Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19 «Снежинка» комбинированного вида»

Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста

посредством дидактических игр и упражнений

Педагогический опыт

Вехоревой Натальи Александровны,

воспитателя

г. Северодвинск 2018

Содержание

Введение.........................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста

1.1. Взгляды педагогов, психологов на формирование сенсорных представлений детей раннего возраста……………………………………………………………….………4

1.2. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста……………………………………………………………………….……………….6

1.3. Роль дидактических игр и упражнений в формировании сенсорных представлений детей раннего возраста………………………………………………..…….7

Глава 2. Организация работы по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения

2.1. Выявление уровня формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста……………..…………………………………………………………………………9

2.2. Работа по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста………………………………………………………………………………..……..10

2.3. Эффективность проделанной работы ………….………………………….…..11

Список литературы…………………………………………………….……………13

Введение

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей.

Сенсорный, чувствительный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

Существует мнение, что восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы. Умение воспринимать само не образуется, значит, действиям восприятия детей нужно учить. Одними из первых об этом говорили Я. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Актуальность заключается в том, что познание ребенком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

Поэтому значение  сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Цель: изучение возможности использования дидактических игр и упражнений в формировании сенсорных представлений у детей раннего возраста.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.

2. Выявить уровень сформированных сенсорных представлений.

3. Подобрать комплекс дидактических игр и упражнений по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста, организовать работу.

4. Выявить эффективность проделанной работы.

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста

1.1. Взгляды педагогов, психологов на формирование сенсорных представлений детей раннего возраста

Важную роль в образовательном процессе познания детьми окружающей действительности играет сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

В раннем возрасте большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений.

Сенсорные представления - это ознакомление детей с цветом, формой, величиной, музыкальными звуками, звучанием родной речи, осязаемыми свойствами предметов.

Общая система сенсорного воспитания, разработанная отечественными учеными, педагогами и психологами (А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др.) основана на современных дидактических принципах. На занятиях решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.

Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения. Справедливо считать, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания оно направлено на обеспечение полноценного интеллектуального развития.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов- это основные цвета, черный, белый, оттенки, пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, три величины (большой, средний, маленький).

Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

Экспериментирование с материалом и веществами (вода, песок).

Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».

Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение, ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в дидактических и сюжетно-ролевых играх.

Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величине, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

Речевое развитие происходит через обогащение активного словаря.

Художественно-эстетическое развитие-развитие сенсорного восприятия.

Физическое развитие - через развитие мелкой моторики обеих рук.

1.2. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.

Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Ребенок все чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями - хватание и удержанием предметов, манипулированием ими, передвижением в пространстве.

В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребенка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.

Характерной чертой сенсорного развития является опредмеченность восприятия. Так, ребенок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают «опредмеченные» слова-названия. Предметы круглой формы - это и мячик, и шарик, и колесо от машины; треугольной - крыша; овальной - огурец, яйцо; прямоугольной - кирпич; квадратной - кубик и т.п. Характерным является выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов.

На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.

Для детей третьего года жизни характерен ускоренный темп сенсорного развития. Ребенок продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления о величине, цвете, форме, фактуре, положении в пространстве и т.п., связывается с конкретными предметами и явлениями. Ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне - это «снег идет», оранжевое пятно - это «солнышко светит», «колобок». С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений. Познавательная потребность направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых звуков, соотнесения частей.

Не зависимо от возраста важнейшими условиями успешного сенсорного развития являются общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность взрослых.

1.3. Роль дидактических игр и упражнений в формировании сенсорных представлений детей раннего возраста

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях проведения различных дидактических игр и упражнений и руководства со стороны взрослых.

Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка можно выстроить работу по сенсорному воспитанию поэтапно. Детям, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх можно менять и усложнять. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагать задания в облегченном варианте.

1 этап. Накопление сенсорного опыта. Ознакомление детей с сенсорными эталонами.

Обучение детей обследованию предметов проводить последовательно. Например, беря в руки шар, дети накладывают на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, дети захватывают уже по- другому. Они берут их сбоку, кончики пальцев фиксируют грани. Полые предметы дети берут иначе. Для накопления сенсорного опыта используются дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что в мешочке?», «Догадайся,что за предмет».

