Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Внедрение дуальной системы обучения с применением сетевой модели обучения в ГБПОУ РСЯ «Горно-геологическом техникуме» как инновационный путь взаимодействия с работодателем

Целью данного доклада является формирование новой модели обучения в техникуме, которая позволит преодолеть отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. Задачи для достижения цели поставили следующие - изучить материал по дуальной системе и сетевой модели обучения - рассмотреть преимущества и недостатки данных моделей обучения - провести анализ деятельности техникума по внедрению дуальной модели обучения - выстроить план работы по реализации данного проекта - разработать, рассмотреть на Методическом совете, согласовать и утвердить Положение о дуальной системе с применением сетевой модели обучения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Горно-геологический техникум»

Тема доклада:

«Внедрение дуальной системы обучения с применением сетевой модели обучения

в ГБПОУ РС(Я) «Горно-геологическом техникуме» как инновационный путь взаимодействия с работодателем»

Автор: Томская С.И.

Заведующий отделением ГБПОУ РС(Я) «ГГТ»

Хандыга

2019

Содержание:

Введение

Глава 1. Дуальная система обучения с применением сетевой модели обучения

1.1 Дуальная система обучения

1.2. Сетевая модель обучения

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1. Анализ деятельности техникума по внедрению дуальной модели обучения

2.2. План мероприятий по внедрению данной модели обучения

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность. К настоящему времени система среднего профессионального образования (СПО) в Томпонском районе недостаточно развита. Главной проблемой подготовки специалистов является повышение конкурентоспособности и неполное соответствие квалификации требованиям рынка труда Республики Саха (Якутия).

Системным фактором проблемы является неудовлетворительное взаимодействие работодателей с техникумом при подготовке кадров, крайне слабое участие работодателей в выработке содержания образования, в самом процессе обучения и поддержке техникума.

Подобных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального обучения, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку, с применением сетевой модели обучения (приложение 1). Что является одним из целевых индикаторов программы модернизации системы среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2016-2020 годы, доля профессиональных образовательных организаций, реализующих практико-ориентированную (дуальную) модель профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций. Также приоритетным направлением данной программы: привлечение работодателей к участию в различных формах государственно-частного партнерства по управлению деятельностью профессиональных образовательных организаций, внедрение современных программ, технологий обучения, форм организации образовательного процесса в целях непрерывного образования различных категорий населения.

Примером может служить система профессионального образования Германии, которая, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза.

Но несмотря на отдельные положительные примеры, нельзя не признать, что существуют серьезные проблемы, препятствующие внедрению дуальной подготовки кадров в общенациональном масштабе.

Главное, что тормозит развитие дуального обучения, конечно, инвестиции. Предприниматели нашей республики в большинстве не готовы вкладывать средства в подготовку кадров. Им сложно делать долгосрочные прогнозы. А у многих просто денег нет, чтобы вложиться в образование.

На основании целевой программы модернизации системы среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2016-2020 годы для решения данной проблемы можно предложить следующее:

Создание законодательного, нормативно-правового обеспечения дуального обучения с применением сетевой модели обучения;

Внедрение системы мотиваций предприятиям, участвующим в процессе данного обучения и приоритетного бюджетного финансирования техникума, активно внедряющих подготовку кадров;

Создание института наставничества в рамках внедрения обучения;

Создание эффективной системы профессиональной ориентации;

Создание инфраструктуры системы дуального обучения, в том числе через:

- развитие сети отраслевых учебно-методических кластеров подготовки, переподготовки, повышения квалификации и сертификации кадров;

- развитие сети учебных центров при крупных предприятиях;

- увеличение числа образовательных организаций, работающих в режиме экспериментального внедрения технологии сетевого обучения.

Целью данного доклада является формирование новой модели обучения в техникуме, которая позволит преодолеть отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий.

Задачи для достижения цели поставили следующие:

- изучить материал по дуальной системе и сетевой модели обучения;

- рассмотреть преимущества и недостатки данных моделей обучения;

- провести анализ деятельности техникума по внедрению дуальной модели обучения;

- выстроить план работы по реализации данного проекта;

- разработать, рассмотреть на Методическом совете, согласовать и утвердить Положение о дуальной системе с применением сетевой модели обучения.

Гипотеза

Введение ФГОС нового поколения создаст условие для активной реализации основных профессиональных образовательных программ в режиме сетевого взаимодействия, поскольку структура содержательной части программ будет организована по модульному принципу;

Одним из важнейших результатов проделанной работы станет накопление опыта реализации механизмов сетевого взаимодействия, консолидация участников образовательного процесса и создание системы связей между ними, что позволит эффективно решать учебно-методические и организационные задачи, стоящие перед техникумом;

Возрастет качество трудового потенциала и квалификация инженерно-педагогических кадров, направляемых техникумом в образовательные учреждения других районов. Это обстоятельство благоприятно скажется как на развитие республиканского рынка труда, так и на расширение спектра образовательных услуг и повышения конкурентоспособности техникума;

Возрастет эффективность использования образовательного, воспитательного и кадрового потенциала образовательных учреждений - участников сетевого взаимодействия.

