МБДОУ «Детский сад № 428 г. Челябинска»
Тема: «Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста (3-4 года)»
Автор статьи: Щелконогова Светлана Анатольевна
Челябинск, 2019
Мнемотехника
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.Это прекрасный способ быстро запоминать стихи. Каждому слову или действию, описанному в стихотворении, соответствует своя картинка. Дети в детском саду повторяют за воспитателем фразы и показывают соответствующие картинки. По сути, эта методика представляет собой простой ребус, в котором зашифровано все стихотворение. Естественно стихи запоминаются гораздо быстрее, ведь их можно увидеть!
Основные задачи мнемотехники:
-Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
-научить детей управлять своей памятью, увеличивать ее объем, используя приемы мнемотехники.
-Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;
-Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
-Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;
-Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
К.Д. Ушинский говорил:
"Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам -
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
Использование таблицы, при заучивании стихотворений, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. В своей работе я использую мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц. Со временем, когда нужно выучить стихотворение или рассказать сказку, они сами начинают создавать простые мнемодорожки. Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание.
Этапы работы по запоминанию стихотворений следующие:
1.Выразительно прочитать стихотворение или сначала можно рассмотреть мнемотаблицу стихотворения и предположить о его содержании.
2.Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3.Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста) или самостоятельно составить план стихотворения.
4.Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
5.Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
6.Рассказать стихотворение.
Дети 3-4 лет уже сами рисуют мнемотаблицы для лучшего запоминания стихотворения:
Так же, этот прием используют и для запоминания содержания сказки:
Огромную роль в речевом развитии детей 3-4 лет мнемотехника играет и в освоении знаний об окружающем мире, в частности запоминания времен года. В мнемотехнике заложены огромные возможности для развития мышления и памяти детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Осуществляемая мной система занятий показала свою эффективность, так как уровень знаний увеличился на 8%. В процессе мониторинга было установлено, что у большинства детей основные знания заучивания стихов, составления рассказов и сказок по мнемотаблицам сформировались в полном объеме.
Система методов и приёмов мнемотехники обеспечило успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, обеспечило эффективное запоминание сказок, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи детей 3-4 лет.Улучшились показатели памяти. Воспитанники самостоятельно решают доступные возрасту дидактические задачи, соблюдают элементарные правила составления рассказов по мнемотаблицам. Так же, они овладели умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Был отмечен рост показателей познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Не стоит забывать, что данная система должна использоваться в комплексе и так же поддерживаться родителями. Дети, с которыми систематически проводились данные занятия и дидактические игры, стали проявлять интерес к поэзии, рассказам и сказкам. Дети более собранные, внимательные, у них выше жизненный тонус. Все это не только повышает адаптацию детей к внешним условиям, но и закладывает надежный фундамент будущего умственного развития детей.