Индивидуальный образовательный маршрут воспитания и развития
личности младшего школьника.
Бесхмельнова С.Г., учитель начальных классов.
Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня в России. И наша школа не исключение.
В своём выступлении расскажу об опыте выстраивания (проектирования) индивидуального образовательного маршрута учащихся в связи с переходом на новые стандарты.
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова, слово «траектория» имеет два значения одно из них- это линия движения какого-нибудь тела или точки.
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. Изучение и поддержка индивидуальной образовательной траектории – основная ценность личностно-ориентированной школы, где все дети равны по возможностям и различны по способностям (И.С. Якиманская).
Согласно нового образовательного стандарта - внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Для построения индивидуального образовательного маршрута используется схема:
Диагностика – уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей;
Определение целей и задач, которые должны быть достигнуты обучающимися по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута;
Определение времени, которое должен затратить обучающийся на освоение базовой и специальной программ;
Определение роли родителя обучающегося в реализации маршрута;
Разработка и определение содержания учебно-тематического плана (почасового), формы занятий, приёмов и методов;
Интеграция с другими специалистами;
Определение способов оценки успехов обучающегося.
Итак, на основе базовой программы и данной схемы разрабатываем индивидуальный маршрут ученика.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного обучающегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Работа над индивидуальным образовательным маршрутом велась поэтапно и планомерно.
На первом этапе было проведено родительское собрание, на котором были представлены презентации всех программ по внеурочной деятельности.
На втором этапе школьным педагогом-психологом Чирва Л.И. было проведено тестирование первоклассников по определению психолого – педагогической готовности ребенка к началу систематического школьного обучения .
На третьем этапе были организованы психологические консультации родителей по итогам диагностики обучающихся.
На четвёртом этапе, после консультации с психологом и знакомства с программами, родителями был сделан выбор программ для своего ребёнка.
При выборе количество программ не оговаривалось, выбор осуществлялся на добровольной основе. Для того чтобы избежать чрезмерной нагрузки обучающихся, с родителями, которые выбрали чрезмерно большое количество программ, проводилась индивидуальная беседа. Им были даны рекомендации по выбору необходимых форм домашнего воспитания для ребёнка на данном этапе обучения.
Индивидуальный маршрут предполагает наличие кружков и секций вне школы. Очень важно о них знать учителю, чтобы ребёнок не был перегружен. Поэтому индивидуально обговаривался набор внеурочных занятий с родителями учащихся , которые посещают кружки и секции вне школы: танцевальный, бассейн и т.д.
. Каждый ребёнок получил свой маршрутный лист, по которому он и родители точно знают, где ученик занят каждый день. Показ маршрутов.
Если у обучающегося отсутствует выбор программы по какому-то направлению, то родителям даны рекомендации:
Социальное направление – семейное воспитание;
Общекультурное – посещение музеев, выставок, театров с последующим обсуждением в классе;
Спортивно – оздоровительное – велосипедные прогулки, посещение бассейна, семейный спортивный отдых.
Общеинтеллектуальное – домашнее и семейное чтение книг, энциклопедий, просмотр детских познавательных передач и фильмов, таких как «Галилео», с последующим обсуждением в классе.
Контроль осуществляется путём бесед с ребёнком, наблюдений, ролевых игр с участием ребёнка.
Для систематизации работы в классе по внеурочной деятельности, был создан маршрутный лист класса, который позволяет проконтролировать посещаемость обучающимися занятий. Показ маршрута.
У учителя есть электронный вариант маршрутных листов, который можно корректировать в зависимости от текущих изменений.
Вывод.
