Толстикова Светлана Николаевна,
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ № 2» г. Котлас
Методическая разработка урока обществознания 7 класс
по учебнику Боголюбов Л.Н. «Обществознание» М: Просвещение, 2016.
Тема урока: «Деньги и их функции».
Цель урока: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты: Предметные: Умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической и др.), закрепить определение понятия «деньги», рассмотреть виды денег (банкноты, монеты), выяснить, для чего нужны деньги, и как меняется облик денег в современном мире.
Личностные: использование полученной информации для решения общеобразовательных задач, воспитание бережливости, уважительного отношения к деньгам, умения разумной траты денег.
Метапредметные: учить принимать решения в практических ситуациях, развивать навыки общения.
Регулятивные учить планировать, контролировать, оценивать свои действия
Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать, учитывая разные мнения.
Формы организации работы детей: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Материально – техническое обеспечение урока: компьютер, экран, раздаточный материал.
Содержание урока
Этапы учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть на уроке обществознания. Вам предстоит сегодня выполнить очень интересную работу. Я вас призываю к тому, чтобы вы были очень внимательными и наиболее активными участниками урока. И так готовы? | Приветствуют учителя. Готовят рабочее место. |
Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний | Что получают в день зарплаты? Что прячут в сундуках пираты? За что конфеты продают? Какое слово вышло тут? Хотите ли вы узнать о денежном мире? | Определяют тему и записывают тему урока. Проблему урока: Зачем человеку нужны деньги? (Функции денег) |
Актуализация знаний | С опорой на жизненный опыт определение главных вопросов темы. 1 Что такое деньги? 2 Из истории денег. 3 Какие функции выполняют деньги в экономике? Представьте себе, что к Вам на улице обратился корреспондент одной из местных газет с вопросом « Что такое деньги?» и что бы Вы ему ответили? Прием «Корзина идей» . Достаточно ли знаний о деньгах? | Отвечают на вопросы и записывают в тетради план. Учащиеся подходят и записывают на доске, ассоциации со словом деньги. |
Этап усвоения новых знаний | « Как деньги стали деньгами» текст составить кластер | Работа с текстом и составление кластера. |
физминутка | Сейчас мы поиграем в игру « Ярмарка» учащиеся делятся на 4 группы . Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. У вас есть карточки с изображение разных предметов и задание вам необходимо привезти домой с ярмарки товар У купцов: ткани и пряности, им надо : зерно, мех: у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотнико6 меха. Шерсть, кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян :молоко, яйца, растительное масло, зерно; им надо: соль, серп, плуг, ткани. Время на выполнение задания – 3 минуты. Вопросы: понравилось ли вам на ярмарке? Как называется такой обмен? Какие сложности возникли при обмене? Согласны ли вы с утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? Как вы думаете что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь? | Учащиеся совершают обмен отвечают на вопросы: бартер – обмен товара на товар. |
Этап усвоения новых знаний | Скажите, пожалуйста, где мы можем узнать определение к слову «Деньги»? Словарная работа: Что такое деньги? (приложение1) А что такое эквивалент, используя текст учебника стр. 105-106, самостоятельно найти ответ на этот вопрос. Как вы думаете всегда ли деньги выглядели по – современному? Какие же функции выполняют деньги, мы узнаем просмотрев видеоролик. Задание дополните кластер: «Функции денег» | Отвечают на вопрос и работают со словарём. Записывают в тетрадь Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. Работа с учебником (Эквивалент – нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его. Сообщение ученицы об истории денег Дополняют кластер и отвечают на вопрос учителя |
Первичное закрепление знаний | Прочитайте ситуацию и определите какую функцию выполняют деньги в каждом случае. Работа в парах.(приложение 2) Практическая часть: придумать и нарисовать монету вашей страны и рекламу (4 мин) Составить синквейн со словом «деньги» | Работают в парах и выясняют функции денег. Работа в группах и реклама денег Составляют синквейн Деньги Металлические, древниеНакапливают, платят, стоятСредство товарного обменаТорговля |
Подведение итогов. Рефлексия | Своей работой на уроке я доволен, потому что… Меня удивило… Больше всего на уроке мне понравилось… Хотелось бы ещё узнать… Достигли ли мы цели? | Устно отвечают на вопросы. Самооценка своей деятельности . заполнение листа самооценки. |
Информирование о домашнем задании | 1 выучить понятия; на выбор 1) проект деньги будущего, 2) социальное исследование какие деньги предпочитают в моей семье: наличные или безналичные.3) выяснить появление фразы; «деньги не пахнут». | Записывают домашнее задание. |
Приложение
Приложение 1. Тексты для работы в группах.
Приведем несколько примеров определений денег. Деньги - средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости и средство сохранения (накопления) стоимости. Деньги - это общественный институт, который увеличивает богатство, снижает издержки обмена и способствует большей специализации в соответствии с имеющимися у людей сравнительными преимуществами4. Деньги - особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира и выполняющий роль всеобщего эквивалента. Их сущность выражается в функциях: меры стоимости, средства обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа, мировых денег. Деньги - универсальное орудие обмена, особый товар, наделенный свойством всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Сущность денег заключается в разрешении противоречия между потребительской стоимостью и стоимостью. Деньги - блага, выполняющие функцию средства измерения ценности остальных благ (всеобщего эквивалента) и/или средства расчетов при обмене (средства обмена); блага, обладающие совершенной (равной или близкой к единице) ликвидностью. Деньги - экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения; деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления. Деньги - особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой товар, выполняющий функции средства обмена, платежей, измерения стоимости, накопления богатства.
Приложение 2 Задания для работы в парах.
Карточка №1
1. Единственное их занятие - торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (Средство обращения).
2. Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. ( мера стоимости).
Карточка №2
1. В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (Средство накопления).
2.Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (Средство платежа)
Карточка №3
1.Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку. (Мера стоимости).
2. Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке. (средство платежа).
Карточка №4
1 Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (Средство обращения).
2 Один грош завалился за подкладку. (Средство накопления и сбережения).
Карточка №5
1.«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево. (Средство накопления)
2. Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль. (мировые деньги)
Карточка №6
1.Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты. (Средство накопления)
2. Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице. (Мировые деньги).
Лист самооценки
Оценочный лист Ф. И. ученика ________________________
Критерии | Самооценка | Оценка учителя |
Активность на уроке (2 балла) | ||
Вклад в работу пары (3 балла) | ||
Выступление перед классом (3 балла) | ||
Итоговый балл |
«5» - 8 баллов
«4» - 6 - 7 баллов
«3» - 5 и меньше