Глава 1. Дуальная система обучения с применением сетевой модели обучения

1.1 Дуальная система обучения

На сегодняшний день в системе среднего профессионального образования важное место занимает дуальная система обучения- одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире.

Такая система обучения стала сегодня одним из трендов образования. Это особая подготовка квалифицированных кадров на основе тесного взаимодействия предприятий и учебных заведений путем совмещения в учебном процессе теоретической и практической подготовки. Для выпускников – приобретение на ранних стадиях обучения определенных профессиональных и общих компетенций.

В условиях индустриально-инновационного развития страны нужны не простые рабочие руки, а компетентные специалисты. Специалисты с техническим и профессиональным образованием формируют основу для индустриализации страны.

Новая система подготовки кадров с техническим профессиональным образованием требует от каждого выпускника функциональной грамотности, чтобы удовлетворить требования работодателя без переучивания.

Президентом страны была поставлена задача по подготовке востребованных специалистов с техническим образованием нового поколения. Для выполнения поставленной задачи началось внедрение инновационных образовательных программ, создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки технических специалистов, внедрение новых технологий обучения, развитие системы непрерывного профессионального образования. Все эти задачи преследует дуальная система обучения, которая прекрасно зарекомендовала себя в целом ряде развитых стран.

Позитивными моментами являются:

- усиление практической направленности обучения;

- устранение основных недостатков традиционных форм и методов обучения – разрыв между теорией и практикой;

- максимальное приближение обучения к конкретным запросам производства, и работодатели будут получать именно таких специалистов, какие им нужны;

- будущие специалисты учатся гораздо более осознанное и заинтересованно, стремятся закрепиться на данном предприятии после обучения. А это уже весьма высокий уровень мотивации.

Модель дуального образования стала результатом заинтересованности системы образования в реальной социализации подрастающей молодежи, чаще всего входящей во взрослую жизнь без всякого адаптационного периода. Таким образом, система образования, раздвигая свои рамки, решает функцию социализации молодежи, с поддержкой социальных партнеров.

К основным преимуществам дуального обучения можно отнести:

- обеспечение высоким процентом трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближено к запросам производства. Примечательно, что участником может быть самая маленькая компания;

- достижение высокой мотивации получения знаний, формирование психологии будущей специальности или профессии;

- разрыв между теорией и практикой;

- заинтересованность руководителей учреждений в практическом обучении своего работника;

- заведение работающее в тесном контакте с предприятием, учитывает требования, предъявляемые у будущим специалистам в ходе обучения и т.д.

Высокая надежность дуальной системы обучения объясняется тем, что она отвечает интересам всех участвующих сторон – предприятий, работников, республики:

- для предприятия – это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших студентов;

- для молодых людей дуальное обучение – отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться ко взрослой жизни;

- в безусловном выигрише остается и республика, которая эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.

1.2. Сетевая модель обучения

Целью реализации сетевой модели обучения является развитие ресурсного обеспечения инфраструктуры системы среднего профессионального образования для организации различных форм обучения.

Мероприятия для развития данной модели обучения является внедрение эффективных механизмов сетевого взаимодействия в сфере профессионального образования, в том числе создание сетевых учебно-методических объединений и внедрение моделей сетевых форм обучения.

Основными направлениями развития сетевого взаимодействия в каждом районе республики являются:

Нормативно-правовое сопровождение;

Научно-методическое сопровождение, включая формирование содержания сетевых программ с выстраиванием индивидуальных образовательных траекторий:

-наращивание кадрового потенциала (повышение квалификации педагогических работников, проведение стажировок по использованию инновационного оборудования);

-отработка механизмов коллективного использования сетевых ресурсов;

-формирование системы повышения привлекательности профессий и специальностей СПО (создание единой системы профессиональной ориентации в республике);

Информационное сопровождение:

-формирование единого информационного пространства и образовательной среды профессионального образования;

Управленческое сопровождение:

- уточнение номенклатуры реализуемых в СПО и обучении программ;

- реструктуризация сети профессиональной образовательной организации (ПОО);

- развитие системы независимой оценки качества и сертификации квалификаций СПО;

- формирование госзаказа по запросам республиканского рынка труда.

Элементами сети являются ПОО, реализующие программы СПО и профессиональной подготовки, а также организации и предприятия, принимающие активное участие в данном взаимодействии.

