«Разработка содержания мероприятия с родителям
«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей»
на тему
«Ах, эти маленькие слова!»
в старшей группе.
Баранова Светлана Борисовна
воспитатель ,
ГБОУ СОШ №4 СП – д/с № 1
«Катюша».
Тема: «Ах, эти маленькие слова!»
Форма проведения: круглый стол с игровыми моментами.
Аудитория: родители старшей группы.
Количество участников: учитель – логопед, воспитатель, родители (15 человек), дети.
Задачи:
1. Познакомить родителей с приемами развития речи.
2. Показать уровень развития речи у детей на примере проводимых игр.
3. Дать практические рекомендации родителям по развитию речи детей.
Ожидаемые результаты:
1. Познакомили родителей с приемами развития речи.
2. Сформирован уровень развития речи у детей на примере проводимых игр.
3. Применять практические рекомендации родителям по развитию речи детей в домашних условиях.
Информационно- техническое обеспечение:
1. Смысловая значимость «маленьких слов» (предлогов) (выступление учителя - логопеда).
2. Демонстрация развивающих игр для детей (как закреплять навыки дома).
3. Памятка «Рекомендации для родителей».
Материалы и оборудование: советы и рекомендации для родителей (выполнено в виде памятки); выставка методической литературы «В помощь родителям».
Логика проведения:
1.Выступление учителя – логопеда.
Смысловая значимость «маленьких слов» (предлогов).
Дети, страдающие речевыми нарушениями, не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому в устной и письменной речи они либо пропускают предлоги, либо соединяют их с последующим словом.
Основными задачами изучения этой темы, таким образом, будут:
- сформировать представление о смысловом (семантическом) значении предлогов;
- сформировать представление о предлоге как об отдельном слове;
- сформировать грамматическое значение предлога.
Работа начинается с предлогов, имеющих пространственное значение.
«Маленькие слова» - так называют предлоги в дошкольном возрасте, они помогают понять, где находится предмет, поэтому без них нельзя обойтись. Без маленьких слов не получается предложение. Каждое слово имеет свое значение, и их нельзя путать. Например, слово «на» обозначает, что предмет лежит сверху, на поверхности чего – либо. А маленькое слово «под» обозначает, что предмет находится внизу, под поверхностью чего – либо.
Рекомендуется начинать работу с предлогов «на, в». Как показала практика, семантическое значение этих предлогов детям знакомо, следовательно, им будет легче осознать грамматическое значение предлогов. На первом году обучения отрабатываются следующие предлоги: на, в, под, за, над, около, без, из, у, к,, по, с, со, от. На втором году обучения отрабатываются предлоги: через, между, возле, перед, из – под, из – за – и закрепляются предлоги, изученные на первом году обучения.
При формировании представления о предлоге как отдельном слове широко используется схемы предложения.
2. Демонстрация развивающих игр для детей (как закреплять навыки дома).
Игра «Покатаем в машине игрушки».
Цель: активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.
Оборудование: большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др.
Педагог предлагает ребенку покатать в машине игрушку. Уточняется название частей грузовой машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Педагог задает вопросы: «Кто сидит в машине?», «Что делает кукла?», «Что делает машина?» Затем педагог просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверь и т.д.
Игра «Прятки».
У детей на столах картинки с изображением предметов, за которыми может спрятаться ребенок, играя в прятки (сарай, куст, скамейка, стол, дерево, забор, машина, шкаф, дом, гараж, коляска, шалаш и др.).
- Представьте, как вы летом играете в прятки, и расскажите, за что вы прячетесь и откуда, потом выходите.
Таким образом, каждый ребенок составляет по два предложения с предлогами «за» и «из - за».
Физкультминутка.
Игра «Кошкин дом».
Цель: активизировать словарь по теме, развивать понимание предлогов в, на, из, под.
Оборудование: игрушечный дом, игрушка «Кошка» или картонные дом и кошка.
Педагог рассказывает ребенку, что в этом доме живет кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия. Ребенок комментирует свои действия. Если малыш затрудняется, ему помогают.
Игра «Вставь предлог».
Цель: употребление предлогов из, в, к, над, на, по.
Педагог предлагает ребенку вставить предлог в предложение . Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.
3. Вопросы и ответы, полезные советы и рекомендации.
Проводится круглый стол, на котором родители, воспитатель и учитель – логопед обмениваются мнениями и делятся опытом по вопросам развития речи у детей.
4. Вручение памяток родителям (Приложение 1).
Рекомендации для родителей
(памятка)
Над смысловым значением предлогов можно работать следующим образом:
Перемещать различные предметы в пространстве.
Определять расположение предмета, изображенного на картинке.
По – разному располагать изображение одного предмета относительно другого предмета на плоскости.
Узнавать и употреблять предлог в устной речи без зрительной опоры.
Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления предлогов в соответствии с контекстом высказывания.