Урок математики. 3 класс
Тема: "Проверка деления с остатком."
Цель деятельности учителя: способствовать закреплению умений выполнять деление с остатком и осуществлять его проверку;
делить меньшее число на большее;
составлять последовательность чисел по заданному правилу;
соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся выполнять деление с остатком и осуществлять его проверку, делить меньшее число на большее, составлять последовательность чисел по заданному правилу, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: осуществляют самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности. Оборудование: доска , компьютер, проектор. Оборудование: 1. Мультимедийное оборудование (Microsoft Power Point); 2. Карточки с заданиями; 3. Магнитные доски. 4. Учебник «Математика» 3 кл. (М. Моро и др.)
Ход урока
I Орг. момент
Пальчиковая гимнастика
Запишите дату и классная работа.
1 Презентация (Слайд №1)
1. Назовите, какой сейчас месяц? Который по времени года? Какой месяц был перед ним? Какой будет после? Который он в году? Чем необычен этот месяц? (28-29 дней)
2. Народное слово о феврале: (Слайд №2)
Зима близится к концу, заканчивается февраль – последний ее месяц. Сегодня мы называем его на римский лад, а вот у древних славян его величали по-иному: снежень, сечень, межень, бокогрей, лютень, лютий, лютый, ледич. Наши предки связывали этот месяц с образом волка. По народным поверьям волчий вой в зимнюю пору предвещал мороз и метель. Чем же примечателен февраль, с точки зрения народного фольклора?
Февраль - месяц ветров.
«Февраль – месяц лютый, спросит: как обутый?».
У февраля два друга - метель и вьюга.
Почему так говорят?
II Устный счёт:
Вот и сегодня у нас снегопад, но необычный. Приготовьте магнитные доски. (слайд №3)
1 задание – решение примеров. Дети проговаривают, какие компоненты известны, что находим.
Сразу – проверка.
Какие правила нам помогли найти неизвестные компоненты? (Слайд 4)
Народная мудрость, характеризуя последний зимний месяц, напоминает, что весна не за горами: «Февраль зиму ломает, воду пускает, три часа прибавляет», то есть в феврале увеличивается длина дня, часто бывают оттепели и можно наблюдать весеннюю капель.
Следующее задание на слайде с капелью. Перед вами уравнения, которые мы не будем решать. Подумайте, как можно сравнить, какая из переменных больше? (Слайд №5)
Дети объясняют выбор знака. Проверка.
3 задание.
Нам нужно решить примеры на деление с остатком. Какое правило нам необходимо помнить? (Слайд №6)
Дети решают примеры, учитель выставляет ответы на доску.
III Сообщение темы урока
- Каждому выражению соответствует своя буква. Расставьте ответы в порядке возрастания. Прочитайте, какое слово получилось. (проверка)
Итак, тема нашего урока – «Проверка деления с остатком» (Слайд №7)
IV Актуализация знаний.
- Скажите, для чего нужна проверка? (Чтобы убедиться, что решили правильно)
- Каким действием проверяем деление? (Умножением, потому что умножение – обратное действие деления)
V Постановка проблемы.
На доске пример:
26 : 7
- Найдите значение выражения. 26: 7 = 3 (ост. 5)
Сравните остаток и делитель.
- Выполните проверку умножением.
Мы знаем, что если делитель умножить на частное, то получится делимое.
Проверим.
7 ∙ 3 =21
Получился ли у нас делитель?
Как вы думаете, почему?
Каким действием мы находим остаток? А каким действием проверим вычитание?
Проверим.
21 +5 = 26
VI Открытие детьми нового знания.
Какой алгоритм можно составить для проверки? (Слайд № 8)
Сравним остаток и делитель.
Умножим частное на делитель.
Прибавим к полученному числу остаток.
Давайте сравним с материалом учебника, правильно ли мы сделали.
VII Работа с учебником(с. 32)
Пользуясь алгоритмом, вы не допустите ошибок при решении примеров.
(с. 32 №1)
1 строчка с объяснением у доски.
2 строчка - самостоятельно (для проверки 2 человека за доской)
VIII Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
IX Закрепление полученных знаний
Внимание на экран. (Слайд № 9) На слайде задача. Линейка стоит 8 рублей. Какое наибольшее количество линеек можно купить на 25 рублей? Все ли деньги израсходованы?
Трое детей решили её по-разному. У них получились разные ответы:
3 линейки, 3(ост.1), 4 линейки.
Докажите свою точку зрения.
X Закрепление ранее полученных знаний
А сейчас я предлагаю вам задания на закрепление ранее изученного материала.
1. (Учебник с.32 № 3)
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Сколько половин в целом числе? (2)
- Давайте вместе составим краткую запись условия. (Слайд №10)
(Один ребёнок решает задачу для проверки за доской)
- Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Можем узнать, сколько времени мальчик потратил на вторую половину пути?
- Покажите карточку с выбранным действием. Запишите в тетради. Решите его.
- Теперь можно ответить на вопрос задачи? Как? (Дети показывают карточку с действием)
- Запишите решение и ответ в тетрадь.
- Проверьте. (Дети используют сигналы)
2. (Учебник с.32 № 4)
Прочитайте задание.
- Что такое квадрат?
- Как найти площадь квадрата?
- Какие два одинаковых числа умножили, чтобы получить 4?
- Чему равна длина стороны квадрата?
- Начертите его.
- На сколько частей нужно разделить квадрат? (на 4)
- Как можно это сделать? (Слайд № 11)
- Раскрасьте. Сколько квадратных сантиметров раскрасили?
- Чему равна нераскрашенная часть?
XI Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Какое задание на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?
-Что вызвало затруднения?
-Какое правило помогло безошибочно решать задания на сегодняшнем уроке? (При делении с остатком, остаток должен быть всегда меньше делителя)- Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшое задание.
- У каждого из вас на парте лежат карточки. Прочитайте задание. Выполните его.
I вариант II вариант
65 : 30 = 1) 2) 3) | 18 : 7 = 1) 2) 3) |
25 : 4 = 1) 2) 3) | 65 : 10 = 1) 2) 3) |
- Сдайте карточки.
XII. Домашнее задание.
- Задание на доске. Те дети, у которых на парте лежат прямоугольники, выполняют № 5 (1 и 3 столбики) и № 6, у кого круги - № 5 (2 и 4 столбики) и № 6.
XIII. Самооценка.
- Перед вами лежат полоски бумаги с вашими именами. На доске – лесенка. Подумайте и оцените свою работу на уроке. Поставьте свою полоску в кармашек на ту ступеньку, на каком уровне, с какой самоотдачей вы сегодня работали – чем лучше, тем выше.
- Спасибо за урок. (Слайд № 11)