№ п/п | Дата | Количество часов | Тема урока | Основное содержание урока | Демонстрация опытов. Использование ЦОР | Планируемые результаты | Форма контроля | Домашнее задание |
1 | 1 | Введение | Изучение техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ. Правила поведения в кабинете химии. | Демонстрации. Видеофрагменты, слайды с изображениями химической лаборатории, проведения химического эксперимента. | Использовать основные интеллектуальные операции (формулировать гипотезу, проводить анализ и синтез, обобщение, выявлять причинно-следственные связи), проводить эксперимент и фиксировать его результаты с помощью родного языка и языка химии. | Беседа, выполнение работы в тетради | Конспект | |
Тема 1. Теория строения органических соединений (6 часов). | ||||||||
2 | 1 | Предмет органической химии | Становление органической химии как науки. Определение элементного состава органических соединений. | Демонстрации. Коллекция природных, искусственных и синтетических органических соединений, материалов и изделий из них. | Предметные: Различать предметы органической и неорганической химии, минеральные и органические вещества. Классифицировать органические вещества по их происхождению на природные, искусственные и синтетические. Проводить и наблюдать химический эксперимент. Объяснять причины многообразия органических веществ и особенности строения атома углерода. Различать понятия «валентность» и «степень окисления», оперировать ими. Отражать состав и строение органических соединений с помощью структурных формул и моделировать их молекулы. Различать понятия «изомер» и «гомолог». Называть изученные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Регулятивные: 1. Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно. 2. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Познавательные: 1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. 2. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Личностные: 1. Формировать ответственное отношение к учению. 2. Формировать самоуважения и эмоционально- положительное отношениек себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию. | Беседа, выполнение работы в тетради | § 1 | |
3 | 1 | Лабораторные опыты №1. Определение элементного состава органических соединений. | Определение элементного состава органических соединений. Плавление, обугливание и горение органических соединений. | Лабораторное оборудование. Презентация. | Лабораторная работа. | Оформить отчет. | ||
4 | 1 | Теория строения органических соединений. | Основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Валентность. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Структурные формулы неорганических и органических веществ. | Презентация. | §2 | |||
5 | 1 | Теория строения органических соединений. | Типы углеродных цепочек: линейная, разветвленная, замкнутая. Кратность химической связи. Изомерия. Виды изомерии. Понятие о взаимном влиянии атомов в молекулах органических веществ. | Презентация. | §2 | |||
6 | 1 | Лабораторные опыты № 2. Изготовление моделей молекул органических соединений. Решение задач. | Решение задач. Проектирование молекул органических соеденений. | Стр. 174 Задачи. | ||||
7 | Контрольная работа № 1. Строение органических соединений. | Контроль знаний. | § 1-2 повторить | |||||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16 часов). | ||||||||
8 | 1 | Природный газ. Алканы. | Природный газ, его состав. Метан и другие алканы как составная часть природного газа. Химические свойства метана, обусловливающие его применение | Демонстрации. Шаростержневые и объемные модели молекул первых представителей класса алканов. | Предметные: Определять принадлежность веществ к различным типам (предельным или непредельным) и классам углеводородов. Называть их по международной номенклатуре. Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения этилена. Наблюдать, самостоятельно проводить и описывать химический эксперимент. Устанавливать зависимость между типом строения углеводорода и его химическими свойствами на примере логических связей: предельный — реакции замещения, непредельный — реакции присоединения. Регулятивные: 1. Обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя. 2. Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения. 3. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Познавательные: 1. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализируют и оценивают её достоверность. 2. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. 3. Формировать умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов, умения работать с книгой и с периодической системой. Коммуникативные: 1. Формировать умения работать в парах, отвечать на вопросы учителя, уметь использовать химический язык, умение работать с химической посудой. 2. Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: 1. Проявлять ответственное отношение к обучению, уважительное отношение к старшим и младшим товарищам; осознавать ценность здорового и безопасного образа жизни. 2. Формировать ответственное отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию. | § 3 | ||
9 | 1 | Предельные углеводороды. Алканы. | Гомологи метана, изомерия и номенклатура. Дегидрирование этана. | § 3 | ||||
