Захарова Альбина Николаевна
преподаватель по классу аккордеона
НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация: В данном реферате рассматриваются некоторые аспекты формирования личности учащегося на начальном этапе обучения игре на инструменте в ДШИ, совокупность образовательных функций: развивающая, образовательная и воспитательная. В работе отмечена важность публичных выступлений музыканта.
Современная образовательная система дополнительного образования детей в рамках обучения игре на музыкальных инструментах подвержена новым тенденциям, в основе которых важное место отводится воспитанию личности ученика, а процесс обучения рассматривается как взаимосвязь двух основных компонентов: личностного и деятельного, как специфическая форма отношений между педагогом и учеником. Задачей дополнительного музыкального образования является музыкально-эстетическое образование обучающегося, способствующее формированию его творческой личности через восприятие шедевров мировой музыкальной и общечеловеческой культуры.
Музыкальное образование формирует у учащихся знания, исполнительские навыки и музыкальные представления, способствует развитию музыкального мышления и творческого начала исполнителя, воспитывает у него эмоциональный отклик на искусство. Начальное обучение игре на домре в детской школе искусств является подготовкой как музыкантов-любителей так и профессионалов, свободно владеющих многообразием художественных и технических средств современного исполнительства на инструменте. Среди важных моментов обучения юных музыкантов следует рассматривать мотивацию ребенка, привитие ему интереса занятий игрой на музыкальном инструменте, звуковая выразительность которой является одним из главных воплощений музыкально-художественного замысла и не оставляет равнодушным как исполнителя, так и слушателя. Во время учебного процесса преподаватель поэтапно решает различные задачи: научить ребенка интонировать мелодию, постигать закономерности художественно-смысловых построений, логику их интонационного развития; обобщать особенности музыкальной формы, стиля, специфики выразительных средств.
Современное образование, рассматриваемое педагогической наукой, является совокупностью взаимодополняющих функций: развивающей, образовательной и воспитательной. Образовательная функция направлена на усвоение учащимся знаний, навыков и умений, формирование на их основе взглядов, убеждений и идеалов, нравственных и культурных ценностей. Воспитывающая функция определяет содержание, методы и формы реализации учебного процесса для раскрытия у обучающихся нравственных, эстетических, профессиональных и других личностных качеств. Развивающая функция формирует развитие личностных качеств, музыкальных способностей учащихся в познавательной, общественно-трудовой и профессиональной деятельности.
Опираясь на триединую функциональность образования, необходимо выстраивать траекторию обучения игре на домре с учетом индивидуальных способностей учащегося, его психологических особенностей. Безусловно, определяющей задачей обучения в музыкальной школе является приобретение учащимся исполнительских навыков игре на инструменте. Следует отметить первостепенные дидактические принципы развивающего музыкального обучения: освоение многопланового репертуара, индивидуальный подход к изучению учебной программы, познавательность содержания занятий, создание условий творческой инициативы и самостоятельного мышления.
Важное внимание в образовательном процессе уделяется особой форме музыкальной деятельности – публичное выступление. Качественная подготовка юного музыканта к выступлению способствует выявлению его музыкальных способностей и динамики развития, в то же время пробуждает его исполнительскую смелость и волю, воспитывает эстрадную выдержку, творческое воображение и эмоциональную отзывчивость, артистизм. Специфика реализации образовательных программ в области музыкального исполнительства заключается в том, что обучение не ограничивается рамками занятий и все формы контроля освоения учащимися учебной программой (академические зачеты, экзамены, концерты, конкурсы) осуществляются в рамках публичных выступлений. В учебном процессе необходимо создавать факторы успешности публичного выступления: тщательный выбор произведения, знакомство с творчеством композитора, стилем произведения, разбор произведения (точное выполнение аппликатуры, штрихов, динамических оттенков, фразировки), использование различных методов выучивания наизусть нотного текста, психологическая подготовка к выступлению, снижение отрицательных сторон эстрадного волнения.
Сегодня музыкальное образование неотделимо от достижений технического прогресса, новых технологий, информативности. Современный преподаватель должен быть вооружен необходимым техническим и дидактическим инструментарием, эффективно применять его в образовательном процессе с целью повышения мотивации к обучению.
Список литературы
Андрюшенков Г.И. Психолого-педагогические основы руководства детским народно-инструментальным коллективом: Уч. пос. – СПб., 2004.
Шитенков И. Методика обучения игре на народных инструментах. – Л., 1975.