Технологическая карта урока
Преподаватель: Зотова Елена Станиславовна | Предмет | Музыка | Класс | 6 |
Тема урока | Искусство – память человечества. | |||
Цели урока | развивающая цель: развивать навыки собственных суждений, образного анализа музыкальных произведений; образовательная цель: познакомиться с главнейшими культурными эпохами; доказать, что прошедшие столетия живут в памяти людей (перечислить произведения искусства); определить значение произведений искусства разных эпох для каждого человека; воспитательная цель: воспитывать интерес к искусству; новым приёмам выражения чувств в произведениях искусства; патриотические чувства к России; интерес и уважение к традициям разных стран. | |||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Понимание роли музыки в сохранении традиций в жизни человека. Развитие навыков восприятия и анализа музыкальных произведений. Повторение и закрепление понятий по теме «Искусство – память человечества». Развитие вокально – хоровых навыков. | Регулятивные:постановка новых целей совместно с преподавателем и самостоятельно; контроль и коррекция способов деятельности; оценка учебной и познавательной деятельности; Познавательные:установление причинно-следственных связей; умение строить устные и письменные речевые высказывания; умение действовать по образцу в измененной ситуации; умение синтезировать и использовать приобретенные умения; построение логической цепи рассуждения; Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; формулирование собственного мнения; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение задавать вопросы, уточнять; осуществление контроля, коррекции, оценки действий. | Смыслообразование; формирование положительной мотивации; осознание возможности самореализации средствами музыкального и художественного языка. Выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством в процессе освоения музыкальной культуры. Ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни. Выражать эмоциональное содержание в музыкальных произведениях и проявлять личное отношение при их восприятии и исполнении. | ||
Условия реализации урока | ||||
Тип, форма, технологии, приемы, методы проведения урока | Тип: урок систематизации знаний. Форма: фронтальная, индивидуальная. Технологии: технология проблемно - диалогического обучения,технология обучения в сотрудничестве, ИКТ, здоровьесберегающие технологии. Методы и приемы: «подводящий к знанию диалог», иллюстративный метод, создание проблемной ситуации, «музыкальная викторина», возвращение к ключевым понятиям, игровые, приёмы анализа произведений искусства, методы сравнения и обобщения полученных знаний. | |||
Оборудование и инвентарь | ТСО: презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, дидактический материал («Средства музыкальной выразительности», текст песни «Здравствуй, мир!»). | |||
Этап урока (название, время, цели) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты УУД | |
Организованное начало урока (продолжительность:1 минута) | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. Цель:создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Продолжительность: 10 минут | 1. Приём создания проблемной ситуации. Столкновение мнений обучающихся вопросом на систематизацию пройденного материала. Вопрос: В чем состоит воздействие музыки на душу человека? Преподаватель: 1.Сегодня мы ответим на вопрос: Почему человеку важно знать о достижениях в искусстве в разные эпохи? 2.Познакомимся с главнейшими культурными эпохами. 3.Докажем на примере музыкальных произведений, что прошедшие столетия живут в памяти людей. | Индивидуальная работа Ответ: Она пробуждает в человеке чувства, которые в нем заложены от природы: 1.Радость 2.Печаль 3.Любовь 4.Восхищение и т.д. Дают примерные первичные ответы. | К – адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. П – умение строить речевые высказывания. Л – формирование положительной мотивации, смыслообразование. | |
