Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Работа воспитателя по формированию представлений о временах года у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Развитие у детей устойчивого интереса к природе.Воспитание желания наблюдать за сезонными изменениями в природе.Развитие познавательных процессов,развитие любознательности,развитие кругозора ребенка.Развитие моторной сферы,обогащение двигательного опыта детей.Обогащение чувственного опыта детей,посредством активного взаимодействия с предметами и объектами окружающей природы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Работа воспитателя по формированию представлений о временах года у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Природа – неисчерпаемый источник познания. С раннего детства необходимо учить ребенка понимать природу, видеть ее красоту, беречь ее, видеть связи и отношения в окружающем мире. Одна из основных задач формирования представлений о природе – научить детей выделять свойства и признаки тех предметов природы, с которыми они встречаются с первого дня жизни. По мере того, как дети овладевают конкретными знаниями, появляется задача – учить их обобщать, формировать обобщенные представления. В старшем дошкольном возрасте ребенку важно не только познавать отдельные природоведческие факты и события, но и устанавливать между ними связи и зависимости. Основное условие формирования представлений о природе - воспитание у детей бережного, эмоционального отношения к ней, навыков экологически грамотного поведения; важно воспитать у ребенка познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в мире все взаимосвязано. Результаты изучения особенностей представлений о природе у старших дошкольников с комплексными нарушениями развития (ДЦП ,ЗПР и ТМНР) показали, что представления о природе у детей имеют качественное своеобразие по сравнению с нормально развивающимися детьми, что выражается в низком темпе выполнения предложенных заданий; недифференцированностью представлений о живой и неживой природе; сложностью словесного описания действий, признаков объектов и предметов окружающего мира, склонностью к невербальному общению; стереотипности высказываний; превышением пассивного словаря над активным; представления о природе у старших дошкольников не систематизированы, и представляют собой сумму невзаимосвязанных между собой фактов; эстетическое отношение к природе у старших дошкольников с ДЦП ,ЗПР и ТМНР развито на качественно низком уровне, что затрудняет полноценное формирование представлений о природе. При восприятии окружающего мира у старших дошкольников с ДЦП ,ЗПР и ТМНР природа практически не затрагивает эмоциональную, чувственную сферу детей; у детей отмечается недостаточная глубина, осознанность и многогранность чувственного восприятия природы; снижена способность к сопереживанию художественному образу пейзажа и умение соотносить его (пейзажа) настроение со своим, воображение и ассоциативное мышление.

Анализируя современное состояние практики психологопедагогической помощи детям дошкольного и школьного возраста с ЗПР и ТМНР, мы находим подтверждение того, что наиболее эффективным стоит признать методологию системного подхода к педагогическому процессу специального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья, как говорит Н.М. Назарова. Специальное образование как педагогическую систему, включающую ряд подсистем описывают и изучают уже с начала 90-ых гг. XX в. Л.В. Андреева, В.В.Коркунов, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, и др.

Одной из актуальных практических задач в коррекционной работе с дошкольниками с ДЦП,ЗПР и ТМНР является индивидуализация коррекционных программ, в разработке которых должны быть учтены степень тяжести имеющихся у ребенка двигательных нарушений, специфика психических функций, возраст ребенка, время начала обучения в ДОУ. Овладение дошкольниками с комплексными нарушениями развития (ДЦП,ЗПР и ТМНР) природоведческими представлениями невозможно в рамках одной учебной дисциплины. Необходима межпредметная координация и поэтапная интеграция природоведческих представлений в содержании различных разделов дошкольного образования. На основе данных изучения особенностей представлений о природе у старших дошкольников с комплексными нарушениями развития можно определить основные задачи коррекционно-развивающей работы:

• развитие у детей устойчивого интереса к природе, ее живым и неживым объектам, явлениям;

• воспитание желания наблюдать за сезонными изменениями в природе;

• развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), развитие любознательности и творческих способностей, расширение кругозора ребенка;

