Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


открытый урок в 4 классе на тему "Самостоятельные и служебные части речи"

Цель урока 1.Выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи, систематизировать знания о них. Определить роль служебных частей речи, доказать их значимость в предложении и тексте. 2.Развивать творческие способности учащихся умение мыслить критически развивать языковые и лингвистические компетенции. 3.Формировать коммуникативные УУД путём работы в группах. 3.Воспитывать бережное отношение к слову.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Урок - праздник по русскому языку, 4 класс, УМК «Планета знаний».

28.02.2018

Тема: Самостоятельные и служебные части речи.

Цель урока:

1.Выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи, систематизировать знания о них. Определить роль служебных частей речи, доказать их значимость в предложении и тексте.

2.Развивать творческие способности учащихся; умение мыслить критически;

развивать языковые и лингвистические компетенции.

3.Формировать коммуникативные УУД путём работы в группах.

3.Воспитывать бережное отношение к слову.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование урока: карточки, таблицы, слайд-презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Вы тихонечко все сели,

Друг на друга поглядели,

Улыбнулись, раз и два,

Начинаем, детвора?

– А девиз у нас, каков?

« Больше дела, меньше слов»

2. Актуализация знаний.

- Добрый день! Для меня это не просто приветствие: день сегодня действительно добрый, потому что нам предстоит очень интересная и увлекательная работа. А для вас сегодняшний день добрый? - Почему?

(Дети делятся своими мыслями, впечатлениями. Завтра первый день весны).

- Сегодня у нас на уроке много гостей. Как нужно принимать гостей?

(с улыбкой, с подарками и так как у нас в школе учителя –это в основном женщины, то на кануне праздника 8 марта, мы хотим подарить эти букеты и тем самым поднять настроение всем)

- Да, нужно быть к гостям внимательным, уметь занять интересной беседой, игрой. Я думаю, что вы всё сделаете для того, чтобы наши гости остались довольны вашим тёплым приёмом. А сейчас у нас не просто урок, а урок – праздник! А праздник – это игры, стихи, весёлое настроение!

- Тема сегодняшнего урока не является для нас новой, но сегодня мы взглянем на нее под новым углом, более серьезно. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, вам придется поработать в группе.

- Качество своей работы вы будете отмечать в зачётной книжке. Напротив каждого этапа работы вы поставите себе балл (от 5 до 3)

3. Словарная работа. 1 этап работы

- Урок начнём со словарной работы. А словарные слова вы будете находить в сказках А.С.Пушкина, которые уже успели полюбить. Слушаем, находим слово, записываем.

- Открываем тетради. Проверили посадку. Запишем число, классная работа.

- какую цель поставим на этом этапе работы?

+ Написать орфографически правильно словарные слова.

- Записываем словарные слова.

1. Вот открыл царевич очи

Отрясая грёзы ночи.

И дивясь, перед собой

Видит город он большой.

2. Пушки с пристани палят

Кораблю пристать велят.

3. Царь Додон к шатру спешит

Что за страшная картина!

Перед ним его два сына.

4. Море вздуется бурливо

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой.

5. А лежит нам путь далёк

Во свояви – на восток.

6. Вот съезжает в город он

Вдруг раздался лёгкий звон

На глазах у всей столицы

Петушок вспорхнул со спицы.

- Посмотрите на слова и скажите, по какому признаку можно их объединить?

+ все слова сущ.

- а на какие группы можно разделить все слова? Групп может быть несколько.

+ 1. По родам (м.р. и ж.р.)

2. по слогам (2 сл. И 3 сл.)

3. по склонениям (1 скл. и 2 скл.)

1 задание.

- Задание для каждой группы - составьте предложение, используя любые 2 словарных слова.

+ Корабль прибыл в город.

+ Корабль плыл на восток, где был большой город.

+ Город Москва – столица нашей родины.

+ Корабль плыл к берегу на восток.- Из каких частей речи состоят данные предложения? 

+ сущ., гл., мест., прил.

Что такое имя существительное? Правило

Что такое имя прилагательное? Правило

Что такое глагол? Правило

Что называем местоимением? Правило

- Что общего между всеми этими частями речи? 

+это самостоятельные части речи- Надпишите названия частей речи над словами.

- А теперь ознакомьтесь с заданием № 2. Я вам предлагаю сделать то же самое.

- Попробуйте составить предложения из данных слов:  в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, не, ох - Удалось ли вам это?