Для ознакомления детей с сенсорными эталонами можно использовать различные дидактические игры. Их можно разделить на группы:

игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробочку»(разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую).

игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Подбери фигуру»(детям раздают карты с вырезанными контурами фигуры. Педагог показывает фигуру, просит назвать ее, какого она цвета, у кого есть такая на карточке, и так далее пока дети не закроют все карточки, «Прятки».

игры по формированию представлений о цвете предметов: «Сделаем куклам бусы»,

«Подбери чашку к блюдцам», «Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.

2 этап. Закрепление знаний и умений детей.

Когда дети познакомились с дидактическими играми сенсорного содержания, возрос интерес к данным играм можно переходить к следующему этапу работы. Закреплять умение определять цвет, форму, величину предметов. Дидактические игры разученные ранее используют в интегрированном образовательном процессе:

в образовательной области «Познавательное развитие» («В какую коробочку», «Чудесный мешочек»)

в художественно- эстетическом развитии( «Разноцветные капли», «Сложи узор» и др.)

в речевом развитии( «Назови какой», «Кто вышел погулять»)

3 этап. Обобщение умений и использование игр в совместной и самостоятельной деятельности.

На этом этапе работы предлагать детям такие дидактические игрушки: башенки из различных геометрических фигур, пирамидки разной величины. Можно предложить игры с природного материала, дети с удовольствием сортируют его по коробочкам, выкладывают узор по образцу. Доля самостоятельной игровой деятельности ребят можно предложить такие игры как «Коврик», «Собери пазл», «Кто чей малыш», «Чей домик» и другие. Дети проявляют интерес так же к наборам для завинчивания к мозаике.

В работе с родителями следует проводить консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться дома для закрепления навыков.

Во время дидактических игр и упражнений у ребенка появляется способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Таким образом, благодаря дидактическим играм и упражнениям дети начинают устанавливать связь между действием и результатом, делают выводы.

Глава 2. Организация работы по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения

2.1. Выявление уровня формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика по Н.М. Аксариной, К.Л. Печоре, Г.В. Пантюхиной.

Возраст

Сенсорное развитие

1год Змес.

Ориентируется в двух величинах предметов (2 куба)

1 год 6 мес.

Ориентируется в четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

1 год 9 мес.

Ориентируется в трех контрастных величинах предметов

2 года

Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает к образцу парные предметы одного цвета

Возраст

Цвет

Форма

2года 6мес.

Подбирает к образцу предметы 4-х цветов

Ориентируется в 6-ти контрастных формах предметов

3года

Называет 4 цвета

Использует по назначению геометрические фигуры (путем наложения)

Уровни развития

1 гр.

2 гр.

3 гр.

4 гр.

н.г.

к.г

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

14%

57%

29%

0%

2.2. Работа по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста детей раннего возраста

Задачи для работы с детьми:

Создать условия для обогащения и накоплений сенсорного опыта детей в ходе предметно- игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Формировать представления детей о форме, величине и цвете предметов.

Формировать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине, используя обследование.

Развивать умение группировать предметы.

Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Для решения поставленных задач проводили работу в трех направлениях:

Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Работа с детьми.

Взаимодействие с семьей.

Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Центр сенсорного развития несёт в себе следующие функции:

-развитие мелкой моторики рук;

-снятие мышечного и эмоционального напряжения;

-активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти.

Центр содержит материалы и игры для развития тактильных ощущений, мелкой моторики. Это различного вида шнуровки, застёжки, прищепки, бусы, лабиринты, конструкторы из мелких деталей, логические игры, юла.

Для развития тактильных ощущений в центре подобраны предметы с различной фактурой - гладкие, шершавые, меховые, колючие мячики, а также массажёры для рук.

Для формирования зрительного восприятия разработаны игры с прищепками пуговицами, фишками разных геометрических форм и цветов, счёты с цветными бусами, пирамиды.

Для развития слухового восприятия используются музыкальные инструменты и игрушки с различными наполнителями (горошинки).

Для формирования умения выстраивать сериационный ряд используются пирамиды, игры с прищепками.

Различный материал для строительных игр, способствующий сенсорному воспитанию детей: деревянные кубики и кирпичики, пластмассовый строительный набор, состоящий из различных геометрических форм, конструктор «Лего».