Модели сетевого взаимодействия предусматривают следующие ресурсы:

- базы сетевых программ для СПО и профессиональной подготовки;

- системы сетевых обучающих семинаров для инженерно-педагогических кадров по реализации сетевых программ, внедрению модульного подхода по использованию, применению современных технологий и др.;

- единый информационный ресурс профессионального образования;

- системы конкурсов профессионального мастерства и проектов обучающихся;

- механизмы кластерного взаимодействия;

- система независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций;

- механизмы профессионально – общественной экспертизы программ профессионального образования.

Четыре направления работы органа управления образованием региона тесно переплетаются между собой. Так, нормативно-правовое сопровождение сетевого взаимодействия требует принятия ряда республиканских нормативных документов, в том числе и по научно-методическому сопровождению, и по информационному пространству, и управленческому сопровождению. Научно-методическое сопровождение реализует техникум.

Сотрудничество Горно-геологического техникума и других ПОО будет базироваться на модели сетевого взаимодействия «профессиональная образовательная организация – Горно-геологический техникум - работодатель». Нормативно-правовой основой этого вида сотрудничества являются партнерские отношения, закрепленные договором между участниками сети, а также их уставы и учредительные документы. Договор устанавливает условия и порядок осуществления образовательной деятельности, в том числе распределение обязанностей между учреждениями, порядок реализации образовательной программы, вид и объем ресурсов, выделяемых каждым из участников. В соответствии с договором участники возлагаются на себя обязанности по организации сетевого взаимодействия, координации деятельности, обмену кадровыми, информационными, научно-техническими и учебно-методическими ресурсами. Кроме того, будут решены и вопросы логистики, связанные с организацией движения студентов в рамках образовательных маршрутов.

Прежде чем приступить к созданию механизма взаимодействия и реализации совместной образовательной программы «ПОО – ГГТ - Р», будут проанализированы учебные планы подготовки педагогов соответственно в каждой из сотрудничающих организаций, согласованы содержание и трудоемкость в зачетных единицах отдельных модулей и дисциплин, период обучения и ряд других конкретных вопросов. Базовой частью учебного плана техникума послужат профессиональные модули.

Практико-ориентированное обучение по программе СПО способствует успешной адаптации студентов к предстоящей профессиональной деятельности в образовательных организациях. А теоретические знания они получают во время обучения на базе Горно-геологического техникума. В этом будут задействованы преподаватели спец. дисциплин других колледжей и техникумов республики, а также филиалов Горно-геологического техникума.

ПОО Республики Саха (Якутия), ведущие подготовку кадров для горной отрасли:

- Горно-геологический техникум;

- Горно-геологический техникум филиал «Усть-Нерский»;

- Горно-геологический техникум филиал «Харбалахский»;

- Южно-Якутский технологический колледж;

- Алданский политехнический колледж;

- Нюрбинский колледж;

- Региональный технический колледж в г.Мирном;

- Маарский профессиональный техникум;

- Профессиональное училище №33 п. Тикси;

- Профессиональное училище №32 п.Батагай;

- Нижнеколымский колледж народов Севера п.Черский.

Деятельность руководства может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.

Первый этап

Углубленное изучение состояние среды, целей и разработанных стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи: уяснение сущности выдвинутых целей, выработанных стратегией, их корректности и соответствия друг другу, а также состояние среды; доведение идей стратегического плана и смысла целей для представителей педагогического сообщества с целью подготовки условий для их вовлечения в процесс реализации стратегий (обсуждение стратегии и модели на экспертных региональных сессиях и др.)

Второй этап

Разработка комплекса решений по эффективному использованию имеющихся в профессиональном образовании ресурсов. На этом этапе проводится оценка ресурсов, их распределение и приведение в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для этого составляются специальные программы, выполнение которых должно способствовать развитию ресурсов. Например, это могут быть программы повышения квалификаций сотрудников.

Третий этап

Высшее руководство принимает решение о внесении изменений в действующую структуру системы техникума.

Четвертый этап

Проведение необходимых изменений в системе, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Для этого составляется сценарий возможного сопротивления изменениям, разрабатываются мероприятия по устранению или уменьшению до минимума реального сопротивления.

Пятый этап

Корректировка стратегического плана в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникшие обстоятельства.

Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности техникума, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1. Анализ деятельности техникума по внедрению дуальной модели обучения

В 2013-2014 и 2014-2015 учебных годах был опыт работы по внедрению дуальной модели обучения по реализации программ профессиональной подготовки. В качестве участников данной модели обучения являлись Горно-геологический техникум и школы Томпонского района, в частности МБОУ Ынгыская СОШ в с.Новый и МБОУ Сасыльская СОШ в с. Кэскил.

