью сказки. Работа над поиском выразительности речи, жеста, мимики. Ориентация ребенка в пространстве.

Тема: 9.2. Работа над 2 частью спектакля. Характер и речь героя. 12ч.

Тренинг по речи. Театральные этюды и упражнения. Практическая работа над 2 частью сказки. Работа над поиском выразительности речи, жеста, мимики. Драматизация сказки « Заюшкина избушка» и др.

10. Раздел.

Тема: 10.1 Знакомство с музыкой к сказке. Репетиция с фонограммой. 6 ч.

Значение музыки в сказке. Прослушивание музыкальных сказок. Прослушивание музыки к сказке. Определение своей музыки. На момент выхода, ухода, перестановки. Характер героя – характер музыки. Практическая работа на площадке с музыкой.

Тема: 10.2. Репетиция отдельных номеров. 4 ч.

Работа над речью, пластикой. Практическая работа на сценической площадке. Отработка отдельных номеров: песни, танцы, стихи.

Тема: 10.3. Сводная репетиция, отработка переходов и перестановок. 6 ч.

Тренинг по речи, звуковая подача. Практическая работа над постановкой сказки. Соединение 1 и 2 части сказки в единый спектакль. Работа с реквизитом во время постановки. Подбор костюмов. Закрепление перестановок.

11. Раздел. Показ.

Тема: 11.1 Черновой и генеральный прогон. 4 ч.

Подготовка сказки к публичному выступлению.

Тема: 11.2. Премьера.

Публичное выступление. Диагностика по результату работы: жест, мимика, речь, интонация, умение общаться с партнерам, способность к импровизации, желание участвовать в спектакле.

 Цель – развитие потребностей и способностей ребенка к творческой самостоятельности в театрализованной деятельности; коррекция самооценки ребенка посредством театрализованной деятельности. Задачи: Совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства. Развивать творческую самостоятельность и поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа. Продолжать активизировать и уточнять словарь детей, отрабатывать дикцию и интонационную выразительность. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать культуру речевого общения. Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей. Продолжать воспитывать гуманные чувства и чувство сопереживания. Формировать чувства сотрудничества и взаимопомощи. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве. Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, костюмам, декорации. В подготовительной группе дети повторяют принцип работы настольного театра, продолжают работу с куклой на гапите, с перчаточной куклой. Знакомятся с тростевой куклой, а также с куклами, созданными по системе «люди – куклы». Упражнения с куклами различных систем, работа над этюдами являются подготовительными к постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста. Детям дается возможность проявить инициативу, для чего строят обсуждение так, чтобы каждый ребенок мог разобраться в характерах персонажей. Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенок самостоятельно выбирает для своего персонажа выразительные средства. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Ребенок должен заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельностью.

Уметь разыгрывать представления, инсценировки с элементами кукольного театра, костюмами, декорацией и музыкальными фонограммами.

Уметь самостоятельно использовать актерские средства выразительности для создания сценического персонажа/ поза, жест, мимика, голос, движение/.

Уметь широко использовать в театрализованной деятельности различные виды искусства /танец, песня, игра на народных инструментах/.

Уметь чувствовать, понимать и передавать эмоциональное состояние героев.

Знать приемы кукловождения применяемые в знакомых видах кукольного театра.

Знать правило поведения в театре, на репетиции, во время спектакля.

Ребенок должен иметь представление о разных видах театра, о театральных профессиях, о сопутствующих видах искусства /песня, танец, музыка, живопись, скульптура, литература/.

Учебно – тематический план 2 год

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1 Раздел: Введение. Тема: 1.1. Вводное занятие. Правила поведения в кол - ве. Техника безопасности. Тема: 1.2. Прослушивание, диагностика. 2 Раздел: Театрализация. Тема: 2.1. Попробуем измениться /жест, мимика, пластика, интонационная выразительность/. Тема: 2.2. Особенности простых видов настольного театра кукол. Кукла на гапите. Тема: 2.3. Театральные этюды, игровые упражнения п актерскому мастерству на основе потешек и русских сказок /Теремок, Колобок/. 3 Раздел: Стихотворная форма речи. Тема: 3.1.Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем. 4 Раздел: Работа с пьесой. Тема: 4.1. Чтение сценария. Беседа по содержанию. Распределение ролей. Тема: 4.2. Упражнения и этюды на события, происходящие в пьесе. 5 Раздел: Постановка спектакля. Тема: 5.1. Работа над 1 частью спектакля. Монологическая речь /составление рассказа по картинкам/. Эмоция и ее изображение с помощью мимики и жеста. Тема: 5.2. Работа над 2 частью спектакля. Диалог. Характер и эмоция. Тема: 5.3. Работа над художественными номерами. 6 Раздел: Репетиция. Тема: 6.1.Прослушивание музыкально – шумовой партитуры. Репетиция с фонограммой. Тема: 6.2. Сводная репетиция. Отработка переходов и перестановок в декорациях.

