Конспект непосредственной образовательной деятельности.
Образовательная деятельность : «Речевое развитие»
Возраст : подготовительная к школе группа.
Тема : «Там на неведомых дорожках»
Задачи
Обучающие:
-Продолжать закреплять знания воспитанников по теме : «Речь» ( устная и письменная ; примеры ; речь состоит из предложений ; предложения – из слов ; слова – из звуков и букв ; слог – часть слова ; отличие звуков от букв ; образование гласных и согласных звуков ; различать согласные : твёрдые – мягкие , звонкие - глухие);
- Упражнять в подборе слов с заданным звуком;
- Составлять из слогов слова, из слов – предложения с последующим анализом ;
- Закреплять умение составлять схемы слов;
ставить ударение .
Развивающие :
- Развивать фонематический слух , внимание;
- Продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слов.
Воспитывающие :
-воспитывать доброжелательность, взаимопомощь , умение работать в команде.
Оборудование, материал: ноутбук , проектор, экран ; на бересте- письмо, рюкзак, кубик с гласными и согласными буквами ,
на модуле - сигналы (твёрдый- мягкий звуки), дерево с колокольчиками (звонкие звуки),
3-мольберта с перфокартами «Зашумлённые буквы», 3 больших мяча со слогами, картинки с данными слогами, 3- обруча, под мячами указатель маршрута, избушка , «разбитая посуда»- на половине тарелок –слоги ( 3-х цветов), схемы зашифрованных слов -9 штук , конструктор «гусеница», наборы букв на магнитах , простые карандаши, печка с пирожками – словами, слова с прищепками –ударение, сундук с 3-замками , 3- ключа ( в ёмкости с горохом), яйцо с иглой , 3-набора с «живым песком» и формочками, большой поднос , стрелки ,
запись музыкального произведения на продуктивную деят-ть.
Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Организационный момент.
Ребята, давайте встанем в круг и скажем друг другу «Доброе утро!», а теперь гостям все вместе.
Сюрпризный момент. Скажите, что мы сейчас обнаружили на нашем волшебном дереве? ( бересту)
Вы знаете, а на бересте что-то написано.
Чтение письма: Наши добрые друзья! Кощей Бессмертный захватил Королевство речи , чтобы никто не смог не писать, не читать. Спрятал речь за 7-мю дверями, за 7-мю замками . Помогите , освободите наше Королевство. Но добраться до нас не так просто. Ведь на неведомых дорожках может разное случиться. ( слайды)
Откройте все двери , а главное найдите сундук Кощея – там его сила.
Как вы думаете , мы сможем помочь? А не побоитесь ? Как же нам добраться? Карты нет, но есть начало пути. (показываю начало пути и стрелки).
Прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним , что такое речь?
Игра с мячом. ( дети стоят по кругу)
- Речь бывает ….. (устн. и письмен.)
- Приведи пример устной , письменной речи.
- Речь состоит из ….. (предложений).
- Предложения состоят из …..( слов).
- Слова – из ….. ( звуков , букв).
- Чем отличаются звуки от букв? ( звуки произносим и слышим , буквы видим и пишем)
- На какие 2 группы делятся звуки и буквы?( гласные и согласные )
- На какие группы делятся согласные звуки ? ( твёрдые – мягкие ; звонкие - глухие )
Игра « Собери в дорогу рюкзак» (дети передают рюкзак и подбирают слова с определённым согласным звуком в разных позициях ) - выбираем по кубику.
На экране – « В добрый путь!»
«Полянка звуков» – Дружно мы пошли - на полянку все пришли! Здесь необычные цветы – сигналы. Что они обозначают? ( твёрдые, мягкие звуки)
- Это «Полянка звуков». Кощей их заколдовал.
Поможем навести порядок на полянке ?( произношу звуки - дети показывают нужный сигнал – синий или зелёный)
Воспитатель обращает внимание на дерево.
-Посмотрите , обычное ли это дерево ?
-Что растёт на дереве ? ( колокольчики )
Почему на дереве – колокольчики? ( показывают на звонкость звука).
«Игра с колокольчиками» (выявление звонких и глухих звуков)
- А сейчас поиграем в игру « Ловля звуков» (гласные звуки)
-Порядок навели на полянке звуков , давайте посмотрим, открылась ли 1- дверь? (слайд) Да, вы –молодцы!
6. – Куда дальше нам идти? А вот и указатель. ( 3- стрелки: «волк», «кикимора», «друзья» )
Налево пойдёшь - волку в лапы попадёшь,
Направо пойдёшь – к Кикиморе в болото попадёшь,
Прямо пойдёшь – друзей себе найдёшь !