10 | 1 | Непредельные углеводороды. | Номенклатура. Гомологический ряд. Физические свойства. | Презентация. | § 4 | |||
11 | 1 | Этилен. Химические свойства непредельных углеводородов. | Этилен, его получение дегидрированием этана и дегидрацией этанола. | Презентация. | Химический диктант, работа в тетради. | § 4 | ||
12 | 1 | Лабораторная работа №3 «Изготовление моделей молекул углеводородов». «Обнаружение непредельных соединений.» | Лабораторная работа. | Оформить отчет. | ||||
13 | 1 | Алкадиены. Каучуки. | Понятие об алкадиенах как углеводородов с двумя двойными связями. | Презентация. | § 5 | |||
14 | 1 | Химические свойства алкадиенов. | Химические свойства бутодиена-1,3 и изопрена. | Презентация. | Работа в тетради. Опрос. | § 5 | ||
15 | 1 | Проверочная работа. | Тест. | Повторить § 3 - 5 | ||||
16 | 1 | Алкины. Ацетилен | Химические свойства ацетилена. | § 6 | ||||
17 | 1 | Алкины. Ацетилен | Качественные реакции на кратную связь. | § 6 | ||||
18 | 1 | Лабораторная работа №4: «Получение и свойства ацетилена». | Лабораторная работа. | Оформить отчет. | ||||
19 | 1 | Арены. Бензол. | Получение бензола. Применение бензола. | Демонстрации. Объемная модель молекулы бензола. Горение бензола. Отношение бензола к бромной(иодной) воде и раствору перманганата калия (на примере технических растворителей, содержащих арены). | § 7 | |||
20 | 1 | Арены. Бензол. | Химические свойства бензола. | Химический диктант, работа в тетради. | § 7 | |||
21 | 1 | Нефть и способы ее переработки. | Коллекция продуктов переработки нефти. | § 7 | ||||
22 | 1 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Углеводороды и их природные источники» | Работа в тетради. | Повторить § 3 - 7 | ||||
23 | 1 | Контрольная работа №2. Углеводороды и их природные источники. | Контрольная работа. | Повторить § 3 - 7 | ||||
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (20 часов). | ||||||||
24 | 1 | Единство химической организации живых организмов. Спирты. | Изомерия и номенклатура спиртов. | Коллекция. | Предметные: Называть по международной номенклатуре спирты. Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения этанола и глицерина с помощью родного языка и языка химии. Классифицировать спирты по их атомности. Наблюдать, самостоятельно проводить и описывать химический эксперимент. Характеризовать особенности строения и свойства кислородсодержащих углеводородов Личностные: 1. Формировать ответственное отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию. 2. Формировать способность к целеполаганию, самостоятельной постановкеновых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности. Познавательные: 1. Формировать устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач. 2. Формировать умения устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств. Коммуникативные: 1. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | § 9 | ||
25 | 1 | Единство химической организации живых организмов. Спирты. | Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием, дегидратация. | § 9 | ||||
26 | 1 | Фенол. | Многоатомные спирты. | Коллекция. | Беседа, выполнение работы в тетради. | § 10 | ||
27 | 1 | Лабораторная работа № 5 «Свойства этилового спирта» «Свойства глицерина». | Лабораторная работа. | Оформить отчет. | ||||
28 | 1 | Альдегиды и кетоны. | Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. | Презентация. | § 11 | |||
29 | 1 | Альдегиды и кетоны. | Химические свойства альдегидов. | Работа в тетради. | § 11 | |||
30 | 1 | Лабораторная работа № 6 «Свойства формальдегидов» | Лабораторная работа. | Оформить отчет. | ||||
31 | 1 | Контрольная работа № 3. «Спирты, альдегиды и кетоны». | Тест. | Повторить § 9 - 11 | ||||
32 | 1 | Карбоновые кислоты. | Получение кислот окислением. Номенклатура. | Коллекция. | § 12 | |||
33 | 1 | Карбоновые кислоты. | Химические свойства кислот. | Работа в тетради. | § 12 | |||
34 | 1 | Решение задач. | Работа в тетради. | Задачи | ||||
35 | 1 | Лабораторная работа № 7. «Свойства уксусной кислоты» | Лабораторная работа. | Оформить отчет. | ||||
36 | 1 | Сложные эфиры. Жиры. Мыла. | Сложные эфиры. Получение. | Коллекция. | Беседа, выполнение работы в тетради | § 13 | ||
37 | 1 | Сложные эфиры. Жиры. Мыла. | Жиры. | § 13 | ||||
38 | 1 | Сложные эфиры. Жиры. Мыла. | Мыла. | § 13 | ||||
39 | 1 | Лабораторная работа № 8. «Свойства жиров». «Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка». | Лабораторная работа. | Оформить отчет. | ||||
40 | 1 | Углеводы. Моносахариды. | Химические свойства глюкозы: взаимодействие с гидроксидом меди, реакция «серебряного зеркала», гидрирования, реакция брожения. | Презентация. | Решение задач. | § 14 | ||
41 | 1 | Дисахариды и полисахариды. | Дисахариды: сахароза, лактоза и мальтоза. Полисахариды: крахмал и целлюлоза. | Презентация. | Решение задач. | § 15 | ||
42 | 1 | Лабораторная работа № 9. «Свойства глюкозы», «Свойства крахмала». | Лабораторная работа. | Оформить отчет. | ||||
43 | 1 | Контрольная работа № 4. «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, углеводы». | Тест. | Повторить § 12 - 15 | ||||