4 ч. 2 ч. 6 ч. 4 ч. 10 ч. 4 ч. 4 ч. 6 ч. 10 ч. 10 ч. 6 ч. 4 ч. 1 ч.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Раздел: Спектакль. Тема: 7.1. Черновой и генеральный прогон в костюмах. Тема: 7.2. Премьера /публичное выступление/ как результат проделанной работы. Раздел: Актерское мастерство. Тема: 8.1. Эмоциональное состояние /ситуация/ и его воплощение на игровой площадке. Тема: 8.2. Этюды и упражнения на память физических действий. Драматизация детских сказок. Тема: 8.3. Память, логика и мышление. Творческие упражнения, беседа по сказкам, сочинение своей сказки. Работа с театральной куклой. Раздел: Работа с пьесой. Тема: 9.1. Чтение пьесы. Беседа по содержанию. Распределение ролей. Тема: 9.2. Упражнения и этюды на события, происходящие в пьесе. 10 Раздел: Постановка спектакля. Тема: 10.1. Работа над 1 частью спектакля. Характер и речь героя. Тема: 10.2. Работа над 2 частью спектакля. Характер и речь героя. 11 Раздел: Репетиция. Тема: 11.1. Прослушивание музыкально - шумовой партитуры. Репетиция с фонограммой. Тема: 11.1. Сводная репетиция. Отработка переходов и перестановок в декорационной выгородке. 12 Раздел: Спектакль. Тема: 12.1. Черновой прогон костюмах. Тема: 12.2. Премьера /публичное выступление/ как результат проделанной работы. Итого:

1 ч. 2 ч. 6 ч. 6 ч. 10 ч. 4 ч. 6 ч. 10 ч. 12 ч. 6 ч. 6 ч. 2 ч. 2 ч. 144 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ

2 год

1 Раздел: Введение.

Тема: 1.1. Вводное занятие. Правило поведения в коллективе. Техника безопасности. 4 ч.

Беседа «Такой разный театр». Вопросы детям: Какие сказки мы с вами играли в прошлом году? Какие роли играли? Что вам больше всего запомнилось? Задачи на новый учебный год. Правила поведения: уважать, не обижать, не баловаться, бережно относится к куклам, реквизиту, сценической одежде. Техника безопасности во время работы в зале. Драматизация сказки с использованием театральных кукол.

Тема:1.2. Прослушивание, диагностика. 2 ч.

Оценка театрально – игровой деятельности по следующим направлениям: дикция, жест, мимика, движение под музыкальное сопровождения, желание участвовать в играх, умение общаться с партнерам, способность к импровизации. Кругозор, мышление, уровень творческого потенциала.

2. Раздел: Театрализация.

Тема: 2.1. Попробуем измениться /жест, мимика, пластика, интонационная выразительность/. 6 ч.

Тренинг по речи. Вопросы детям: Как артист изменяет свою внешность, играя роль? С помощью чего артист общается на сцене. Понятия жест. Показать: иди сюда, уходи, нельзя, отстань, хорошо и др.

Понятие мимика, эмоция. Показать: обида, грусть, удивление, страх, радость, кислый лимон. Игра «попробуем измениться». Дети изображают то, что читает педагог, самостоятельно подбирая выразительные средства. Работа над интонационной выразительностью. Театрализация стихов, песен, потешек, сказок.

Тема: 2.2. Особенности простых видов настольного театра кукол. Кукла на гапите. 4 ч.

Виды настольного театра: театр игрушки, настольно-плоскостной, фланелеграф, предметный театр, пальчиковый театр. Особенности кукловождения. Разыгрывание сказок. Кукла на гапите. Кукловождение. Театрализация сказок.

