Методическая разработка урока географии в 9 классе «Волго-Вятский район»

Урок изучения нового материала

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное

бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 2

города Пикалево» Ленинградской области

Методическая разработка

урока географии в 9 классе

«Волго-Вятский район»

Учитель географии –

Стафеева Людмила Васильевна

2019 год

Цели урока.

Достижение предметных результатов обучения:

– определять:

А) состав и особенности экономико-географического положения Волго-Вятского района;

Б) особенности и характерные черты населения и трудовых ресурсов;

В) влияние природных условий и ресурсов на развитие экономики района;

Г) ведущие отрасли хозяйства и их размещение на территории района;

Д) основные перспективы развития экономики района и возможные пути решения стоящих перед регионом проблем.

Достижение метапредметных результатов обучения:

– работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

– участвовать в совместной деятельности;

– высказывать суждения, подтверждая их фактами;

– осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

– развивать логическое мышление;

– извлекать информацию из различных источников (текст учебника, статистические материалы, карты атласа).

Достижение личностных результатов обучения:

– развивать самопознание;

– формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;

– формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;

– формировать умение применять полученные знания в реальной жизни.

Задачи урока

Образовательные:

– повышение мотивации к изучению географии;

– изучение нового материала через систему заданий для самостоятельной работы урока-практикума;

– применение теоретических знаний при решении практических задач.

Воспитательные:

– организация самостоятельной учебной деятельности;

– владение навыками взаимоконтроля и самооценки своей деятельности;

– формирование коллективизма, уважительного отношения к другому человеку и его мнению.

Развивающие:

– развитие монологической и диалогической речи;

– расширение кругозора и любознательности учащихся;

– развитие умения строить аналогии, сопоставлять, сравнивать;

– развивать логическое мышление, внимательность.

Оборудование

– учебники (УМК «Полярная звезда»)

– атласы

– учебная презентация к уроку «Волго-Вятский район»

– мультимедийное оборудование

– бланки с заданиями для выполнения работы.

Практическая работа № 3. Создание образа региона на основе текста и карт учебника.

Форма проведения урока

Работа в парах (учащиеся в паре – одинакового уровня подготовки).

План урока

Организационная часть (2 мин).

Домашнее задание (1 мин).

Актуализация знаний учащихся о составе территории Центральной России и плане характеристики географического района (3 мин).

Выполнение практической работы (35 мин).

Подведение итогов работы (4 мин).

Ход урока

1. Организационная часть (2 мин).

1.1. Приветствие.

1.2. Проверка готовности к уроку.

На рабочем столе – учебники, атласы, бланки с заданиями для выполнения практической работы, письменные принадлежности (ручка, простой карандаш).

2. Домашнее задание (1 мин).

Учащиеся получают индивидуальные задания (см. Приложение 1).

3. Актуализация знаний учащихся (3 мин).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сегодня мы продолжаем изучение районов Центральной России. О каком районе идет речь?

Это единственный экономический район, не имеющий выхода к государственной границе России. На берегах крупнейшей реки европейской части страны расположен город-миллионер, входящий в «пятерку» крупнейших городов России по численности населения. Этот город образно называют «карманом России». Район славен своими художественными промыслами: хохломская роспись, городецкая роспись и резьба по дереву, дымковская игрушка

(слайд 1).

Характеристика географического района дается по типовому плану (слайд 3). На уроке мы возьмем первые шесть пунктов, три пункта охарактеризуют учащиеся, получившие индивидуальные домашние задания.

Волго-Вятский район на весь мир прославился не только своими изделиями художественных промыслов, но и тем, что на этой земле родились выдающиеся личности, оставившие свой след в истории, культуре и науке (слайд 4). Можете ли вы назвать фамилии этих людей?

Чем они знамениты?

Слушают учителя, определяют район по его описанию.

– Волго-Вятский.

– Кузьма Минин, Иван Петрович Кулибин, Лобачевский Николай Иванович, Алексей Максимович Горький (Максим Горький), Сергей Миронович Киров.

– Минин с Пожарским – руководители ополчения (1611 год), возникшего в Нижнем Новгороде для борьбы с польскими интервентами; И.П. Кулибин (часы с кукушкой, например); Лобачевский Н.И. –выдающийся математик (неевклидова геометрия); А.М. Горький – советский писатель («Мать», «Песня о Буревестнике»); С.М. Киров – советский политический деятель.

4. Выполнение практической работы (35 мин).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Состав территории (слайд 5).