В 2013-2014 учебном году прием производился по программе профессиональной подготовки 19149 Токарь. Итого было зачислено в группу по профессии 19149 Токарь 15 обучающихся, из них обучение окончили 12 студентов. По итогам обучения студентам были вручены свидетельства государственного образца.

В 2014-2015 учебном году прием осуществился по программам профессиональной подготовки, как 19149 Токарь и 17353 Продавец. Выпуск за 2014-2015 учебный год составил 19 человек. Свидетельства с отличием получили 3 выпускника, обучавшихся по профессии 17353 Продавец (приложение 2).

По итогам работы за 2013-2014 и 2014-2015 учебные года выявились две основные проблемы:

- во-первых, это невозможность выехать преподавателей Горно-геологического техникума в другие районы и села Томпонского района, и обучающихся, проживающих в других районах и селах в п.Хандыга;

- во – вторых, это низкий процент трудоустройства по профилю по окончании обучения на постоянное место работы.

В 2016-2017 учебном году дуальную модель обучения техникум внедряет для освоения программы по подготовке квалифицированных рабочих и служащих по профессии 21.01.10 Ремонтник горного оборудования. Данная модель обучения находится на I стадии реализации. Были разработаны учебные планы, графики, программы с учетом того, что 70% обучения студенты осваивают на производстве. Теоретическую часть - осваивают в вечернее время на базе техникума. Участниками модели являются техникум и работодатель, Тоспонская РЭС. Прием составил 14 человек. Один из них обучается на внебюджетной основе.

Этапы (механизм реализации):

1 этап – подготовительный (2016-2017 учебный год)

Изучение и анализ опыта работы. Анализ ситуации.

2 этап – основной (2017-2017 учебный год)

Коррекция промежуточных результатов.

3 этап – заключительный (2017-2018 учебный год)

Диагностирование работы, подведение итоговых результатов, подготовка отчета по итогам 3 этапа.

4 этап – выход на другие профессиональные образовательные организации и предприятия.

2.2. План мероприятий по внедрению данной модели обучения

- анализ рисков и преимуществ данной модели обучения;

- создание современных элементов сети, способных обеспечить рынок труда республики современными кадрами (реструктуризация сети);

- создание единого информационного портала и реструктуризация ресурсов каждой ОО;

- мониторинг состояния профессионального образования на сегодняшний день;

- мониторинг запросов труда на среднесрочную перспективу (3 года);

- анализ соответствия количества выпускников организаций СПО и объемов вакансий по данным позициям на рынке труда с последующим принятием решения о реструктуризации номенклатуры реализуемых услуг;

- создание механизмов взаимодействия отраслевых работодателей республики и ОО;

- формирование системы оценки эффективности сетевого взаимодействия в Томпонском районе;

- оформление нормативно-правовых документов, сопровождающих процесс выстраивания сетевого взаимодействия в Томпонском районе.

Заключение

Итак, внедрение дуальной формы обучения с применением сетевой модели обучения позволяет решить две основные проблемы техникума – разрыв между теорией и практикой и населению пройти обучение по востребованным им профессиям и специальностям по месту жительства, и техникуму расширить свои рамки по оказанию образовательных услуг.

Это действительно полезное и нужное дело- проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку студентов. Таким образом, решаются следующие проблемы:

- стажер получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы;

- предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.

Результатом реализации данной модели обучения станет создание гибкой, диверсифицированной системы среднего профессионального образования, соответствующей требованиям инновационной экономики Республики Саха (Якутия), что является результатом второго этапа (2018-2020 гг.) целевой программы модернизации системы среднего профессионального образования.

Список использованной литературы:

Программа системы среднего профессионального образования РС(Я) на 2016-2020 годы.

Отчет деятельности Горно-геологического техникума

Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, АИС, Москва, 2015

http://www.akvobr.ru/

http://www.myshared.ru/

Приложение 1

Дуальная система обучения с применением сетевой модели обучения

Приложение 2

Сведения о профессиональной подготовке

Профессия

Кол-во студентов

Результаты гос. экзаменов

Свидетельство об окончании ПП

Всего

За счет бюджетных ассигнования

По договорам

Успеваемость, %

Качество, %

Всего

В том числе отличием

2013-2014 учебный год

19149 Токарь

15

15

-

100

63

12

-

2014-2015 учебный год

19149 Токарь

15

15

-

100

59

9

-

17353 Продавец

15

15

-

100

73

10

3

2016-2017 учебный год

21.01.10 Ремонтник горного оборудования

14

13

1

По итогам 1 полугодия в январе 2017г.

По итогам 1 полугодия в январе 2017г.

-

-

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области