Тема: 2.3. Театральные этюды, игровые упражнения по актерскому мастерству на основе потешек и русских сказок. 10 ч.

Короткие истории, упр. на внимание, воображение. Потешки: «Котенок», «Жадина» и др.. Этюды с куклой.

3. Раздел: Стихотворная форма речи. 4 ч.

Тема: 3.1. Веселые стихи читаем и слово - рифму добавляем.

Тренинг по речи. Скороговорка. Вопросы детям: Что такое стихи? Понятие рифма- когда слова заканчиваются одинаково. Палка – скалка, каша – Маша.Дети сами придумывают рифмы. Друк /круг/, Дело /смело/, ворона/корона/, дом/гном/, свет/рассвет/. Игра «придумай как можно больше слов». Палка – галка, скалка, свалка, скакалка. Нос – пес, воз. Лук - тук, мук, жук. Салат – пират, халат, карат, парад, наряд. Игра «подскажи словечко». Педагог читает стихи, дети придумывают последнее слово.

4 Раздел: Работа с пьесой.

Тема: 4.1. Чтение сценария беседа по содержанию. Распределение ролей. 4 ч.

Артикуляционная гимнастика, тренинг по речи. Чтение сказки Вопросы детям: Что происходит в сказке? Какие герои есть в ней? Чего они хотят? Как поступают? Почему они так делают? Кто вам нравится и почему? Распределение ролей с учетом желания детей и их творческих способностей. Театрализация сказки или потешки.

Тема: 4.2. Упражнения и этюды на события, происходящие в пьесе. 6 ч.

Тренинг. Вопросы детям: Какую сказку мы с вами читали на прошлом занятии? Что там произошло? Каких героев вы помните? Кто кого играет? Какие поступки совершают герои. Работа над материалом сказки этюдным методом. Работа с куклами.

5 Раздел: Постановка спектакля.

Тема: 5.1. Работа над первой частью спектакля. Монологическая речь /составление рассказа по картинкам/ Эмоция и ее изображение с помощью мимики и жеста. 10 ч.

Тренинг. Творческие упражнения. Практическая работа над 1 частью спектакля. Мизансценирование. Работа над поиском выразительных средств при создании образа. Монолог – продолжительная речь одного человека. Составление рассказа по картинке как монолога /повествование/. Работа по закреплению эмоции. Мимика в потешке, частушки. Смена эмоций и мимики.

Тема: 5.2. Работа над 2 частью спектакля. Диалог. Характер и эмоция. 10 ч.

Тренинг. Творческие упражнения. Практическая работа над 2 частью спектакля. Мизансценирование. Диалог – беседа двух и более человек. Придумать диалог на заданную тему. Работа по закреплению эмоции. Смена эмоций и мимики.

Тема: 5.3. Работа над художественными номерами. 6 ч.

Практическая работа на сценической площадке. Работа над речью и пластикой. Отработка отдельных номеров: песни, танцы, стихи.

6 Раздел: Репетиция.

Тема: 6.1. Прослушивание музыкально – шумовой партитуры. Репетиция с фонограммой. 6ч.

Тренинг. Игровые упражнения по актерскому мастерству. Театрализация потешек куклами. Значение музыки в сказке. Прослушивание музыки. Определение своей музыки на момент выхода, ухода, перестановок.

Характер музыки – характер героя. Практическая работа на площадке с музыкой.

Тема: 6.2. Сводная репетиция. Отработка переходов и перестановок в декорациях. 6.ч.

Тренинг. Знакомство детей с декорацией. Соединение 1 и 2 части сказки в единый спектакль. Практическая работа на площадке в декорационной выгородке. Работа с реквизитом. Подбор костюмов. Закрепление перестановок.

7 Раздел: Спектакль.

Тема: 7.1. Черновой и генеральный прогон в костюмах. 2 ч.

Подготовка сказки к публичному выступлению.

Тема: 7.2. Премьера /публичное выступление/ как результат проделанной работы. 2 ч.

Публичное выступление. Диагностика детей по результату работы: жесты, мимика, речь, интонация, умение общаться с партнерам, способность к импровизации, желание участвовать в спектакле.

8 Раздел: Актерское мастерство.

