Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Приёмы формирования смыслового чтения обучающихся с ЗПР

Цель мотивация педагогов к применению в своей деятельности приёмов, направленных на развитие навыка смыслового чтения детей с ЗПР. Задачи - создать условия для восприятия в интерактивной форме работу по развитию навыков смыслового чтения - познакомить с некоторыми приёмами работы со смысловым чтением на уроках в начальной школе -мотивировать педагогов к применению приёмов работы с детьми с ЗПР.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

«Конструирование адаптированных образовательных программ как условие достижения планируемых результатов в начальной школе (практикум)»

Работу выполнила

Жигалова Надежда Ивановна

учитель начальных классов МАОУ СОШ №1 г. Перми

Пермь

2019

Приёмы формирования смыслового чтения обучающихся с ЗПР

Цель:  мотивация педагогов к применению  в своей деятельности приёмов, направленных на развитие навыка смыслового чтения детей с ЗПР.

Задачи:

- создать  условия для восприятия в интерактивной форме работу по развитию навыков смыслового чтения;

- познакомить с  некоторыми приёмами работы со смысловым чтением на уроках в начальной школе;

-мотивировать педагогов к применению приёмов работы с детьми с ЗПР.

Средства обучения:

- ИКТ, раздаточный материал.

Актуальность темы.

Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Формирование у детей навыка чтения является одной из важнейших задач обучения.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой).

Но не все учащиеся способны с легкостью овладеть чтением.

Многочисленные речевые нарушения, ослабленные внимание и память, неблагоприятные семейные условия приводят к трудностям у учащихся в формировании необходимого навыка… Из-за трудностей, возникающих на первом этапе обучения чтению, многие дети теряют интерес, желание читать, иногда может выработаться негативизм. Непонимание предлагаемых текстов еще более усугубляет отрицательное отношение к чтению и, соответственно, к урокам чтения, литературы, русского языка. А дети, имеющие задержку психического развития, испытывают большие трудности. Поэтому обучение чтению становится общей серьезной задачей учителей, работающих в ОУ.

Следовательно, обучение детей с ОВЗ, требует поиска особых методов, приемов и технологий.

Особенность уроков в классе, в котором обучаются дети с ЗПР, в том, что они должны решать не только общеобразовательные и воспитательные, но и коррекционно - развивающие задачи. Коррекционно - развивающие задачи урока направлены на преодоление трудностей в развитии внимания, коррекцию трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов, увеличение объема памяти, создание положительной мотивации на процесс обучения. Решение этих задач помогает создать для ребенка с ОВЗ комфортные условия для успешного обучения.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения у детей с ОВЗ является целенаправленная работа по формированию смыслового чтения.

Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах, которые работают наиболее успешно использую в своей деятельности, которые формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией и благоприятно влияют на развитие смыслового мышления детей с ЗПР. Хотелось бы начать практическую часть работы со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева: Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию.

Имея в опыте работы большое количество приемов и методов, технологий формирования смыслового чтения, мы столкнулись с тем, что они не всегда эффективны в работе с обучающимися с ОВЗ. Использование приемов в их классическом варианте приводит к тому, что дети с ОВЗ выпадают из учебного процесса, остаются в стороне не в силах на равных принимать участие в работе класса.

К началу школьного обучения у детей с ОВЗ, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение. Они не умеют планировать свою деятельность. У детей с ОВЗ отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, не могут установить связь между эпизодами. Воображение развито слабо, нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они оказываются не в состоянии без помощи педагога и специальных коррекционных приемов овладеть чтением. Они испытывают трудности в произвольной деятельности. Учащиеся с ОВЗ быстро утомляются, перестают выполнять начатую деятельность.

Прием «Лови ошибку»

Найди и зачеркни все неправильные буквы.

Обучающиеся с ОВЗ испытывают затруднения в запоминании образа буквы и его воспроизведении.

Прием «Титры»

Данный прием может быть использован в целях концентрации большого объема информации. При использовании этого приема, можно проследить сюжет какого-либо произведения. 

При пересказывании текста обучающиеся с высоким уровнем воспроизводят без какой-либо опоры, со средним уровнем – с опорой на план или опорные слова, а обучающиеся слабого уровня или с ОВЗ пересказывают с опорой на картинки – подписывают к ним «титры».

На уроках математики, окружающего мира данный приём используется при работе с текстом. Обучающиеся читают текст и находят строчки, поясняющие изображенное на картинке.

Прием «Ассоциативный куст"

Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.

Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Прием «Древо мудрости»:

Сначала быстро, но внимательно дети читают текст.

Затем каждый пишет записку (на яблоке), в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

Приём «Вопросы на стикерах»

Этот прием очень хорошо работает на уроках. Сначала изучается текст, предложенный учителем; затем формулируют вопросы, начинающиеся со слов: кто, что, где, когда, как, почему и записываются на стикерах. Затем группируются эти вопросы по категориям сложности, а потом обучающиеся отвечают на эти вопросы, постепенно переходя на новый уровень сложности. Активность класса возрастает, текст изучается достаточно глубоко, информация надолго остается в голове учащихся. Обучающие с ОВЗ являются участниками коллективного обсуждения.

Приём «Синквейн»

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

Это стихотворение из 5-ти строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обучащиеся с ОВЗ смысл синквейна изображают рисунком. Они могут составлять синквейн на уроке или дома.

Заключение

Проводя занятие, педагог должен учитывать уровень развития смыслового чтения обучающегося с ОВЗ. 

Практика обучения свидетельствует: устойчивый навык самостоятельного чтения и интерес к чтению в целом проявляется у большинства обучающихся с ОВЗ только к концу третьего года обучения. Но адекватное понимание прочитанного остается недоступной стороной для большинства детей с ОВЗ, так как существует дефицит интеллектуального и эмоционального развития. Малая подвижность нервных связей, бедный жизненный опыт мешают пониманию смысла, а конкретное, сугубо ситуативное мышление такого ребенка зачастую вступает в конфликт с логической структурой написанного, что приводит к его фрагментарному восприятию.

У детей с ОВЗ отсутствует целостное восприятие, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между частями данного текста. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств. Воображение развито слабо. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту, неохотно выполняют задания, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное (средний и низкий уровни).

Перечисленные выше приемы, на мой взгляд, способствуют преодолению дефицитов развития детей с ОВЗ, помогают вовлечь их в деятельность и способствую развитию и формированию смыслового чтения, развитию умений и навыков обучающихся с ОВЗ.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области