Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к итоговой аттестации по математике.
Власенкова Ольга Дмитриевна, учитель математики,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шеговарская средняя школа»
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат.
Достоверным источником информации о содержании и объеме материала, структуре и системе оценивания экзаменационной работы являются следующие документы:
- Кодификатор элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов государственного экзамена;
- Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников по математике для составления контрольных измерительных материалов государственного экзамена;
- Спецификация контрольных измерительных материалов государственного экзамена по математике;
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для ОГЭ и ЕГЭ.
Существующий кодификатор позволяет разбить материал на несколько крупных тематических блоков. Такой подход способствует формированию более прочных знаний и, как следствие, более уверенному поведению выпускника на экзамене.
У нас сложилась определенная система подготовки учащихся к итоговой аттестации.
В процессе подготовки необходимо отрабатывать у учащихся умение чётко представлять ситуацию, о которой идёт речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами.
Важно знакомить школьников с различными способами решения задачи, а не отдавать предпочтение какому-то одному. Ученик должен знать, что при выполнении работы он может выбрать любой способ решения, важно чтобы задача была решена правильно.
При подготовке к итоговой аттестации больше внимания следует уделять накоплению у учащихся опыта самостоятельного поиска решений, чтобы на экзамене каждый ученик был готов к полной самостоятельности в работе, чтобы не возникло проблем при нестандартных формулировках заданий.
Наиболее эффективными методами и приёмами считаем: работы с текстовыми заданиями; дифференцированный подход в обучении и подготовке; индивидуальные занятия, консультации, обзорные уроки; решение большого количества типовых задач; регулярную проверку знаний; самостоятельную работу; умение распознавать методы при решении задач различных типов; умение работать со справочной литературой.
В ходе работы мы выделяем три этапа.
Подготовленный этап включает в себя:
-повторение ранее изученного материала, необходимого для успешной подготовки к итоговой аттестации;
-формирование некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности, важных на начальном этапе, чтобы приступить к решению той или иной задачи;
-рассмотрение основных методов и приёмов, применение которых может при решении ряда нестандартных и исследовательских задач;
-изучение внепрограммного материала, необходимого для решения задач второй части .
2. Практический этап включает в себя:
-отработку навыков решения ключевых задач;
-решение задач по отдельным темам и разделам;
-отработку навыков применения отдельных методов и приёмов при решении задач различных уровней сложностей;
-решение задач как отдельно по уровням, базовому и профильному, так и рассмотрение наборов задач, включающих в себя в любом порядке задачи различных уровней сложности;
-обмен опытом по применению методов и приёмов при решении задач;
-формирование навыков нахождения учащимися различных способов решения тех или иных задач, совместное их рассмотрение и взаимообмен.
3. Диагностический этап включает:
-входящий в итоговый контроль по результатам работ, составленных на основе КИМов прошлых лет;
-тематический контроль (от простых типовых заданий до заданий более сложных, от комплексных типовых заданий до заданий раздела второй части);
-проведение итоговых обобщающих занятий по отдельным разделам алгебры и геометрии;
-рассмотрение с учащимися ряда исследовательских задач;
-обучение постоянному жёсткому самоконтролю времени;
-отслеживание учебных достижений обучающихся на основе требований к уровню подготовки выпускников в течение всего времени подготовки к итоговой аттестации.
Считаем, что следует учить школьников технике работы с КИМами (2).
Эта техника включает следующие моменты: а) обучение постоянному жёсткому самоконтролю времени; б) обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий; в) обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приёму проверки, проводимой сразу после решения задания; г) обучение приёму «спирального движения» по варианту работы (3).
Предлагаемая система работы позволяет повторить, систематизировать и обобщить знания; сформировать устойчивые навыки по решению заданий; создать базу, на основе которой ученик может успешно справиться с заданиями ОГЭ и ЕГЭ по математике.
Данная система требует большого количества времени учителя на подготовку к занятиям, проверку и анализ работ, проведение индивидуальных консультаций. Но, эта система позволяет увидеть объективные результаты обученности выпускников школы.
Список используемой литературы
Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. Г.А. Атанов. - Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001.
Белошистая А.В. Из опыта подготовки к ЕГЭ / А.В.Белошистая // Математика в школе. – 2011. – №3. – С.36 – 3*.
Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М: Просвещение, 2003.