Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игра как средство формирования представлений дошкольников о неживой природе

Игровая деятельность является одним из ведущих средств усвоения ребенком социального наследия общества, в том числе и знаний человечества о природе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Курочкина Елена Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 62» г. Бийска

Игра как средство формирования представлений дошкольников

о неживой природе

В последнее время на игровую деятельность дошкольников обращено пристальное внимание ведущих психологов и педагогов. Так, например, Д. Б. Элькониным установлено влияние игровой деятельности на интеллектуальное, нравственно-волевое, социально-эмоциональное развитие. К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева и др. также отмечали целесообразность использования игры в обучении.

Наряду с этим, ребенок в детском саду должен усвоить тот богатейший социальный опыт, который позволит ему осознанно ориентироваться и свободно двигаться в пространстве. Игровая деятельность является одним из ведущих средств усвоения ребенком социального наследия общества, в том числе и знаний человечества о природе.

Взаимосвязь игры с процессом накопления представлений о природе – вопрос достаточно изученный. В основном внимание педагогов привлекает дидактическая игра.

Дидактическая игра может быть и формой организации обучения, и методом закрепления знаний, и средством воспитания личностных качеств. Однако специфика использования дидактической игры в ее структуре. Установлено, что любое изменение элементов этой игры (например, несоблюдение правил, ограничение игровых действий детей) ведет к превращению ее в систему упражнений. В настоящее время многие из имеющихся пособий демонстрируют лишь некоторые аспекты образовательной работы, осуществляемые с помощью дидактических игр. В частности, тренируют умения детей распознавать, навыки находить сходства и различия, классифицировать.

Хрупкость дидактической игры, быстрое разрушение ее занимательности под натиском учебных задач, направленность главным образом на закрепление имеющихся у детей знаний, а не на сообщение им новой информации побуждают расширить поиск связей обучения дошкольников с игрой. Игра – это эмоциональная деятельность и эффективность обучения в большей степени зависит от эмоционального отношения ребенка с воспитателем или сверстником. Несомненно, включение элементов сюжетно-ролевой, подвижной игры, игр – экспериментирований, забав в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, который может обеспечить более эффективный результат усвоения знаний. При этом весьма успешно решаются проблемы социального характера. Игра закрепляет умение взаимодействовать друг с другом, решать общие задачи, расширяются возможности объединения детей через игру в группы по интересам, по желанию детей, по сложности выполнения предполагаемой работы и др.

Наблюдения за детьми, за их самостоятельной игровой деятельностью показали, что научные сведения о природе, особенно о неживой, почти не включаются в нее. Хотя, с самого рождения детей окружают различные явления неживой природы. Они входят в жизнедеятельность, являются объектами наблюдения. Очень часто объекты неживой природы становятся источником возникновения детской игры, тем стимулирующим фактором, который способствует единению детей. Все мы помним с детства как лепили снеговиков, как устраивали снежные битвы, как строили замки из песка и др.

Поэтому данное направление я определяю актуальным для себя и для своих детей. В процессе работы по самообразованию я исследую такую проблему «Формирование представлений дошкольников о неживой природе через проектную деятельность».

Самостоятельной игре детей, совместной со взрослым игровой деятельности, ее месту в образовательном процессе уделяю очень много внимания. Связано это в первую очередь с возрастными особенностями детей средней группы.

Основными видами проектов, которые я использую, являются игровые. Участники (дети, коллеги, я) принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием предстоящей деятельности. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

В проектной деятельности использую следующие методы и приемы работы с детьми (по классификации С.А.Козловой):

Методы, повышающие познавательную активность - элементарный анализ, постановка вопросов взрослого детям, постановка вопросов детьми взрослому, постановка вопросов детьми детям, повторение и др.