Для формирования двигательной активности подобраны игры на развитие умения ориентироваться в пространстве (удочка и рыбки с магнитами).

Таким образом, в группе созданы необходимые условия для развития сенсорных способностей детей, которые обеспечивают самостоятельную, индивидуальную и совместную деятельность.

Работа с детьми.

Месяц

Дидактические игры

Сентябрь

1.«Найди окошко» определение формы, размера предмета.

2.«Угадай, на что похоже» Нахождение сходства геометрических фигур с реальными предметами.

3.  «Цветные кубики» Восприятие цвета.

4. «Выложи дорожку для машин» Определение величины.

Октябрь

1. «Катится – не катится» Определение формы.

2. «Собери пирамидку» Зрительное определение величины.

3. «Цветок для бабочки» Восприятие цвета.

4. «Составь цепочку» Чередование геометрических фигур.

Ноябрь

1. «Дорисуй картинку» Определение цвета, формы геометрических фигур.

2. «Привяжи ленточки к бабочкам» Восприятие цвета.

3. «Собери целое» Умение выделять части, соединять в целое.

4. «На что похоже» Определение формы предметов.

Декабрь

1. «Найди пару» Определение цвета, формы, величины.

2. «Хлоп- хлоп» Выполнение соответствующих движений по словесной инструкции и цветовому сигналу.

3. «Разрезные картинки» Развитие зрительного восприятия.

4. «Раскрась предмет» На развитие произвольного внимания, восприятия цвета.

Январь

1. «Сделай елочку» Зрительное определение величины.

2. «Лото» Нахождение формы.

3. «Цветные кубики» Восприятие цвета.

Февраль

1. «Забывчивый художник » развитие зрительной памяти, умение находить недостающие элементы в рисунке.

2. «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.

3. «Лото вкладыш» На формирование целостного образа предмета ,умение находить недостающий элемент.

4. «Холодно-тепло-горячо» На формирование различных тактильных свойств .

Март

1. «Найди форму в предмете» Определение геометрических форм.

2. «Матрешки» Зрительное определение величины.

3. «Подарим кукле бусы» Чередование цвета по заданному образцу.

4. «Красивая салфетка» Определение геометрических фигур. Ориентировка на плоскости листа.

Апрель

1.«Три медведя» Умение соотносить величину предметов.

2. «Что нарисовано» Умение переносить пространственные отношения с плоскостного на объемное.

3 «Цветные автомобили» Ориентировка на цветовой сигнал.

4. «Чудесный мешочек» На развитие тактильных ощущений.

Май

1. «Строим по описанию» Умение соотносить объекты по величине.

2. «Светофор» Ориентировка на цветовой сигнал.

3. «Рисование палочками» Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек.

4. «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.

Взаимодействие с семьей.

С целью помощи родителям организовать правильное формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений использовали разнообразные формы работы:

Индивидуальные беседы: «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию»

Консультации: «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей».

Папки – передвижки: «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет»

Буклеты: «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

А также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.

2.3. Эффективность проделанной работы

С целью выявления эффективности работы с детьми использовали методику начального исследования. Анализ данных обследования представлен в графике.

Список литературы

Н.Е. Веракса, М.А Васильева, Т.С. Комарова «От рождения до школы».- « Программа воспитания и обучения в детском саду»: Москва, Мозаика- синтез, 2011г.

Л.А. Венгер.- « «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»: Москва, Просвещение, 1989г.

Л.А. Венгер.- «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»: Москва, Просвещение,1978г.

Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесова.- «Сенсорное воспитание в детском саду», Москва, Просвещение,1981г.

Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 - е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М., Просвещение, 1991.

Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО « Учебная литература», 1996.

Метлина Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей»

Каралашвили  Е.А. ,  Антоненкова   О.В. , Малахова Н.Е . «Организация  сенсорного уголка в группе детского сада «,Справочник старшего воспитателя, № 5 - 2008г.

Э.Г. Пилюгина.- «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста».- Москва, Просвещение, 1983г.

М.А. Васильева.- « Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»: Москва, Просвещение, 1986г.

Сорокина М.Г.Система М.Монтессори . Теория и практика. Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М., Издательский центр

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области