Краткосрочный проект для детей старшей группы.
Тема: «Занимательная математика»
Воспитатель первой категории Половинчук М.А.
Обучение математике играет важную роль на всех современных этапах образования, от дошкольного возраста до высшей школы.
Математика — царица наук, а арифметика — царица математики.
Карл Фридрих Гаусс
Слова великого учёного подтверждает сама жизнь: без овладения математическими знаниями успешное и полноценное существование современного человека немыслимо. Она окружает нас всюду: время и пространство, счёт и форма — всё это математика.
Актуальность проекта:
Актуальность проекта состоит в проблеме раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста. В современной жизни она приобретает все больше значение. Это объясняется, прежде всего, развитием науки, связанной с математикой и проникновением ее в различные области знаний. Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном человеческом обществе. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой. Любой малыш знает, много или мало у него игрушек, сколько машинок или кукол у его друга или подружки и т. д. Кроме того, математика очень развивает умственные способности ребенка: научно доказано, что чем больше информации проходит через мозг ребенка, тем он быстрее развивается. Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина. Моя задача – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять и усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Сущность занимательности – необычность, неожиданность. Увлекательный математический материал геометрических фигур активизирует умственную деятельность, заинтересовывает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения. Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.
Широкое использование специальных обучающих игр, именно с геометрическими фигурами важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Информационная карта проекта.
Полное название проекта | Краткосрочный проект «Занимательная математика» в старшей группе |
Объект исследования | Математика |
Цели проекта | - Систематизация и развитие знаний воспитанников о геометрических фигурах. - Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Занимательная математика». |
Задачи | - развивать у детей конструктивные способности, умения преобразовывать один математический объект в другой, - развивать аналитическую деятельность, умение классифицировать; - формировать навыки рассказывания, используя альбом «В мире геометрических фигур»; - развивать коммуникативные способности. - развивать логическое мышление; - продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах; - обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. |
Ожидаемые результаты | - дети освоят геометрические фигуры; - научатся сравнивать объемные фигуры, выделять между ними сходство и отличие, установить взаимосвязь между плоскими и объемными геометрическими фигурами; - научатся использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности); - появится интерес к решению познавательных, творческих задач; - смогут распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. |
Территория, представляющая проект | МБДОУ |
Автор проекта | Творческая группа МБДОУ , Воспитатель |
Руководитель проекта | Заведующая МБДОУ |
Возрастная группа | «Нерпята», старшая группа |
Участники проекта | Педагоги, дети, родители. |
Место проведения | МБДОУ , групповое помещение, музыкальный зал, физкультурный зал, игровые и спортивные площадки. |
Тип | Информационно-творческий |
Самообразование педагога по теме | Определить основные направления работы. 1. Систематизация материала по данному вопросу. - Изучение методической литературы: - «Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях» В.П. Новикова, Л.И. Тихонова - «Подвижные игры с геометричекими фигурами» Н.А.Мадель, - «Математика от трех до семи» З.А. Михайлова, 2.Подбор художественной, энциклопедической литературы. 3.Изготовление карточек «Геометрические фигуры» для лэпбука 4.Изготовление дидактической игры «Геометрические фигуры» 5.Подготовить карточки фиксации |
Продолжительность | Краткосрочный, групповой |
Срок реализации | Март – май 2019 г. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Кабинет заведующей | Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями: • создание благоприятного психо - эмоционального климата для работников д/с, детей и родителей; • развитие профессионального уровня педагогов. • просветительская, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей с проблемами в развитии. |
Группа | развитие эмоционально-волевой сферы ребенка; формирование положительных личностных качеств; развитие общих познавательных способностей дошкольников; развитие деятельности детей. |
Спортивный зал | укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни; развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, координацию движений. |
Музыкальный зал | Праздники, досуги, развлечения | |
Игровая площадка | Совершенствовать двигательные умения и навыки |
Тематический план реализации проекта
Направление развития | Содержание развития | Срок |
Социально – коммуникативное | Беседы: «Друзья геометрических фигур» «Фигуры и формы» «Волшебный треугольник» «На что похоже?» «Что я знаю о геометрических фигурах» «Из чего сделаны геометрические фигуры» Развлечение «В гости к царице Математике» | Март Апрель Май 2019 г. |
Речевое | Описание геометрических фигур и тел Составление рассказов и сказок о фигурах Отгадывание загадок Заучивание стихов, считалок, загадок | |
Чтение художественной литературой | Сказки: «Цветик – семицветик», «Три медведя» «Волк и семеро козлят». «Два жадных медвежонка», «Три поросенка», «Теремок», «Город геометрических фигур» «Сказка о том, как круг и треугольник с квадратом подружились» | |
Познавательное | Дидактические игры: «Сложи узор» «Подбери по цвету и форме» «Выложи орнамент» «Составь из частей целое» «Что общего и чем отличаются» «Найди, что лишнее» «Какой фигуры не хватает» «Головоломки» «Большие и маленькие фигуры» «Лабиринт» «Волшебные превращения геометрических фигур» (сгибание, разрезание, вырезание) | |
Сюжетно – ролевые игры | «Магазин», «Почта», «Детский сад», «Мы строители», «Автобус», «Семья». | |
Физическое | Подвижные игры: «Найди свой домик» «Поймай второй мяч» «Свободное место» «Найди пару» «Сделай фигуру» «Живые геометрические фигуры» «По кочкам через болото» Спортивный досуг «Мама, папа, я – дружная семья» |
Работа с родителями
№№ | Проводимое мероприятие | Срок |
1. | Беседа на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста». | март |
2. | Консультация «Учим математику дома» | март |
3. | Спортивный досуг «Мама, папа, я – дружная семья» | апрель |
4. | Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Карточки фиксации» | апрель |
5. | Привлечь родителей к изготовлению пособия по теме «Друзья геометрических фигур» | апрель |
6. | Подготовка к выставке творческих работ «Геометрические фигуры» | май |
7. | Развлечение «В гости к царице Математике» | май |
8. | Консультация «Математика вокруг нас» | май |