Тема: «Дикие и домашние животные»
Цель: Обобщение и систематизация знаний о домашних и диких животных, их внешнем виде и образе жизни. Актуализация речевых возможностей детей по теме.
Образовательные задачи.
Закреплять представления детей о домашних и диких животных: различать внешний вид и условия жизни.
Уточнять и активизировать словарь по теме: «Дикие и домашние животные» (волк, лиса, кабан, корова, собака, кот, т, логово, дупло, берлога, нора).
Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление притяжательных прилагательных, усвоение формы предложного падежа с предлогом в (игра: «Кто, где живёт?).
Совершенствовать навык составления сравнительного рассказа- описание с помощью картинок.
Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа слов; закреплять навык работы в паре .
Развивающие задачи.
Развивать связную речь; зрительное внимание, память, мышление; общую моторику.
Воспитательные задачи.
Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности.
Воспитывать нравственные качества: взаимовыручку, взаимопомощь.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Оборудование: силуэты животных, картинки, магнитофон
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель:
Ребята, к нам в гости пришла хозяюшка Варварушка, но она какая -то грустная. Варварушка, что случилось?
Варварушка:
«Здравствуйте, ребята! На моём подворье было много домашних животных. Мы жили дружно. Они приносили мне большую пользу. Однажды я рассказала им историю предков. Мой рассказ так понравился, что мои животные решили познакомиться со своими братьями и сёстрами и отправились в лес. Их уже давно нет. Переживаю я, ребята, может быть они заблудились в лесу или их обидели дикие звери, пожалуйста, помогите мне найти моих дорогих животных.
Воспитатель:А, что за историю ты им рассказала, Варварушка?
Варварушка: Давным-давно на Земле были только дикие
животные и племена людей.
Люди охотились на диких животных. Ели мясо, из шкур изготовляли одежду, а из костей – ножи, иглы, наконечники копий.
Человеку был нужен помощник в охоте. Человек приручил дикого волка. Он позже стал собакой. Жил рядом с человеком, охранял его жилище, помогал в охоте.
Потом человек приручил дикую лошадь Тарпана. Она была сильная и помогала человеку перевозить грузы, была транспортом, давала молоко.
Потом человек приручил нубийскую дикую кошку. (она стала домашней).Кошка уничтожала мышей и крыс. Спасала урожай семян.
Позже человек приручил дикого быка его звали Тур. Он стал помощником в хозяйстве. (превратил в корову). Далее человек приручил овцу, козу, дикого кабана - он стал свиньёй, зайца- он стал кроликом.
Из-за человека некоторые животные стали домашними, а некоторые дикими. Домашние животные стали жить рядом с человеком, а дикие в лесу.
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете к каким братьям и сёстрам могли уйти Варварушкины животные.
Чтобы знать каких животных нам искать, у Варварушки принесла с собой конверт с силуэтами своих любимцев. Давайте узнаем какие домашние животные жили у Варварушки.
Дидактическая игра «Назови животных по силуэтам»
Отправление в лес. Закройте глаза. Покружись, повернись и в лесу окажись.
Вот мы с вами и в лесу ! (На доску вывешивается картинка леса).
А каких животных мы встретим в лесу, мы узнаем если разгадаем загадки.
Дидактическая игра «Загадки о животных».
У меня есть к вам вопрос –
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая, на вас глядит.
Подскажите мне друзья –
Как зовут её – (свинья).
Живёт она у нас в хлеву,
Жуёт и сено, и траву,
И молоко попить даёт.
Так кто её мне назовёт? (корова)
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
С детства он к труду приучен.
Пахать землю он научен.
Запрягай его в соху,
Он пропашет борозду (Лошадь)
Воспитатель: А каких животных мы еще можем встретить в лесу? (ответы детей – волка, лису, ежа, собаку, кошку,овцу)
( С каждым правильным ответом на доску вывешиваются картинки животных)
Воспитатель: Каких из этих животных мы можем отправить к Варварушке. Почему?
.Воспитатель: Ребята,домашних животных мы отправим к Варварушке,а дикие животные останутся в лесу.
А давайте, вспомним как называются жилища животных.
. Дидактическая игра: «Кто где живет?» (Воспитатель называет животное, дети - название его жилища: волк живёт в логове, белка живёт в дупле, медведь живёт в берлоге, лиса живёт в норе, заяц живёт под кустом).
Физкультминутка – «Веселый зоопарк»
Воспитатель: Ребята, а какого животного Варварушки мы еще не нашли. (кролика).
Давайте посмотрим на кролика и зайца и расскажем о них, сравнивая друг с другом.
1.Заяц дикое животное- подвижный, быстрый (активный)
Кролик. Домашнее животное- спокойный и уравновешенный. Много двигаться не любит.
2.Заяц крупнее и больше кролика. У него стройное длинное тело. Жёсткая, короткая шерсть. Зимой шерсть становится белой, а летом серой. У него сильные, большие задние лапы. Очень длинные и узкие уши. Отличный слух.
У кролика короткое тело, пушистый и мягкий мех. Он никогда не меняет цвет шерсти.Уши короче, чем у зайца, задние лапы не такие длинные и сильные. Так же как у зайца короткий, маленький хвост и острые зубки.
3.Заяц живет в лесу . Любит жить один. У него нет постоянного жилища. От хищников он прячется под деревьями и под кустами.
У кролика есть семья и они живут вместе. Человек выделяет клетку или участок земли, где они роют норы.
4.Заяц с кроликом питаются травами, ветками, листьями, карой, корнями деревьев, овощами и ягодами.
5.Кролик с зайцем безголосые животные, в обычной жизни звуков не издают, общаются ударяя лапами об землю.
Воспитатель: Ребята, а какую пользу приносят нам зайцы и кролики?
Дети. Люди питаются мясом зайца и кролика. Из меха этих животных шьют одежду, вяжут варежки, носки.
Воспитатель: Из рассказов ребят мы поняли. Кролик живёт размеренно и без хлопот всю свою жизнь. Человек о нём заботится. А вот жизнь зайца целое испытание.
Чтобы кролик не пропал в суровом лесу, отправим его к Варварушке.
Ну вот мы и нашли всех домашних животных Варварушки, и отправили их домой.
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза. (Возвращение в детский сад). Покружитесь, повернитесь в детском саду окажитесь.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете хорошо ли было в лесу домашним животным, могут ли они жить в лесу? Вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: (дети дополняют фразу воспитателя)
не умеют строить себе жилье,
самостоятельно добывать для себя пищу,
защищаться от врагов.
А как вы думаете могут ли жить рядом с человеком, дикие животные? Дикие животные не могут жить с человеком, так как они: (дети дополняют фразу воспитателя)
боятся человека,
лишены привычных условий жизни,
требуют много мясной пищи,
образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.
Воспитатель: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.
Окончание занятия:
Воспитатель. Вы сегодня были молодцы. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас весёлые и грустные смайлики. Весёлого смайлика прикрепите к тому животному, которое вам понравилось искать. Ну а если вам что-то не понравилось прикрепите грустного.