+ нет

- Почему? К какой группе относятся данные части речи? 

+ это служебные части речи, из них не составишь предложение

- Как называются эти части речи? 

+ предлоги, союзы, частицы.

Сообщение темы и цели работы.- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Назовите тему.

+ Самостоятельные и служебные части речи.

- Молодцы.

- Какую цель мы ставим сегодня на уроке?

+ Уметь отличать самостоятельные и служебные части речи.

+ Узнать, чем отличаются служебные и самостоятельные части речи.+ Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи? + Какие части речи важнее?  + Можно ли обойтись без служебных частей речи? (если даже предложение из них нельзя составить)

- Молодцы. Мы ещё несколько уроков посвятим этой теме.

- Оцените свою работу. Поставьте баллы в зачётную книжку.

4. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока. 2 этап работы.

- Итак, на какие две группы мы разделим части речи?

+ Самостоятельные и служебные

Давайте попробуем ответить на первый вопрос:

-Чем отличаются служебные и самостоятельные части речи? Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи?

- Вернёмся к нашим предложениям. Части речи мы обозначили. А теперь разберите предложения по членам предлжения.

+ разбирают предложения

- получилось?

+ да

- проверяем (дети разбирают предложения с устным объяснением)

-А теперь проанализируем, относятся ли данные признаки к нашим исследуемым частям речи, имеют ли они :

- лексическое значение; (мы можем объяснить, что слово обозначает)

- морфологические признаки; (признаки слова как части речи)

- являются членами предложения;

- всегда можно задать вопрос;

- имеют морфемы. (слайд)

+ (Дети делают вывод, что служебные части речи

не имеют лексического значения;

не имеют морфологических признаков;

не являются членами предложения;

невозможно задать вопрос;

не имеют морфем;

не изменяются;

не могут употребляться самостоятельно, являются словами-помощниками)

+ Самостоятельные части речи:

Имеют лексическое значение.

Являются членами предложения.

Отвечают на вопросы.

Изменяется каждая часть речи.

Могут выступать в речи без служебных частей речи. (Самостоятельно употребляются без слов-помощников)

.- Молодцы!

5. Физкультминутка.

Распределить слова по частям речи. Вышли из-за парт, встали в центр класса. Я называю слово, а вы встаёте под нужной частью речи.

Лес, чудесный, она, под, радостная, может, кормит, а, до, мрачное, у, нас, мы, над, в, птицы, кружил, добрались, с, ваш, и, ветер, копают,

6. Работа по теме урока (продолжение)

- Сейчас попытаемся ответить на следующий вопрос: Можно ли обойтись без служебных частей речи? Нужны ли нам служебные части речи?

- Внимание на слайд:

Перед вами отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст.

Солнце … небу гуляло

… … тучу забежало.

Глянул заинька … окно,

Стало заиньке темно.

Наступила темнота,

… ходи … ворота:

Кто … улицу попал –

Заблудился … пропал.

(Дети записывают и далее зачитывают свои тексты)

- С помощью каких слов вам удалось восстановить текст?

+ предлогов, союзов, частиц

- Это какие части речи?

- служебные

- Обозначьте служебные части речи в отрывке.

- Так можно обойтись без них?

+ нет

- Почему?

+ без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно

- Какова роль предлогов?

+ Предлоги - связывают самостоятельные части речи в словосочетания.

- Правильно. Нужно учиться их правильно употреблять.

- Какова роль союзов?

+ Союзы – связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложных.

- Какова роль частиц?

+ Частицы – придают различные оттенки значения членам предложения и всему предложению в целом.

- Какие вы ещё знаете части речи, которые не изменяются и не являются ни самостоятельными, ни служебными?

+ междометия.

- Что они выражают?

+ Они выражают наши эмоции, но не называют их.

- Правильно. Междометия – это особая группа частей речи, которая выражает наши эмоции, но не называет их, не изменяется и не относится ни к самостоятельным и ни к служебным частям речи.

- Давайте попробуем ответить на вопрос - Какие части речи важнее и можем ли мы обойтись без служебных частей речи.

+ Я думаю, что нет не нужных, лишних частей речи. И служебные, и самостоятельные части речи нам необходимы, что бы наша речь была правильной, более красочной.

- Ребята, мы обещали гостям тёплый приём, обещали, что на уроке будет интересно. Мы предлагаем вашему вниманию басню Раисы Кадыровой про Служебные Части Речи.