II.Этап усвоения новых знаний. Реализация через задание, которое углубляет понимание полученных знаний. Обучающийся самостоятельно и по-своему выражает понятое на уроке знание и представляет классу полученный продукт (вывод). Продолжительность: 25 минут | 1.Чем больше узнаешь музыку, тем больше удивляешься – сколько в ней повторяющихся тем, сюжетов, образов. Общие темы, образы: 1.сказка 2.родина 3.природа 2. Рассказ преподавателя о старинном предании. Из истории. Лета и Мнемозина – имена греческих богинь. Лета – богиня забвения. Мнемозина – богиня памяти, мать 9 муз. 3.9 муз из мифов Древней Греции. Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества, например: Талия - муза комедии, Мельпомена - муза трагедии, Терпсихора - муза танца. 4. «Память, подаренная нам искусством»: демонстрация достижений в разные культурные эпохи, например: Античность (Афины. Парфенон), Классицизм (Эрмитаж. Павильонный зал). | Углубляют понимание полученных знаний и делают вывод. 1.Темы и образы в искусстве называют суворовцы. 2.Слушают преподавателя. Читают текст о богинях. 3. Просматривают слайды. Записывают в тетради имена муз. 4. Просматривают слайды. Сами перечисляют главные культурные эпохи. Называют шедевры искусства разных эпох. Запись названий в тетради. | К – адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; Л – освоение музыкальных и художественных средств выразительности; П – умение строить речевые высказывания, умение работать в коллективе, работать по алгоритму; Р – контроль и коррекция способов деятельности. | |
III. Включение в систему знаний и повторение Цель:включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление изученного Продолжительность:10 минут | Предлагает определить особенности раскрытия темы в разных произведениях искусства с помощью фантазии. 1) 1.Прослушайте Вальс – фантазию М.Глинки. 2.Какие образы навевает у вас музыка Вальса? 3.Сопроводите свой рассказ – фантазию анализом музыки Вальса. 4.Какую роль играет фантазия в искусстве? 2) Демонстрация музыкального материала. М.П.Мусоргский. «Старый замок». Вопросы и задания к пьесе: 1.Прослушайте пьесу М.П.Мусоргского. 2.Какие средства выразительности помогают передать образ средневековой старины? | Слушают преподавателя. Задают вопросы преподавателю. Знакомятся с планом задания. 1) 1-3.Прослушивают аудио записи «Вальса» М.Глинки. Дают варианты ответов (письменно). 4.Делают вывод о роли фантазии в искусстве: 1.Помогает создать новые предметы, интересные сюжеты. 2.Открывает новые стороны творчества человека. 2) Просматривают слайд. Записывают в тетради название произведения. Прослушивают пьесу М.П.Мусоргского. Выполняют задания к пьесе (устно). | К – формулирование собственного мнения; адекватное использование речевых средств для организации взаимодействия; П – умение использовать приобретенные умения, построение логической цепи рассуждения. | |
IV.Рефлексия деятельности Цель:оценивание обучающимися собственной учебной деятельности на уроке. Продолжительность:3 минуты | Мобилизует обучающихся на умение оценивать результаты своей деятельности. Задает вопросы, корректирует ответы. Назовите произведения искусства разных эпох, с которыми познакомились на уроке. Почему человеку важно знать о достижениях в искусстве в разные эпохи? Хоровое пение. Пример фантазии в песне «Здравствуй, мир!» (слова: Костров В.; музыка: Квинт Л.). В песне через мечты рисуется мир, который нужен каждому человеку. Анализ песни, разучивание, исполнение. | Осуществляют рефлексию собственной деятельности. Соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Ответы: -«Старый замок» М.П.Мусоргского; -«Вальс-фантазия» М.И.Глинки; -Храм Афины в Греции; -Павильонный зал в Эрмитаже; -Старинные рисунки с изображением древнегреческих муз. Ответ: Потому что каждая эпоха дала свои образцы красоты, величия, духовности. Зная их, жизнь становится для человека ярче, богаче. Исполняют песню хором. Передают её радостное настроение через динамику, ритм. | Л – смыслообразование; К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Р – оценка учебной и познавательной деятельности как по результату, так и по способу действия. | |
Y.Задание на самоподготовку Продолжительность: 2 минуты | Опишите средства выразительности, которые помогают передать образ в пьесе «Старый замок». | Слушают задание на самоподготовку. Записывают задание в тетради. | Л – смыслообразование; К – умение задавать вопросы, уточнять. |