Дети-билингвы: использование нейропсихологических приемов в сопровождения обучения и воспитания
Понятие «билингвизм» предполагает владение двумя или более языками, аналогичное уровню родного языка. Билингвизм может иметь разные виды и формироваться в результате взаимодействия разных факторов. В нашей многонациональной стране насчитывают более 100 других языков, которым также пользуется население, поэтому вопрос о развитии детей в двуязыковой среде стоит достаточно остро. Кроме того, в настоящее время актуальной стала проблема социально-психологической адаптации мигрантов.
В дальнейшем речь будет идти о билингвах, которые являются детьми мигрантов и детей представителей народов России, использующих в домашнем обиходе родной язык, находящихся в русскоязычной языковой среде.
Как показывают отечественные и зарубежные исследования, устное речевое развитие ребенка на родном языке, пришедшего в иноязычный детский сад, должно соответствовать нормативному, тогда минимизируется негативное воздействие двуязычия на дальнейшее развитие ребенка. Если навыки письма и чтения на родном языке сформированы у ребенка раньше, чем на втором языке, то такая ситуация может оказывать позитивное воздействие на развитие ребенка.
Часто у детей-билингвов, попадающих из семейной языковой моносреды в образовательное учреждение с другим языком еще в дошкольном возрасте, оказывается недостаточным опыт игровой деятельности и социального взаимодействия. В результате этого у таких детей может страдать полноценное развитие речи, развитие моторной сферы и навыков общения, что в дальнейшем будет оказывать влияние на школьное обучение.
При работе с детьми-билингвами педагогам оказывется полезным обращение и опора на «чувственную» основу речи (психомоторику и образы-представления), использование нейропсихологических упражнений:
На осознание своего тела
«Волшебный мешочек» (дошкольный и школьный возраст)
Ощупывание и опознание предметов с различной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.) Ребенку предлагается ощупать материал двумя руками, потом – одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.
Распознай буквы – получишь слово (школьный возраст)
Из объемной азбуки составить слово (из 4-5 букв) и предложить ребенку, последовательно ощупав все буквы, прочитать его. Усложненный вариант: буквы предъявляются в произвольном порядке.
На зрительное восприятие
Письмо/ рисование в воздухе (дошкольный и школьный возраст)
Нарисовать перед ребенком различные фигуры/ простые образы/ буквы/ цифры, которые он должен опознать и назвать.
Найди букву (школьный возраст)
Предложите ребенку рисунок с буквами, цифрами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повернутых. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.
Перечеркнутые изображения (дошкольный и школьный возраст)
На материале с изображениями, перечеркнутыми различными линиями/ зашумленными точками, мелкими пятнами разной формы, ребенку необходимо определить, что нарисовано.
На пространственное восприятие
«Дальше-ближе» (дошкольный и школьный возраст)
Ребенку предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе, чем…», «дальше, чем…», «ближе, чем, но дальше, чем…».
«Покажи направление» (дошкольный и школьный возраст)
Научите ребенка показывать направления рукой (потом – только поворотом головы, взглядом) в воздухе сверху вниз, справа налево, затем – по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз).
На слуховое восприятие
«Подбери картинку» (дошкольный и школьный возраст)
Упражнение состоит в узнавании и названии ребенком различных звуков и подборе подходящих к ним картинок.
«Найди общий звук» (школьный возраст)
Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук, например: «мох», «март», «муравей». Затем задание можно усложнить: нужно сосчитать, сколько раз в слове встречается один и тот же звук.
На развитие внимания
Буквы алфавита (школьный возраст)
Педагог называет букву, тот ребенок, чье имя/ фамилия начинается на эту букву, делает один хлопок.
На развитие мелкой моторики
Завязывание и развязывание узлов на веревках разной толщины и фактуры (дошкольный и школьный возраст).
Рисование различными материалами (карандаш, ручка, акварель, мелки) (дошкольный и школьный возраст)
Рисование необычных фигур и элементов и придумывание им названий (дошкольный и школьный возраст)
Обводка по контуру линий различной конфигурации – плавных, округленных, кривых, зигзагообразных с придумыванием им названий (дошкольный и школьный возраст)
На развитие зрительно-моторной координации
Соединение точек, расставленных педагогом на листе в произвольном порядке (дошкольный и школьный возраст)
Зеркальный рисунок (дошкольный и школьный возраст)
На половине листа, разделенной линией педагог рисует простое изображение. Ребенок должен повторить рисунок на своем поле по инструкции: «Что у меня сверху, то и у тебя сверху; что у меня снизу, то и у тебя снизу, что у меня слева, то у тебя справа».
На развитие речи
Пантомимы (актуализация глаголов) (дошкольный и школьный возраст)
Педагог изображает пантомимой простейшее действие или эмоциональное состояние, а ребенок должен понять его и выбрать соответствующую картинку, произнести глагол, затем роли меняются.
Подобные занятия можно использовать на протяжении всего периода адаптации ребенка к новой языковой среде и дольше, и проводить в игровой форме. В их выполнение должны вовлекаться не только билингвальные, но и монолингвальные дети, чтобы исключить эффект сегрегации. Кроме того, многие упражнения могут выполняться парой детей, где роль педагога выполняет монолингвальный ребенок. Это будет стимулировать развитие коммуникативных навыков и межличностных отношений в детском коллективе.