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения (9 часов). | ||||||||
44 | 1 | Амины. Анилин. | Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами, горение. Качественная реакция на анилин. | Презентация. | Предметные: характеризовать особенности строения и свойства анилина на чения и области применения анилина с помощью родного языка и языка химии. Наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент. Соблюдать правила экологически грамотного и безопасного обращения с горючими и токсичными веществами в быту и окружающей среде. Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической роли и химических свойств аминокислот. Наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент. Личностные: 1. Демонстрировать интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; осознают ценность здорового и безопасного образа жизни. 2. Формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности. Регулятивные: 1. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. 2. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий | Решение задач. | § 16 | |
45 | 1 | Аминокислоты. Белки. | Химические свойства аминокислот: взаимодействие с кислотами, основаниями, спиртами. | Презентация. | Решение задач. | § 17 | ||
46 | 1 | Аминокислоты. Белки. | Белки, их структура. Химические свойства белков: денатурация, гидролиз. Качественные реакции. | Презентация. | Решение задач. | § 17 | ||
47 | 1 | Лабораторная работа № 10. «Свойства белков» | Лабораторная работа. | Оформить отчет. | ||||
48 | 1 | Нуклеиновые кислоты. | ДНК и РНК | Презентация. | Решение задач. | § 18 | ||
49 | 1 | Нуклеиновые кислоты. | ДНК и РНК | § 18 | ||||
50 | 1 | Обобщение знаний по теме: «Кислородсодержащие соединения и их природные источники» | Работа в тетради. | Повторить § 16 - 18 | ||||
51 | 1 | Решение задач | Работа в тетради. | Задачи. | ||||
52 | 1 | Решение задач | Работа в тетради. | Задачи. | ||||
53 | 1 | Решение задач | Работа в тетради. | Задачи. | ||||
54 | 1 | Контрольная работа № 5. «Кислородсодержащие соединения и их природные источники» | Тест. | Повторить § 16 - 18 | ||||
Тема 5. Биологически активные органические соединения (5 часов). | ||||||||
55 | 1 | Ферменты. | Специфические свойства ферментов. | Презентация. | Предметные: На основе межпредметных связей с биологией устанавливать общее, особенное и единичное для ферментов как биологических катализаторов. Раскрывать их роль в организации жизни на Земле, а также в пищевой и медицинской промышленности. На основе межпредметных связей с биологией раскрывать биологическую роль витаминов и их значение для сохранения здоровья человека. Коммуникативные: 1. Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). 2. Учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве. Личностные: 2. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | § 19 | ||
56 | 1 | Витамины. Гормоны. Лекарства. | Авитаминоз. гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Функции витаминов. | Презентация. | § 20 | |||
57 | 1 | Витамины. Гормоны. Лекарства. | Гормоны. | Презентация. | § 20 | |||
58 | 1 | Витамины. Гормоны. Лекарства. | Лекарства. Химиотерапия и фармакология. | Презентация. | § 20 | |||
59 | Контрольная работа № 6. «Биологически активные органические соединения». | Тест. | Повторить § 19 - 20 | |||||
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (6 часов) | ||||||||
60 | 1 | Искусственные полимеры. | Искусственные полимеры, их получение, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. | Презентация. | Предметные: Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент для идентификации пластмасс и волокон с помощью качественных реакций. Регулятивные: 1. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Познавательные: 1. Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. Коммуникативные: 1. Критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его Личностные: 1. Проявлять интересы, инициативы и любознательность, учится с четкой организацией своей деятельности. 2. Целеустремленнои настойчиво идти к достижению целей, проявлять готовность к преодолению трудностей. | § 21 | ||
61 | 1 | Синтетические органические соединения. | Виды полимеров. | Презентация. | §22 | |||
62 | 1 | Синтетические органические соединения. | Синтетические волокна. | Презентация. | §22 | |||
63 | 1 | Синтетические органические соединения. | Полиэтилен. Полипропилен. | Презентация. | §22 | |||
64 | 1 | Лабораторная работа № 11. «Распознавание пластмасс и волокон» | Лабораторная работа. | Оформить отчет. | ||||
65 | 1 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Искусственные и синтетические полимеры». | Работа в тетради. | Повторить §21 - 22 | ||||
Повторение материала по курсу органическая химия (3 часа). | ||||||||
66 | 1 | Решение задач | Обобщать знания о классификации и закономерностях протекания химических реакций в органической и неорганической химии. Устанавливать внутрипредметные связи между органической и неорганической химией в свете общего, особенного и единичного. | Работа в тетради. | Задачи. | |||
67 | 1 | Контрольная работа № 7. «Курс органической химии». | Тест. | Повторить §1 - 22 | ||||
68 | 1 | Заключение по курсу органической химии. |