Сколько субъектов РФ входит в состав района? Назовите их.

Выполните задания 1 и 2 на бланке.

2. Географическое положение

(слайд 6).

Волго-Вятский район отличает выгодное ЭГП. Одна его черта (какая?) отражена в названии района. Назовите еще одну.

Выполните задание 3 на бланке.

3. Природные предпосылки развития хозяйства.

Отличительная черта Волго-Вятского района – природно-территориальная неоднородность. Здесь четко выделяются две зоны – Заволжье и правобережье Волги. Дайте их сравнительную характеристику, используя материал параграфа

(слайд 7).

Физкультминутка

Я зачитаю несколько высказываний. Если вы со мной согласны, – тишина, если не согласны, – хлопаем в ладоши. Будьте внимательны!

1. Саранск – столица Мордовии.

2. Город Киров расположен на реке Вятке.

3. Волго-Вятский район граничит с Казахстаном.

4. В состав Волго-Вятского района входит Новгородская область.

5. Расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода короче, чем от Москвы до Горького.

4. Население.

Дайте характеристику коренных народов республик Волго-Вятского района по плану, предложенному на слайде. Используйте текст учебника и карту народов в атласе (слайд 8).

Чем объяснить широкое распространение православия среди верующих в республиках района?

Используя приложение «Субъекты РФ» (таблица 1, с. 222), определите долю городского населения в районе, сравните со среднероссийским показателем.

Выполните задание 4 на бланке.

5. Хозяйство.

Выполните задания 5 и 6 на бланке.

Отвечают на вопросы учителя во время фронтальной беседы; обсуждают и выполняют задания, предложенные для работы в парах, на бланках ответов.

– 2 области (Нижегородская и Кировская) и 3 республики (Мордовская, Чувашская, Марий Эл).

Выполняют задание 1 на установление соответствия между республиками в составе ВВр и их столицами и задание 2 в контурной карте (обозначение границ субъектов РФ в составе ВВр, административных центров этих субъектов, а также крупнейших рек района).

Отвечают на вопросы учителя во время фронтальной беседы (оценивают положительные стороны географического положения ВВр, его влияние на хозяйство); обсуждают и выполняют задания, предложенные для работы в парах, на бланках ответов.

– Положение в бассейнах судоходных рек Волги, Оки, Вятки и соседство с высокоразвитыми территориями Центра, Урала, Поволжья.

Работают с текстом, характеризующим транспортно-географическое положение ВВр, заполняют пропуски в тексте, используя предложенные ответы.

Осуществляют смысловое чтение, составляют сравнительную характеристику различных частей ВВр по плану, формулируют выводы о природных предпосылках развития хозяйства. Отвечают на вопросы учителя во время фронтальной беседы; обсуждают задание в парах.

– Заволжье: лесная зона, главные отрасли – отрасли лесного комплекса и отрасли, выросшие из традиционных промыслов (кожевенно-обувная) (лесные и биологические ресурсы).

Правобережье: лесостепь, зерновое хозяйство и пищевая промышленность (плодородные почвы и хорошо развитое сельское хозяйство).

Осуществляют смысловое чтение, делают акцент на этническое разнообразие района, составляют характеристику коренных народов по предложенному плану на основе различных источников информации.

– Чуваши: алтайская семья, тюркская группа, православие, 70 %.

Мордва: уральско-юкагирская семья, финно-угорская группа, православие, 40 %.

Марийцы: уральско-юкагирская семья, финно-угорская группа, православие, 44 %.

Отвечают на вопросы учителя во время фронтальной беседы.

– По мере расширения Московского государства на восток шло распространение православного миссионерства.

Работают со статистическими материалами.

– 71 %, что несколько ниже, чем в среднем по России (73 %).

Определяют среднюю плотность населения района, используя статистические данные Приложения учебника (применяют теоретические знания для решения практических задач).

Обсуждают и выполняют задания на бланках ответов (определяют исторические этапы развития и отрасли специализации хозяйства района, делая логические умозаключения; анализируют социально-экономическую карту ВВр и тематические карты атласа для выявления размещения важнейших отраслей и производств на территории ВВр).

5. Подведение итогов работы (4 мин).

Учащиеся осуществляют самопроверку в соответствии с предложенными ответами и критериями оценивания (слайды 9-13). Условным знаком

(слайд 14) отмечают в бланке ответов номера заданий, вызвавших наибольшие затруднения.

Сдача работ учителю для окончательной проверки и выставления отметки за урок.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.09.2020