Тема: 8.1. Эмоциональное состояние / ситуация/ и его воплощение на игровой площадке. 4 ч.Тренинг. Игра «испорченный телефон». Все участники закрывают глаза «спят», кроме одного. Педагог, показывает ему какую – либо эмоцию. Ребенок, «разбудив» второго игрока показывает ему эту эмоцию, как он понял, тоже без слов и т.д., до последнего игрока. Вопросы детям: Какую эмоцию мы передавали? Как рождается эмоция? Как часто одна эмоция сменяет другую? От чего это зависит? Придумать ситуации на смену эмоций. Проиграть эту ситуацию на площадке. Работа с куклами на рождение эмоции: убаюкать куклу, кукла заболела, выздоровление куклу. Щенок съел туфель или куклу, щенку придавили лапку, на меня напала собака. Котенок съел сметану, котенок заболел, поцарапал, запутал бабушкины клубки, залез на дерево и не может слезть.

Тема: 8.2. Этюды и упражнения на память физических действий. Драматизация детских сказок. 4 ч.

Тренинг. Педагог читает потешки в которых происходит какое – либо физическое действие, дети изображают это действие с определенной эмоцией. Этюды на память физических действий: мою руки, подметаю пол, нарву букет и т.д.. Чтение мини- сказки. Вопрос детям: О чем эта сказка? Каких героев запомнили? Что произошло и чем закончилось? Драматизация сказки.

Тема: 8.3. Память, логика и мышление. Творческие упражнения, беседа по сказкам,сочинение своей сказки. Работа с театральной куклой. 8 ч.

Тренинг. Чтение – мини сказки. / Кораблик» Сутеева/. Беседа по прочитанной сказке. Педагог предлагает пофантазировать, что могло произойти с героями сказки и как могло закончится их путешествие. В ходе придумывания сказки педагог по мере надобности помогает детям выстроить ее сюжет. Придумывают название сказка. Театрализация сочиненной сказки.

«Салат» из сказок. Собрав из различных сказок героев, придумываем новую версию. /Новые приключения Маши и медведя, в которых участвуют два молодца из волшебного ларца/. Название сказки. Игра «Узнай героя». Дети , по желанию задумывают героя из придуманной сказки и показывают его с помощью мимики и жестов. Играем сказку куклами.

9 Раздел: Работа с пьесой.

Тема: 9.1. Чтение пьесы. Беседа по содержанию. Распределение ролей. 4 ч.

Тренинг. Театральные импровизации. Чтение сказки. Вопросы детям: Что происходит в сказке? Какие герои есть в сказке? Чего они хотят? Хорошо ли поступают? Почему они так делают? Кто вам понравился и почему? Чем заканчивается сказка? Распределение ролей с учетом желания и их творческих способностей. Театрализация мини – сказки.

Тема: 9.2. Упражнения и этюды на события происходящие в пьесе. 6 ч.

Тренинг. Беседа по содержанию прочитанной сказки на прошлом занятии. Название, героев, кто кого играет. Определение событий. Работа над материалом сказки этюдным методом. Работа с куклой.

10 Раздел: Постановка спектакля.

Тема: 10.1. Работа над 1 частью спектакля. Характер и речь героя. 10 ч.

Тренинг, упражнения, этюды. Практическая работа над 1 частью спектакля. Определение характера героев и воплощение его с помощью выразительных средств: речи, мимики, жеста. Мизансценирование. Ориентация ребенка в пространстве. Работа над потешками.

Тема: 10.2. Работа над 2 частью спектакля. Характер и речь героя. 10 ч.

Тренинг, упражнения, этюды. Практическая работа над 2 частью спектакля. Работа над созданием характера героя и воплощение его с помощью выразительных средств: жеста, мимики, пластики. Мизансценирование. Ориентация ребенка в пространстве. Работа над потешками.

11 Раздел: Репетиция. 6 ч.

Тема: 11.1. Прослушивание музыкально шумовой – партитуры. Репетиция с фонограммой.

Тренинг. Театрализация песни куклами. Значение музыки в спектакле. Прослушивание музыки. Определение своей музыки на выход, уход, перестановки. Характер музыки – характер героя. Практическая работа на площадке с музыкой. Отработка отдельных номеров: песни, танца, стиха.

Тема: 11.2. Сводная репетиция. Отработка переходов и перестановок в декорационной выгородке. 6 ч.

Тренинг. Практическая работа над постановкой. Соединение 1 и 2 части спектакля. Работа с реквизитом, подбор костюмов. Закрепление перестановок.

