ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактический материал»
Описание проекта
Сенсорное развитие ребенка через дидактическую игру представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЛИЯЕТ
Сенсорное развитие – воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт, успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающие.
Именно поэтому ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка раннего возраста является предметная игра, в которой усвоение какого-либо материала протекает не заметно для малышей, любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную задачи, а следовательно, игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.
Формирование сенсорных эталонов:
цвет
форма
величина
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
Образовательные:
Развитие аналитического восприятия (развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признак)
формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
обучать способом обследованием предметов, через тактильные ощущения
Воспитательные:
воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
формировать умение слушать и понимать инструкции воспитателя;
Развивающие:
развивать познавательные процессы;
развивать мелкую моторику;
Развивать знания об окружающем мире.
Актуальность проекта
Значения сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Данный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире
Часто этот процесс усвоения оказывается поверхностным и не полноценным. Необходима систематическая организация работы с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, которая будет способствовать формирований представлений о свойствах качествах предметов, Данные направления будут реализовываться мною в ходе сенсорного воспитания детей через дидактическую игру, через обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и целью определения эффективных путей и средств организаций сенсорного воспитания детей в современных условий и внедрения их в практику
Цель проекта
– систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста. Через самостоятельную деятельность специально созданной развивающей среде в соответствие со стандартами ФГОС ДО.
Задачи проекта:
Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Разработать систему по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Разработать план совместной работы с родителями по проблеме сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста.
Ожидаемый результат:
– повышение уровня сенсорного развития детей I мл.
Сроки проекта: сентябрь 2017г – май 2018 г. (среднесрочный)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители I мл.
Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.
Основные методы и формы обучения детей:
1. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
2. Игровые образовательные ситуации.
3. Работа с предметными и сюжетными картинками.
4. Дидактические игры.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: Подготовительный
включает:
повышение уровня профессиональной компетентности;
определение объема материала, который будет адресован детям.
планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
реализация:
Изучение специализированной литературы;
Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету» ;
Оборудование «дидактического стола»;
Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
Подбор заданий и проведение диагностики;
По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап: Творческий (основной)
включает:
Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
Оформление стендов для родителей по теме проекта;
Консультации для родителей.
реализация:
Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
Проведение дидактических игр и игр-занятий;
Исследовательская деятельность детей.
III этап: заключительный
включает:
Подведение итогов
реализация:
Педагогическое наблюдение за детьми (с письменного разрешения родителей).
Проведение заключительного занятия;
Самооценка, выводы
.Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах
Результаты проекта:
В ходе реализации проекта предметно-развивающая среда была дополнена многофункциональными пособиями (дом), родителями дополнен материал пособиями по сенсорному развитию (дидактический стол), условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
У детей вырос уровень сенсорного развития;
Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр;
Привлекли к работе музыкального руководителя, для проведений досугов и развлечений, совместно с родителями.
В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
- «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала в данном случае определения типа ткани),
-«Спрячь игрушку»;
-«Иголки для ежика»;
-«Подбери по цвету»
-Оборудован дидактический стол.
Практическая значимость проекта
Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;
Разработка дидактического материала и дидактических игр;
Разработка методических рекомендаций для родителей.
Систематизация и обобщение материала по данной теме будет полезна воспитателям групп ясельного возраста
Перспективы развития проекта
Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
- Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
- Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
- Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
2. Игры с предметами: « Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства , знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата собрать башенку, собрать бусы и т. д.Цель этих игр способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Информационные ресурсы
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
Васильева М.А. «от рождения до школы»;
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.