План урока
Предмет: физика
Тема предмета: «Термодинамика»
Тема урока: «Тепловые двигатели»
Преподаватель: Шабалина Людмила Геннадьевна.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления материала и его первичного закрепления
Цели урока по содержанию:
Образовательная: способствовать формированию представлений о разнообразии тепловых двигателей, этапах их работы; способствовать запоминанию терминологии.
Развивающая: способствовать развитию умений составлять схемы, таблицы, характеризовать процессы, объекты, выявлять причинно-следственные связи.
Воспитательная: создать условия для реализации индивидуальных возможностей личности обучающихся; способствовать развитию коммуникативной рефлексивной, информационной компетентностей.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, частично-поисковый, проблемный.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная
Технологии: элементы личностно-ориентированного обучения, проблемного, ИКТ
Оборудование и дидактические средства к уроку:
Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. Физика 10 класс,2004г.
Слайды
Анимация «Работа двигателя»
Презентация «Виды тепловых двигателей»
Слайды «Влияние тепловых двигателей на окружающую среду»
Макет двигателя
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.орг.момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. | Приветствуют преподавателя, проверяют готовность рабочего места. |
2.мотивация и целеполагание | Мотивирует работу учащихся, связывая тему урока с получаемой профессией. Организует беседу с учащимися, используя вопросы, вызывающие затруднение по определению целей урока, темы урока (слайд). | Беседуют с преподавателем, осознают цели урока, записывают тему урока в тетрадь. |
3.актуализация знаний | Проводит беседу с целью воспроизведения опорных знаний, которые были получены при изучении темы «Внутренняя энергия», «Первый закон термодинамики». | Учащиеся отвечают на вопросы, осознают степень своей готовности к изучению нового материала. |
4.первичное усвоение нового материала | Вызывает учащихся на диалог, для выяснения ответа на вопрос: - что вы должны знать о тепловых двигателях с точки зрения получаемой профессии? Вопросы выносятся на доску. Организует беседу, с целью подведения учащихся к самостоятельной формулировке определения понятия теплового двигателя (слайд). Предлагает заслушать доклад «Виды тепловых двигателей» и посмотреть презентацию. Организует работу по составлению схемы «Виды тепловых двигателей» (слайд) Объясняет, из каких основных элементов состоит ТД. Объясняет принцип работы ТД. (слайды) Предлагает учащимся составить схему работы ТД. (слайд) | Вступают в диалог, перечисляют, что, по их мнению, должны изучить по данной теме. Записывают вопросы в тетрадь. Рассуждают о назначении двигателей. Формулируют определение ТД. Записывают определение в тетрадь. Слушают доклад учащегося и смотрят презентацию. Анализируют доклад учащегося, составляя схему «Виды тепловых двигателей». Слушают объяснение принципа работы ТД, смотрят слайды. Систематизируют полученные знания и записывают схему «Работа теплового двигателя» в тетрадь. |
5. Осознание и осмысление блока новой учебной информации | Предлагает учащимся повторить, какие виды двигателей существуют, и ответить на вопрос: -с какими двигателями встречались на производстве, ЛПЗ? Предлагает учащимся вспомнить материал, изученный на спец. предметах, и описать работу четырехтактного ДВС, используя макет ДВС. Предлагает просмотреть фрагмент анимации «Принцип работы ДВС». | Перечисляют виды тепловых двигателей называют наиболее используемые двигатели Учащийся объясняет работу четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, используя макет ДВС Заслушивают ответ учащегося. Смотрят анимацию «Принцип работы ДВС», анализируют правильность ответа |
6. Первичное закрепление | Организует работу по заполнению таблицы «Работа четырехтактного двигателя с точки зрения спец. предмета и с точки зрения физики». Предлагает сопоставить этапы работы ДВС. Предлагает учащимся ответить на вопрос: -Почему человечество ищет новые виды топлива? Подводит учащихся к дополнительному материалу урока «Влияние ТД на окружающую среду». Предлагает заслушать доклад учащегося по теме «Влияние ТД на окружающую среду». | Заполняют таблицу Находят сходства и различия принципа работы четырехтактного двигателя с точки зрения спец. предмета и физики. Участвуют в беседе, предлагают свои варианты ответа. Слушают доклад учащегося, смотрят слайды. |
7.Рефлексия | Предлагает вернуться к поставленным в начале урока вопросам и выявить значимость изученного материала в профессиональной деятельности. | Анализируют, на каком уровне освоили материал, рассуждают о значимости изученного материала в профессиональной деятельности. |
8. Домашнее задание | Предложила подумать и обосновать возможность создания вечного двигателя. Предложила повторить понятие коэффициента полезного действия, изученное на спец.предметах. | Записывают домашнее задание в тетрадь. |