Басня про служебные Части Речи

Раиса Кадырова

Вам рассказать хочу я басню,Чтобы Предлогов суть мне довести до вас,И Морфологии раздел чтоб стал предельно ясен,О пользе их поговорим сейчас.Однажды Морфология-Раздел Науки вуменРевизию решила провести-Собрав всех подопечных, сказала:Думаю, оставить только нужное,А всё ненужное, лишнее - извести.Положим, Существительное, Числительное с Наречием,Местоимение с Глаголом, Прилагательное - нам нужныИ, кажется, на нашем вече, вопрос, довольно сложный,Мы раз и навсегда решить должны-И без меня вам всем давно известно,Без сожаления должны мы расставаться,Иначе неудобно будет нам и тесно,Зачем служебные нам Части Речи?Их не должно у нас остаться!Послушайте, вдруг возмутилось Существительное,А как же я, как оставаться мне в одной лишь форме,Ведь есть Падеж и есть Склонения,Ведь до сих пор мы соблюдали нормы?!Э-эх, проскрежетал Глагол-старик,О чём ведёте речь, однако,Зачем в привычное вы вводите раскол?Я даже слушать не хочу - заткну я уши ватой!Заверещали с Числительными Местоимения:Помилуйте! Не губите! Как можем мы, действительно,Без Междометий жить, Предлогов иль Частиц с Союзами?!А-а-а,   п-о-м-о-г-и-т-е!Что значить будем мы без них, без искреннего их участия?И, думаем, что правы мы -всегда должны держаться вместеИ в радости, и в дни ненастные!Ну что же, -Наречие обрело вдруг речи дар,-Хоть и в служебных не нуждаюсь я услугах,Однако, друзья, потушим сей же час споров пожар,Не зря ведь говорят, что истина рождается лишь в страшных муках,Коль Морфологии указу решили воспрепятствовать,Частям служебным речи быть ВСЕГДА и здравствовать!

- Молодцы! Спасибо! Оцените 2 этап работы. Поставьте балл в зачётную книжку.

7.Закрепление. 3 этап работы

1. Работа по учебнику. С. 86, упр. 238.

(физкультминутка для глаз)

2. От предложенных существительных образуй и запиши однокоренные прилагательные, глаголы и наречия. Дополнительно запиши по три предлога и союза.

Игра –

Краса –

Наряд –

Волна –

Свет –

Определите части речи:

Два - …………. Числительное

Двойка - ………..имя существительное

Двое - ………. Числительное

Двойной - ……….. имя прилагательное

Удвоить - …………….. глагол

Дважды - …………….. наречие

Двоякий - ……….. имя прилагательное

Вдвоём - ……….. наречие

- Оцените свою работу. Поставьте балл в зачётную книжку.

- А сейчас каждая группа составит кластер для своей части речи.

- Что такое кластер?

+ Кластер – графический приём систематизации материала в виде «грозди»(в переводе с итальянского обозначает «гроздь». В центре находится ключевое понятие.

- правильно. Приступаем к работе.

7. Домашнее задание

- Подобрать отрывок из художественной литературы. Выписать 4-5 предложений и определить все известные части речи.

Оценки за урок (с комментированием).

8. Итог урока.

- Подведём итог урока

- На какие группы делятся части речи?

- Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным?

- Какое задание показалось самым интересным?

- Какое самое лёгким?

9. Рефлексия.

- Внимание на слайд. Вы видите значки, отражающие степень усвоения сегодняшнего материала (зеленый – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – нужна помощь).

- Встаньте, пожалуйста, те ребята, которым на уроке было легко работать и материал весь понятен …… и т.д.

- Я вас всех благодарю за работу на уроке! Спасибо!

Сказка о служебных частях речи.

Появились служебные части речи так: как-то раз один взрослый человек сказал: «Беги лес!». И дивились все: как лес может бежать? Так и появился предлог «в», и предложение изменилось: «Беги в лес». Как-то раз один рабочий сказал другому: «Поставь столик диван». Удивился рабочий и не понял, о чем говорит его товарищ. Но вдруг появились предлоги «у» и «под», и все сразу встало на свои места. Как-то один человек сказал другому: «Солнышко светит деревьями». Все удивились. Они увидели, что солнышко выше деревьев. Так появился предлог «над».  

А вот так появились союзы: давным-давно люди писали маленькими предложениями.  Им это надоело, и они решили эти предложения соединить. Так и появились союзы «да», «и», «а» и другие.