Участие детей во внеурочной деятельности помогает развивать основные учебные навыки умения учиться, организовывать свою деятельность, взаимодействовать с педагогами и сверстниками, умения ставить перед собой цели и следовать им в учебной и иной деятельности, заботиться о своём здоровье. Всё вышесказанное соответствует характеристикам «портрета» выпускника начальной школы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД | ||
Учебные предметы | Аттестация | |
Русский язык | 5 | Итоговая конт. работа |
Литературное чтение | 4 | Техника чтения |
Математика | 4 | Итоговая конт. работа |
Окружающий мир | 2 | Итоговая конт. работа |
Музыка | 1 | Участие в концерте |
Изо и художественный труд | 2 | Участие в выставке |
Физическая культура | 2 | Норматив |
Итого: | 20 | |
Спортивно-оздоровительное направление | ||
«Школа мяча» (секция) | 1 | Норматив |
Школа безопасности | 1 | Участие в викторине |
Ритмика | 1 | Участие в концерте |
Общекультурное направление | ||
Тестопластика | 1 | Участие в выставке |
Обще-интеллектуальное направление | ||
Служу Отечеству пером. | 1 | Участие в конференции |
Познай себя | 1 | Участие в викторине |
Я-исследователь | 1 | Участие в конференции |
Духовно-нравственное направление | ||
«Я - комсомольчанин» | 1 | Участие в викторине |
Знай и люби свой край. | 1 | Участие в викторине |
Социально направление | ||
Общественно-полезная деятельность | 1 | Трудовые дела |
Итого | 30 |
КАЗАКОВ АЛЕКСЕЙ ГОД РОЖДЕНИЯ – 2005
ГОД ПОСТУПЛЕНИЯ–2012
Рекомендации для учителя:
1. Поддерживать ребёнка, особенно в освоении нового, в период адаптации.
2. Менять виды деятельности в течение урока каждые 10 – 12 минут.
3. Проводить не менее двух физкультминуток в течение одного урока.
Консультация для родителей:
1. Соблюдайте режим дня.
2. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос. 3. Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача. 4. Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени. 5. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.
8.00-8.15 | ПРИХОД В ШКОЛУ | ||||
8.15-8.25 | ГИМНАСТИКА ДО ЗАНЯТИЙ | ||||
8.25-9.00 | Математика Уч:БесхмельноваС.Г. | Обучен. грамоте Уч:БесхмельноваС.Г. | Обучен. грамоте Уч:БесхмельноваС.Г. | Обучен. грамоте Уч:БесхмельноваС.Г. | Обучен. грамоте Уч:БесхмельноваС.Г. |
9.20-9.55 | Письмо Уч:БесхмельноваС.Г. | Письмо Уч:БесхмельноваС.Г. | Письмо Уч:БесхмельноваС.Г. | Письмо Уч:БесхмельноваС.Г. | Физкультура Уч: Токарева Ю.П. |
9.55-10.20 | ЗАВТРАК | ||||
10.20-10.55 | Физкультура Уч: Токарева Ю.П. | Математика Уч:БесхмельноваС.Г. | математика Уч:БесхмельноваС.Г. | математика Уч:БесхмельноваС.Г. | Письмо Уч:БесхмельноваС.Г. |
10.55-11.35 | ДИНАМИЧЕСКИЙ ЧАС | ||||
11.35-12.10 | ИЗО Уч:БесхмельноваС.Г. | Технология Уч:БесхмельноваС.Г. | Окружающ. мир Уч:БесхмельноваС.Г. | Окружающ. мир Уч:БесхмельноваС.Г. | Музыка Уч:БесхмельноваС.Г. |
12.30-13.30 | ОБЕД | ||||
13.35-14.55 | ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||
13.35-14.10 | Школа безопасности Уч: Ситенков А.Ф. | Бассейн | Знай и люби свой край. Уч:Приходько Д.И. | Бассейн | ОПД Уч:БесхмельноваС.Г |
14.20-14.55 | Познай себя Уч:Чирва Л.И.. | Тестопластика Уч: Ковалёва Т.А. | Служу Отечеству пером Уч:БесхмельноваС.Г | ||
15.00 | Окончание работы ГПД неполного режима |
Учебный план и расписание согласовано с родителями