Методы, повышающие эмоциональную активность, способствующие заинтересованному восприятию познавательного материала, сопереживанию, желанию принять участие в событии, оценить его. Следует отметить, что познавательный потенциал занятий во многом зависит от взрослого. Педагог, не умеющий «заражать» своими эмоциями детей, не сможет вызвать их активности, даже пользуясь при этом специальными приемами. Поэтому так важно понимать, что умение педагога передавать свое отношение к содержанию занятий является необходимым условием влияния на ребенка, а специальные методы и приемы лишь помогают активизировать этот процесс. К таким методам относятся игровые приемы, которые повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из таких приемов может быть воображаемая ситуация, этюды, имитационные игры. Дети очень любят эти игры. Удобным материалом для таких игр служат тексты литературных произведений экологического характера, в которых преобладает диалогическая форма. После прочтения или рассказывания литературно-художественного произведения воспитатель вместе с детьми анализируют образы героев, их поведение, характер, специфические особенности. В дошкольном возрасте явления отождествления себя со сказочными героями проявляется наиболее ярко. Высшим приемом данной группы является прием импровизации, т.е. воссоздание чего-либо не подготовленного заранее, не отрепетированного. Здесь на первый план выступает умение детей сочинять, выдумывать. Попробуйте изображить осенний или весенний дождь, зимнюю вьюгу, снегопад или листопад. Прием импровизации можно использовать в сочетании с музыкой.

Сюрпризные моменты и элементы новизны эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет и просто порадоваться и удивиться. В качестве сюрприза могут выступать предъявление новой игрушки, показ ярих фотографий, видеофильмов, появление ребенка или взрослого в необычном образе и др.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Наиболее действенным оказывается сочетание слушание музыки и последующая игра.

Методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире.

В процессе наблюдений, усвоения знаний о неживой природе у детей формируются оценки и представления о возможностях людей, их взаимоотношениях в процессе совместной деятельности, о социальных явлениях и событиях, о самих себе. Маленький жизненный опыт, особенности психического развития приводят к тому, что у детей складывается не всегда правильное, точное представления, адекватные оценки окружающего. Возникает необходимость уточнять, а иногда и корректировать представления ребенка и формировать соответствующие способы поведения. Ведущими методами здесь служат повторение, упражнение, наблюдение, экспериментирование и опыты, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний и помочь в правильном понимании. В отдельных случаях использую метод обобщенного ответа на вопрос, прибегаю к дополнительному объяснению, уточнению, через повторное выполнение задания в форме игры или предлагает ситуацию выбора: «как бы ты поступил, почему ты так думаешь?..».

Итак, использование игровых ситуаций, интересных атрибутов, элементов театрализации, игрушек – аналогов, изображающих различные объекты неживой природы, позволяет мне познакомить дошкольников с самими явлениями неживой природы, их особенностями, свойствами, характерными признаками, показать их связь с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни человека.

В процессе реализации проекта игра может использоваться как ведущий метод с полным «погружением» в игровую ситуацию. Это различные варианты игры в путешествие, которые позволяют объединить в себе наблюдения, труд детей в природе, опыты, эксперименты, допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний. В рамках такого ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают.

Игра может выступать как значимая составляющая проекта, например, для привлечения интереса детей, мотивации или подведения итогов.

Преимущества использования элементов игры, игровой деятельности в процесс формирования у детей представлений о природе очевидны. Игры являются незаменимым средством проникновения в жизнь. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания, овладевают ими на практике в непосредственном взаимодействии с окружающими их людьми. Обогащение социального опыта ребенка также происходит в процессе общения со сверстниками. Предметом такого общения может быть любое явление окружающей жизни ребенка, в том числе и объекты неживой природы.

Таким образом, реализуемая мной педагогическая идея заключается в том, чтобы знания, приобретаемые детьми, не лежали мертвым грузом, а активно служили в выработке взглядов, реализовывались в поведении, деятельности. Это возможно если в содержании знаний заложена побудительная сила к совершению поступка, действия, а сами знания служат своего рода регулятором поведения. Конечно, не все знания обладают для ребенка регуляторной силой. Это зависит от содержания и возрастных индивидуально – психологических способностей. Одни знания могут иметь прямой выход на деятельность и взаимоотношения, тогда они становятся содержанием игр, рисования, определяют характер взаимоотношений с окружающими. Есть и такие знания, которые не могут быть перенесены и реализованы в конкретной деятельности. Они составляют своеобразный багаж, перспективу развития.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области