12 Раздел: Спектакль.

Тема: 12.1. Черновой и генеральный прогон. 2 ч.

Подготовка сказки к публичному выступлению.

Тема: 12.2. Премьера /публичное выступление/ как результат проделанной работы. 2 ч.

Публичное выступление. Диагностика детей по результату работы: жест, мимика, речь, интонационная выразительность, умение общаться с партнерам, желание участвовать в спектакле.

СКОРОГОВОРКИ И УПРАЖНЕНИЯ В РИФМАХ

НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ.

Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

Звонкие капели весной зазвенели.

Много снега, много хлеба.

Дает хозяйка капуст зайки.

Проворонила ворона вороненка.

Целый месяц кузнецы цепт ковали в кузнеце.

От топота копыт пыль по полю летит.

Из магазина умный пес до дома Зое сумку нес.

Ткет ткач ткани на платки Тани.

Зимой метелица по улице стелится.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

У нашей машины шипы на шинах.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Идет пешком мышонок с мешком.

Течет речка, печет печка.

Я нашла катушку у Маши под подушкой.

Кот Вася есть у Аси.

У ежика живот болит, ему поможет Ацболит.

Десять гусят под осиной сидят.

Этим летом я в лесу видел белку и лесу.

Красной краскою Егор красит крышу и забор.

Трут морковь на терке Рае и Егорке.

Рома и Рая в квартире играют, а Ира и Марк идут в зоопарк.

Громыхает грозный гром где – то в роще за бугром.

Три налима, три форели наш рыбак поймал на мели.

Юра у Юли забрал юлу и сел с юлой играть в углу.

Листья клена пожелтели, птицы к югу улетели.

Мечтаю стать я силачом, ведь силачу все нипочем.

Говорить красиво: Федор, ветер, грива,

Барабан, мундир, топор, карта, марка, мухомор.

Танечка четко отбивает чечетку.

Ни у кого так четка, не звучит чечетка

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

1.Исполнить песню козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица козы, то от лица волка:

Козлятушки, ребятушки,

Отомкнитеся, отопритеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла…

2. Произнести стихи то удивленно, то насмешливо, то недоуменно: Кумушка, послушай!

Вправду, кроме шуток,

Открывают школу

Для утят – малюток.

1.Произнести фразу: «Оторвали мишки лапу»

«Побежал еж по комнате»

« Это моя бабушка»

«Я нашла катушку у Маши под подушкой»-

так, чтобы каждый раз изменялось ударное слово, менялась по смыслу вся фраза.

Попросить у друга игрушку: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя.

Задать вопрос: «Кто сидел на моем стуле?» от каждого действующего лица в сказке «Три медведя».

Как говорит герой: Сидит кукушка на суку

И слышится в ответ: - ку – ку.

А вот котенок в уголке

Мяукает он так: - мяу – мяу.

Щенок прогавкает в ответ,

Услышим вот что мы во след: - гав – гав.

Корова тоже не смолчит

А в след нам громко про мычит: - му –у-у!

Произнести стихи А. Барто: «Наш Таня», «Бычок», «Зайка» /зло, радостно, задумчиво, с обидой, в страхе, жалея, со стыдом/.

ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

Я у бабушки Полины много красной съел /МАЛИНЫ/.

Не забуду до сих пор очень красный /ПОМИДОР/.

НА закате как пожар, опускался солнца /ШАР/.

Важен он как господин, этот сочный /АПЕЛЬСИН/.

Ел однажды карапуз сладкий, сахарный /АРБУЗ/.

По весне из клейкой почки появляются /ЛИСТОЧКИ/.

На поляне, где валежник, голубой растет /ПОДСНЕЖНИК/.

Ручка пишет буквы, точки, а они ложатся в /СТРОЧКИ/.

Как – то раз в лесу густом

Вырос домик под /КУСТОМ/

Рада мышка – поскребушка

И зеленая /ЛЯГУШКА/

Рад и побегайчик-

Длинноухий /ЗАЙЧИК/

Ничего что ростом мал

Меховой домишко-

И кабан туда попал,

И лиса и /МИШКА/

Всем хватило места в нем –

Вот какой чудесный /ДОМ/

Дзинь – ля – ля – поет синичка:

Это сказка /РУКОВИЧКА/.

10. Мы щенка вводе и мыле два часа с мочалкой /МЫЛИ/.