• обогащение чувственного опыта детей, посредством активного взаимодействия с предметами и объектами окружающей природы,

• формирование полноценных представлений ребенка о явлениях, объектах живой и неживой природы;

• расширение природоведческого словаря детей с ЗПР и ТМНР;

• развитие моторной сферы, обогащение двигательного опыта детей;

• формирование практических навыков по уходу за растениями и животными;

• воспитание нравственно-этических чувств (доброты, чуткости, сострадания, сопереживания, восприятие красоты окружающего мира и желания преумножить ее; индивидуального отношения к окружающему миру в эмоциях, чувствах, переживаниях и практической деятельности);

• формирование экологической культуры детей с ДЦП,ЗПР и ТМНР.

Главным условием воплощения задач по формированию природоведческих представлений является обобщение представлений, полученных на разных этапах обучения. Формирование представлений о природе у детей с церебральным параличом можно рассматривать как сложный взаимосвязанный и взаимозависимый процесс развития не только познавательной деятельности и личности ребенка в целом, но и как один из важнейших путей коррекционной работы с этой категорией детей. Формирование представлений об окружающей действительности будет способствовать не только коррекции познавательных процессов и эмоциональноволевой сферы ребенка, повышению познавательной активности ребенка, желанию исследовать окружающий мир, обогащению словарного запаса ребенка (активного и пассивного словаря), обогащению чувственного и эмоционального опыта, повышению двигательной активности, но и иметь огромное воспитательное значение. До настоящего времени не существует единых педагогических программ, обязательных к использованию в специальных дошкольных образовательных учреждениях для детей с ДЦП,ЗПР и ТМНР. В этой ситуации образовательное учреждение имеет право выбора программ из числа рекомендованных к применению в массовых и специальных детских образовательных учреждениях, и адаптировать их с учетом особенностей контингента детей. В настоящее время ведется разработка методических рекомендаций и программ обучения и воспитания дошкольников с ТМНР. Например, в коррекционной работе с детьми, страдающими церебральным параличом, используют массаж и лечебную физкультуру по методам Б. и К. Бобатов, К.А. Семеновой. Направления и приемы развития навыков самообслуживания; задачи и особенности организации коррекционной работы по сенсорному воспитанию детей с ДЦП раскрыты в работах М. В. Ипполитовой, И.Ю. Левченко и О.Г. Приходько. Методика обучения рисованию детей с ДЦП разработана Г.В.Кузнецовой. Методика обучения конструированию детей с церебральным параличом разработана И.И. Мамайчук

К сожалению, в настоящее время проблема формирования представлений о природе у старших дошкольников с ДЦП,ЗПР и ТМНР является практически не исследованной. Одним из примеров разработки программы по формированию у дошкольников с ДЦП первичных представлений и понятий о природе является Программа «Знакомство с природой на прогулках», предложенная И.А.Смирновой в 2003 году в рамках двухступенчатой модели образования дошкольников с церебральным параличом. Этой программой пользуются многие специалисты в комплексе с другими для них подходящими программами. Задачи: дать детям необходимые знания о живой и неживой природе; сформировать рациональное отношение к природе; развивать эстетическое восприятие природных явлений; развивать познавательную деятельность; развивать сенсомоторную сферу, память, мышление, речь; развивать эмоциональную сферу. На прогулках педагог организует наблюдения детей за различными предметами и явлениями природы, обращает внимание на их взаимосвязь, подводит детей к первичным обобщениям и умозаключениям. Программный материал рассчитан для работы с детьми четырёх возрастных групп (младшей, средней, старшей и подготовительной). Содержание программы опирается на развитие психических процессов и функций, учебный материал распределён с учётом определённого уровня развития детей каждого психологического возраста и включает в себя ознакомление с явлениями природы (наблюдение их, установление взаимосвязей между ними); выделением основных отличительных черт сезонов, их описание; ознакомление с предметами живой и неживой природы, наблюдением за поведением животных; распознавание растений и различение их частей; распознавание птиц, описание их отличительных признаков; наблюдения и составление развёрнутых описаний признаков сезонов (выделяя начало, середину и конец сезона).

