Основы развития таможенной службы Российской Федерации в современных условиях
Фамилия Имя Отчество: Реутов Алексей Александрович
Учебное заведение: УрГЭУ
e-mail: aleksreut
Соавтор:
Фамилия Имя Отчество: Проскурнина Юлия Александровна
Учебное заведение: УрГЭУ
e-mail: kostinayuliaa
Введение
Таможенная служба Российской Федерации стремится к тому, чтобы люди осознавали такую важную миссию таможни, как защита экономических интересов страны, которая включает в себя широчайший спектр задач, и среди них — борьба с контрабандой и защита рядового потребителя от фальсифицированной продукции. Процесс становления и развития таможенной службы России на самых разных этапах, «необходим для более четкого представления о современном состоянии и развитии таможенной службы Российской Федерации, понимания эволюции основных таможенно-правовых институтов и норм, более ясного видения тенденций и перспектив совершенствования таможенной службы
Новые реалии внешнеэкономической деятельности
Основные ориентиры таможенной службы Российской Федерации — обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности РФ и содействие внешней торговле.
Новые реалии внешнеэкономической деятельности требуют создания надежной системы мер по защите экономического суверенитета РФ, обеспечения экономической безопасности, поддержке национального производства, борьбе с терроризмом.
Приоритет отдельных направлений деятельности таможенных органов может изменяться в соответствии с задачами, которые ставит перед ними государство.
В целях реализации новых подходов в работе таможенных органов Российской Федерации необходимо осуществить следующие мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования:
обустройство государственной границы Российской Федерации;
создание современных складских таможенно-логистических терминалов;
размещение таможенных органов Российской Федерации только в помещениях, являющихся федеральной собственностью;
развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов;
внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации;
создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Российской Федерации.
Таможня во все исторические периоды существования России играла важную роль. Известно, что торговли без налогов не существует, и именно на таможенные налоги, пошлины и сборы финансировались многие мероприятия правительства во благо страны, а значит, и в пользу своих граждан.
В современных условиях таможенные органы Российской Федерации содействуют реализации интересов государства в сфере внешней торговли, развитию российского производства, оказывают противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, преступлениям и административным правонарушениям обеспечивают пополнение доходной части федерального бюджета.
Безусловно, одним из главных направлений развития таможенных услуг является переход на современные информационные таможенные технологии: предварительное информирование, электронное декларирование, электронное сопровождение таможенных грузов.
Значительными шагами к упрощению таможенных процедур стали: расширение практики электронного декларирования, внедрение технологии удаленного выпуска; внедрение практики обязательного предварительного информирования о ввозимых товарах; сокращение срока выпуска товаров высокой степени переработки; определение минимального перечня документов, необходимых для представления в таможенных целях.
Вместе с тем полный переход на безбумажные технологии осложнен неготовностью других государственных контрольных органов к использованию современных механизмов взаимодействия. Даже при электронном декларировании часть документов по этой причине предоставляется на бумажных носителях.
Мировая практика свидетельствует, что правильно построенное электронное декларирование, увязанное с системой управления рисками, приводит к повышению собираемости платежей и снижению количества нарушений, допускаемых как участниками ВЭД, так и сотрудниками таможенных органов [2].
Также необходимо сократить перечень документов, представляемых при декларировании товаров, в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений.
Несмотря на комплексный подход и значительный объем реализованных мероприятий, остаются нерешенными проблемы недостоверного декларирования товаров, занижения таможенной стоимости, правильности классификации и обоснованности предоставления таможенных льгот и преференций, в том числе в рамках применения системы управления рисками.
Для качественного выполнения таможенными органами возложенных на них функций необходимо улучшить условия труда должностных лиц таможенных органов посредством обеспечения служебными площадями, техническими средствами таможенного контроля и средствами связи.
Размещение должностных лиц таможенных органов на арендуемых площадях приводит в некоторых случаях к их зависимости от коммерческих организаций арендодателей, а также к расходам бюджетных средств на аренду помещений Так же необходимо развивать следующие направления деятельности:
обеспечение сбора и получения предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства (контрабанда оружия, наркотиков, контрафактной продукции, некачественной продукции, недостоверное декларирование и заявление таможенной стоимости);
международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно-значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств;
проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-розыскных методов и аналитического поиска;
борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах.
Международное сотрудничество предполагает развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных процедур. Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг обусловливают необходимость развития двусторонних отношений и активизации государственного участия в международных и региональных объединениях и организациях, что, в свою очередь, диктует необходимость качественного улучшения и интенсификации сотрудничества в области таможенного дела, повышения эффективности деятельности представительств таможенных органов Российской Федерации за рубежом.
Международное сотрудничество планируется развивать по следующим основным направлениям:
участие в формировании концепции общего европейского экономического пространства; переход на применение Единого административного документа Европейского Союза при любой процедуре, связанной с экспортом, импортом, транзитом товара; сопряжение с транзитными системами государств — членов Европейского Союза;
унификация законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела в Союзном государстве, государствах — членах Евразийского экономического сообщества, Единого экономического пространства; подготовка основ законодательства Российской Федерации и международных соглашений по таможенным вопросам;
активизация участия таможенных органов Российской Федерации в работе Всемирной таможенной организации, других международных организаций и объединений, в том числе в области таможенного регулирования;
расширение практики заключения соглашений о межведомственном информационном обмене и помощи в таможенных вопросах с таможенными органами других стран, прежде всего стран Европейского Союза, а также создание совместно с Республикой Белоруссия единых информационных ресурсов;
подготовка кадров для государств — членов Евразийского экономического сообщества на базе Российской таможенной академии и Регионального учебного центра Всемирной таможенной организации (г. Люберцы, Московская область).
Таможенной службе Российской Федерации необходимо непрерывно приспосабливаться к меняющимся отношениям, чтобы не быть административным барьером мировой торговли.
Заключение
Приоритетом в организации деятельности таможенной службы Российской Федерации станет ориентация на минимизацию проявлений коррупции и должностных преступлений в сфере таможенного дела.
Формирование позитивного имиджа таможенных органов будет осуществляться посредством информационной деятельности через средства массовой информации и путем активного взаимодействия с государственными и общественными объединениями. Накопленный институциональный и инфраструктурный потенциал, основанный на инновационных, таможенных и информационных технологиях и соответствующий практике передовых таможенных администраций других стран, будет положен в основу устойчивого развития таможенной службы Российской Федерации.
Необходимо разработать межведомственный и детальный планы мероприятий, предусматривающие конкретные меры по реализации Стратегии.
Библиографический список
1. Таможенное право России: учебник / отв. ред. С. И. Истомин, В. А. Максимцев. М.:Софт Издат, 2005.
2. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. М 2575-р.