11. Каждый тут в лесу талант и певец и /МУЗЫКАНТ/.

12. Без работы, хоть убей, жит не может /МУРАВЕЙ/.

13. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для /НАС/.

14. В реке большая драка: поссорились два /РАКА/.

15. Если будешь ты все знать, то получишь в школе /ПЯТЬ/.

16.Слон шагает по дороге. Вот так хобот! Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост. У слона огромный /РОСТ/.

КОРОТКИЕ ИСТОРИИ.

1.По небу плыла огромная лохматая туча. Вдруг она увидела играющего мальчиков. Во что играли мальчики? О чем они могли спорить?

2.Однажды утром девочка проснулась и говорит: «Я видела плохой сон» Какой сон она могла видеть?

3.Маленький мальчик говорит себе тихо – тихо : «Как страшно». Чего он может бояться?

4.Жила – была праздничная свеча. Она с нетерпением ждала, когда же начнется праздник. И вот он наступил. Свечу зажгли и поставили на стол. Что было дальше?

5.Мальчик вернулся с прогулки домой, его встречает мама и говорит: « А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?

6.О чем может думать карандаш, лежа в коробке карандашей?

7.Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Что ему делать?

8.Что может думать книжка, швабра, чашка, ложка, лампочка?

9.Все предметы разговаривают со мной, и я их понимаю. Когда я захожу на кухню, самовар говорит мне: «Привет! Хорошо, что ты зашел! Я уже приготовил тебе чай». Сажусь, а стул говорит мне: «Вот и ты, вдвоем нам будет веселее», А как с вами разговаривают предметы.

10. Если бы вы гуляли в лесу, что бы вы там делали?

УПРАЖНЕНИЯ ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ.

На память физических действий:

рубить дрова,

мыть посуду,

нести ведро,

играть в мяч,

стирать и выжимать белье.

Пластическая выразительность:

пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа /сказка, рассказа, мультфильма/ по их выбору,

подкрасться к спящему зверю от лица любого персонажа,

ловить бабочку или муху от лица различных персонажей,

изобразить прогулку семейства трех медведей,

показать, как ходит Буратино,

кошка на охоте,

пронести горячую картошку.

Мимика:

соленый чай,

ем лимон,

сердитый дедушка,

лампочка потухла и зажглась,

тепло – холодно,

рассердился на драчуна,

встретили хорошего знакомого,

обиделся,

удивился,

испугался забияку,

кошка /собака/ выпрашивает колбасу,

грустно,

радость,

я чищу зубы,

две обезьяны: одна гримасничает – другая копирует первую

простите меня.

Этюды:

Собака в будке, зорко следит за всем вокруг. Кто- то идет, надо предупредить.

Берем снежинку в руки и говорим ей хорошие, слова пока она не растаяла.

Весенний снеговик. Ему солнце напекло голову, он очень испуган, ощущает слабость и недомогание.

Я – парикмахер.

Мы в яблочном саду: вдыхаем аромат яблок и зелени. Начинаем сбор урожая, складываем в корзины. Вверху достать трудно, приносим лестницу. Отдыхаем после сбора.

Котенок на солнышке: жмурится, нежится, играет, напугался, убегает.

Бабушка старенькая, хромает.

Пожарить глазунью и съесть.

Погладить белье.

Много снега, протопчем тропинку.

Как скачет солнечный зайчик.

Как ходит тишина.

Лепим снежки и играем.

Я – цветок, расцвел и завял.

Мою посуду, вытираю.

Два мышонка переходят дорогу, на которой спит кот.

Нас угостили вкусной конфетой.

Игры:

« Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

« Угадай кто я».

«Зеркало».

«Попробуем измениться».

«Художник рисует».

«Поймай хлопок».

«У кого пятак?»

«Тень».

« Подхвати палку».

10. «Вода, воздух, огонь».

11. « Положи предмет на место».

12. «Умываемся».

13. «Король».

ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ.

1. «Айболит и воробей» К. Чуковский.

2. «Яблоко» В. Сутеев.

3. «Кораблик» В. Сутеев.

4. «Кто сказал мяу?» В. Сутеев.

5. «Под грибом» В. Сутеев.

6. «Хвостатый хвастунишка» Я. Тенясов.

7. «Репка» народные сказки.