По нашему мнению, для формирования полноценных представлений о природе у старших дошкольников с ДЦП,ЗПР и ТМНР необходимо составление коррекционно-развивающей программы, учитывающей как уровень познавательного, речевого,эмоционально-волевого и двигательного развития старших дошкольников с комплексными нарушениями развития так и степень овладения ребенком природоведческими представлениями.

Выбранные нами варианты коррекционно-развивающих образовательных программ дошкольника с комплексными нарушения развития (ДЦП,ЗПР и ТМНР) ориентирует педагога на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению ребенком образовательных результатов; разработки и реализации необходимых видов педагогической помощи дошкольнику. На этапе закрепления и обобщения представлений о природе с дошкольниками, имеющими комплексные нарушения развития, мы предлагаем использовать театрализованные досуги (проведение театрализованных игр, игр - драматизаций), так как, «…влияние театрализованного образца на мотивационную сферу детей велико, поскольку взрослый не просто демонстрирует его пассивно - созерцающему ребёнку, а организует драматизацию, в ходе которой он ориентирует детей на достижение результатов, полезных для окружающих, на гуманное отношение к людям и животным. Моделируя различные ситуации, педагог обучает детей операционально-технической стороне деятельности, формирует базовые психологические структуры… С помощью театрализованных игр мы расширяем содержательный компонент деятельности, то есть, не только знакомим детей с деятельностью человека, но и рассматриваем его во взаимодействии с окружающим миром природы…» Театрализованные досуги вводятся в коррекционно-развивающий процесс работы со старшими дошкольниками дифференцированно, в соответствии с индивидуальными особенностями и возрастными закономерностями развития детей. Проведение театрализованных досугов позволяет детям быть не просто «зрителями», но и активно взаимодействовать с моделированной реальностью, раскрывает творческий потенциал детей. Проведение театрализованных досугов позволяет закрепить пройденный ранее учебный материал в необычной для детей форме, расширить представление об окружающей действительности, подготовить детей к целостному восприятию окружающего мира.Мы еще используем занятие «КРУГ». Занятие в кругу помогает детям увидеть друг друга и вместе поиграть. «Раз-два-три, листья полетели!» Дети и педагоги берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте!» Все с замиранием сердца ждут, что же ведущий достанет из волшебного мешочка: морскую раковину, палочку, легкий узорчатый платок или говорящую корову? За короткое время можно успеть многое: поиграть с этими интересными предметами, спеть забавные песенки, а еще, если повезет, попускать мыльные пузыри. Следовательно,все это поможет детям в социализации. Следует отметить, что к коррекционно-развивающему процессу должны быть подключены не только врачи, педагоги, но в первую очередь – семья, так как только родители могут и должны терпеливо и кропотливо вести ежедневную тяжелую работу, развивая у своего ребенка ту или иную задержанную функцию.

Список литературы

1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М.: Книголюб, 2008. – 176 с.

2. Ребенок в мире природы: прогр. и метод. руководство по экологич. образованию дошкольников / под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. ПономаревойШадринск. – Шадринск: Шадринский гос. пед. институт, 2005. – 146 с.

3. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. – СПб.: КАРО, 2007. – 256 с.

4. Титова О.В., Карева В.Н. К вопросу изучения природоведческих представлений у старших дошкольников с ДЦП // Коррекционная педагогика. – 2007. – № 6.

5.Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения и социализации детей и подростков с ОВЗ, в том числе с РАС и ТМНР условиях в условиях ГКУ ЦССВ «Кунцевский» 6.Развивающий уходза детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Информационно-методический сборник для специалистов //Под редакцией А.Л.Битовой,директора РБОО «Центр лечебной педагогики» О.С.Бояршиновой, канд. биол.наук

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.06.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области