Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья "Использование мнемотехники в речевом развитии детей 3-4 лет"

-Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения -научить детей управлять своей памятью, увеличивать ее объем, используя приемы мнемотехники. -Развивать у детей психические процессы мышление, внимание, воображение, память различные виды -Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки -Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. -Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБДОУ «Детский сад № 428 г. Челябинска»

Тема: «Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста (3-4 года)»

Автор статьи: Щелконогова Светлана Анатольевна

Челябинск, 2019

Мнемотехника

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.Это прекрасный способ быстро запоминать стихи. Каждому слову или действию, описанному в стихотворении, соответствует своя картинка. Дети в детском саду повторяют за воспитателем фразы и показывают соответствующие картинки. По сути, эта методика представляет собой простой ребус, в котором зашифровано все стихотворение. Естественно стихи запоминаются гораздо быстрее, ведь их можно увидеть!

Основные задачи мнемотехники:

-Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

-научить детей управлять своей памятью, увеличивать ее объем, используя приемы мнемотехники.

-Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;

-Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

-Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;

-Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

К.Д. Ушинский говорил:

"Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам -

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

Использование таблицы, при заучивании стихотворений, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. В своей работе я использую мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц. Со временем, когда нужно выучить стихотворение или рассказать сказку, они сами начинают создавать простые мнемодорожки. Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание.

Этапы работы по запоминанию стихотворений следующие:

1.Выразительно прочитать стихотворение или сначала можно рассмотреть мнемотаблицу стихотворения и предположить о его содержании.

2.Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3.Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста) или самостоятельно составить план стихотворения.

4.Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

5.Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

6.Рассказать стихотворение.

Дети 3-4 лет уже сами рисуют мнемотаблицы для лучшего запоминания стихотворения:

Так же, этот прием используют и для запоминания содержания сказки:

Огромную роль в речевом развитии детей 3-4 лет мнемотехника играет и в освоении знаний об окружающем мире, в частности запоминания времен года. В мнемотехнике заложены огромные возможности для развития мышления и памяти детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Осуществляемая мной система занятий показала свою эффективность, так как уровень знаний увеличился на 8%. В процессе мониторинга было установлено, что у большинства детей основные знания заучивания стихов, составления рассказов и сказок по мнемотаблицам сформировались в полном объеме.

Система методов и приёмов мнемотехники обеспечило успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, обеспечило эффективное запоминание сказок, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи детей 3-4 лет.Улучшились показатели памяти. Воспитанники самостоятельно решают доступные возрасту дидактические задачи, соблюдают элементарные правила составления рассказов по мнемотаблицам. Так же, они овладели умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Был отмечен рост показателей познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Не стоит забывать, что данная система должна использоваться в комплексе и так же поддерживаться родителями. Дети, с которыми систематически проводились данные занятия и дидактические игры, стали проявлять интерес к поэзии, рассказам и сказкам. Дети более собранные, внимательные, у них выше жизненный тонус. Все это не только повышает адаптацию детей к внешним условиям, но и закладывает надежный фундамент будущего умственного развития детей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области