8. «Колобок»

9. «Теремок»

10. «Зайкина избушка»

11. «Коза – дереза»

12. «Руковичка»

13. «Маша и медведь»

14. «Три медведя»

15. « Три поросенка»

16. «Волк и семеро козлят»

17. «Лиса и Журавль»

18. «Кот и Лиса»

19. «Кот, Петух и Лиса»

20. «У страха глаза велики»

21. «Как поссорились Солнце иЛуна»

22. «Красная Шапочка» Ш. Перро.

23. «Дюймовочка» Г. Х. Андерсен.

24. «Как собака друга искала» народная.

25. Рассказы и сказки из хрестоматии по детской литературе.

ДЕТСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР

1. «Теремок» С.Я. Маршак

2. «Лиса, Заяц и Петух» Л. Поляк

3. «Зимовье зверей» Л. Поляк

4. « Лис на троне» А. Щеткин

5. «Лесная школа» А. Щеткин

6. «Три поросенка» С. Михалков

7. «Щелкунчик и мышиный король» по мотивам сказки Гофмана

8. «Золотой ключик» по сказке А. Толстого

9. «Белоснежка и семь гномов» по пьесе Н. Устинова

10. «Кошкин дом» С.Я. Маршак

11. «Снежная королева» по пьесе Е. Щварца

12. «Сказка о золотом петушке» по сказке А. Пушкина.

13. «Сказка о рыбаке и рыбке» по сказке А. Пушкина

14. «Репка» В. Сутеев

15. «Лесная аптека» Е. Балагина

16. «Колобок» по рус. нар. сказке

17. «Красная Шапочка» по сказке Ш. Перро

18. «Кот в сапогах» по сказке Ш. Перро

19. «Сказка про козла» С.Я. Маршак

20. «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршак

21 « Яблоко» В. Сутеев

22. « Заюшкина избушка» по рус. нар. сказке

23. «Крылатый, Мохнатый да Масленый» Л. Иванцовой

24. «По щучьему велению» по мотивам рус. сказки

25. «Про волшебника Оха» М. Тарахановская

26. « Коза и волки» по сказке «Волк и 7-ро козлят

27. « Дюймовочка» по сказке Г.Х. Андерсена

28. «Каша из топора» по рус. нар. сказке

29. «Царевна Лягушка» по рус. нар. сказке

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнерам на заданную тему; запоминать слова героев спектакля; развить зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение. Воспитать нравственно – этические качества, культуру поведения, доброжелательность, Контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору. Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников развитие свободы и выразительности телодвижений. Задачи. Развить координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно переда Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Культура и техника речи - Игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи. Развить дыхание, артикуляцию, дикцию, интонационную выразительность. Развить связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Пополнить словарный запас ребенка. Драматизация – Импровизационная деятельность ребенка на заданную сказку или тему сказки. Задачи. Развить эмоциональной сферы ребенка, стремление к познанию нового, умение применять выразительные средства при проигрывании ролей. Раскрыть и реализовать творческий потенциал, а так же духовную потребность ребенка, повысить самооценку

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ РАБОТЕ НАД СПЕКТАКЛЕМ

Основы театральной культуры - элементарные знания и понятия о театральном искусстве и терминологии, кукольном театре и кукловождении, об основах актерского мастерства, о культуре зритель.

Задачи. Познакомить детей театральной терминологией, с основными видами кукольного театра, воспитать культуру поведения в театре, бережное отношение к реквизиту, костюмам и куклам.

Работа над спектаклем – базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюда к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды к сказкам, басням; развивать навыки действия с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развить умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния /грусть, радость, восхищение обиду и т.п./; пополнять словарный запас, образный строй речи.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Г.Н. Гришина «Любимые детские игры» М. Сфера. 2000 г,

А. Греф «Театр кукол» М. ВЦХТ. 2003 г.

Л. Иванцова, О. Коржова «Мир кукольного театра» Ростов- на-Дону Феникс. 2002г.

4. Е. Раугул, М. Козырева «Театр в чемодане» Санкт-Петербург. Литера. 1998г.

5. Н.Ф. Сорокина « Сценарии кукольных занятий» М. АРКТИ. 2003г.

6. Н. Трифонова « Кукольный театр своими руками» М. Айрис Аресс Рольф. 2001 г.

7. Л. Царенко « От потешек к Пушкинскому бал» М.Линка- пресс.1999г.

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.05.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области