Частицы появились так: думал народ, как предложения краше сделать. Так и возникли частицы «только»,  «самый», «разве». Частица «не» появилась особенным образом. Один старый мужичок как-то раз сказал: «Я сам бочку дотащу». Ему хотели помочь, но он отказался. Да не донес. Тут люди решили ему помочь и придумали частицу «не». И получилось: «Я сам бочку не дотащу». Вот так появились служебные части речи.

Тест по русскому языку на тему «Части речи» (4 класс).

Часть речи – это …

а) синтаксическая функция слов и словосочетаний предложений;

б) это категория слов, которая определяется морфологическими и синтаксическими признаками;

в) часть слова, которая служит для образования новых слов.

2. Наука, которая занимается изучением частей речи, называется …

а) фонетика;

б) морфология;

в) синтаксис;

г) орфоэпия.

3. Отметь морфологические признаки частей речи:

а) значение;

б) род;

в) падеж;

г) член предложения;

д) число;

е) время.

4. Части речи делятся на две группы: …

а) самостоятельные и служебные;

б) главные и второстепенные;

в) главные и зависимые.

5. Выбери признаки самостоятельных частей речи:

а) можно задать вопрос;

б) нельзя задать вопрос;

в) являются членами предложения;

г) не являются членами предложения;

в) помогают словам соединяться в словосочетания и предложения.

6. Выбери признаки служебных частей речи:

а) можно задать вопрос;

б) нельзя задать вопрос;

в) являются членами предложения;

г) не являются членами предложения;

в) помогают словам соединяться в словосочетания и предложения.

7. Отметь части речи.

а) подлежащее;

б) имя прилагательное;

в) союз;

г) сказуемое;

д) наречие;

е) суффикс;

ж) местоимение.

8. Отметь служебные части речи.

а) глагол;

б) предлог;

в) союз;

г) имя существительное;

д) местоимение;

е) частица.

9. Отметь самостоятельные части речи.

а) глагол;

б) наречие;

в) предлог;

г) союз;

д) имя существительное;

е) местоимение;

ж) частица;

з) имя прилагательное.

10. Междометия служат для…

а) передачи наших чувств;

б) связи слов в предложении;

г) для обозначения предметов, признаков, действий

Солнце … небу гуляло

… … тучу забежало.

Глянул заинька … окно,

Стало заиньке темно.

Наступила темнота,

… ходи … ворота:

Кто … улицу попал –

Заблудился … пропал.

Солнце … небу гуляло

… … тучу забежало.

Глянул заинька … окно,

Стало заиньке темно.

Наступила темнота,

… ходи … ворота:

Кто … улицу попал –

Заблудился … пропал.

Солнце … небу гуляло

… … тучу забежало.

Глянул заинька … окно,

Стало заиньке темно.

Наступила темнота,

… ходи … ворота:

Кто … улицу попал –

Заблудился … пропал.

Солнце … небу гуляло

… … тучу забежало.

Глянул заинька … окно,

Стало заиньке темно.

Наступила темнота,

… ходи … ворота:

Кто … улицу попал –

Заблудился … пропал.

Солнце … небу гуляло

… … тучу забежало.

Глянул заинька … окно,

Стало заиньке темно.

Наступила темнота,

… ходи … ворота:

Кто … улицу попал –

Заблудился … пропал.

Задание №1

Город, корабль, картина, берег, восток, столица.

Составить одно предложение, используя не меньше двух словарных слов.

Задание №2

в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о. не, ох

Составьте предложение из предложенных слов.

Задание №1

Город, корабль, картина, берег, восток, столица.

Составить одно предложение, используя не меньше двух словарных слов.

Задание №2

в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о. не, ох

Составьте предложение из предложенных слов.

Задание №1

Город, корабль, картина, берег, восток, столица.

Составить одно предложение, используя не меньше двух словарных слов.

Задание №2

в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о. не, ох

Составьте предложение из предложенных слов.

Задание №1

Город, корабль, картина, берег, восток, столица.

Составить одно предложение, используя не меньше двух словарных слов.

Задание №2

в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о. не, ох

Составьте предложение из предложенных слов.

Задание №1

Город, корабль, картина, берег, восток, столица.

Составить одно предложение, используя не меньше двух словарных слов.

Задание №2

в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о. не, ох

Составьте предложение из предложенных слов.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области