- Как вы думаете, по какой дороге мы пойдём ? ( прямо )
Перед нами возвышенности . Кощей и тут применил свои колдовские чары – заколдовал все буквы. Давайте разделимся на команды. ( деление по звукам : дети стоят по кругу, педагог произносит на ушко ребёнку звук , образуются команды )
Игра « Зашумлённые буквы» ( на 3-досках -карточка с «зашумлёнными буквами»; задание: найти подходящие буквы на магнитах)
-Справились с заданием? Смогли ли мы открыть 2-ю дверь? (слайд и указание дальнейшего маршрута – « Кощей закидал дорогу камнями , освободите дорогу и вы узнаете дальнейший маршрут»)
7. – Но камни непростые , на них написаны слоги . А что такое слог? (часть слова). Сколько камней? (3) , значит мы разделимся на 3 команды. ( дети выбирают карточку со слогом и находят свою команду ; подбирают картинки с заданным слогом; проверка команд)
- А теперь каждая команда убирает с дороги свой камень. Мы справились , посмотрим открылась ли 3-дверь? (слайд)
Под камнями- надпись : « Избушка бабы- Яги»
Дальше мы идём ….? ( к избушке бабы-Яги)
8. Уже потемнело, посмотрите на небо. ( гимнастика для глаз с лазерной указкой)
9. Стих про Бабу-Ягу с движениями .
В лесу тёмном есть избушка (дети идут по кругу),
Стоит задом наперёд (поворот прыжком),
В той избушке есть старушка-
Бабушка Яга живёт.
Нос крючком (показ),
Глаза большие (показ ),
Словно огоньки горят ( разжимают кулачки ).
Вредный у старушки нрав (показ мимикой),
Дыбом волосы стоят ( поднимают руки вверх ).
- Она вредная , т.к. «разбила свою любимую посуду».
- Поможем собрать? ( дети берут в каждую руку по 1- части посуды одного цвета , идут к обручу такого же цвета - деление на команды). Задание : собрать посуду.
Слова: 1. Капель, ручей, почки;
2. Снежок, санки, коньки;
3.Цветы,плоды,грибы.
(команды читают свои слова, называют время года)
- Открыта ли 4- дверь?( слайд)
10. – Найдите иллюстрацию с изображением вашего времени года.
( работа за столами в командах )
Составление схемы слова из крупной мозаики
(1-команда – зима; 2-команда- лето ; 3-команда- весна).
Открывается 5- дверь ( слайд) Надпись : « Угадайте слово и вы узнаете , куда нам идти !»
11. « Зашифрованное слово» ( на карточках перепутаны буквы, под ними цифры правильной последовательности ; задание выполняет каждый ребёнок на своей карточке) - Что за слово ? ( «печка» , открывается 6- дверь на слайде)
12 .-Куда мы отправимся ? (отправляемся к печке ) Что она нам приготовила? (пирожки) Но пирожки – не простые , на них – слова. Что же мы будем делать со словами? ( на слайде- « Составьте предложения»)
Деление на команды по хлопкам. Каждой команде – поднос с «пирожками». Проверка.
( открывается 7-дверь)
13. – Все двери открыты. Вот и сундук Кощея. Можем мы его открыть? ( ключей нет) Где же их взять? ( миска с горохом – там ключи , ищут посыльные из команд , по цветам подбирают ключи к замкам ) Открывают сундук, а там –яйцо, в яйце- игла . Двери открыли , вот она сила Кощея. Сломаем иглу ?
Голос Кощея : Ребята , пощадите меня ! Я больше никого не буду обижать, стану очень хорошим .
- Поверим Кощею? Но, чтобы он действительно никого не обижал , мы одарим его лучшими качествами ,которые есть у нас.
14. Игра « Ласковые слова» (дети стоят по кругу , расхваливают ) Например;
- Я – добрый и Кощей стал добрее;
- Я- весёлый и Кощей стал веселее, и т. д.
15. –Мы надеемся , что Кощей больше не будет так поступать , а станет лучше. А на память о нашем путешествии мы построим самое настоящее королевство речи из « живого песка» . ( садятся за любой стол , затем выкладывают постройку на общий поднос)
16. Рефлексия .
- Сегодня мы путешествовали. Кому помогали? Какие задания выполняли? Было сложно ? Какое настроение ? Передадим своё настроение друг другу. А теперь подарим гостям.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
№ 111 «Сказка»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
в форме квест-игры
«Там на неведомых дорожках»
Разработала воспитатель
1 квалификационной категории
Архипова Ольга Александровна
г. Петрозаводск, 2017 г.