МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД№23 "РОДНИЧОК"
ПРОГРАММА
«Акварелька»
Воспитатель: Пестрикова Ю.В.
городской округ Город Бор
2019 г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………3
Новизна, актуальность, и педагогическая целесообразность программы……………………………………………………….….4
Направленность программы………………………………….……5
Отличительные особенности данной программы от уже существующих………………………………………………….…..5
Возраст детей, участвующих в реализации программы….……...5
Цели и задачи программы…………………………………….……5
Принципы и подходы к формированию программы………….….6
Формы обучения………………………………………………….…6
Режим занятий………………………………………………………6
Ожидаемые результаты освоения программы…………………….6
Учебный план (темы, часы: № раздела, всего часов, в том числе теория и практика), тематический план по месяцам……………………………………………………………………7
Календарный учебный график (сколько месяцев осуществляется , сколько занятий в месяц. Наименование разделов, часы административные, фактические часы, длительность занятий)………………………......………………………………………...8
Оценочный и методический материал………………………………….15
Диагностический материал………………………………………….15
Способы определения результатов освоения программы………...17
Методический материал……………………………………………..18
Условия реализации программы…………………………………….19
Программно – методическое обеспечение………………………….19
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы Т. А. Копцевой « Природа и Художник»
В настоящее время система дополнительного образования претерпевает существенные изменения.
«Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", гл. 1, ст. 2, п. 14).
Главное условие успешного управления качеством образования заключается в совершенствовании законодательной базы, приведении нормативного обеспечения системы в соответствие с российским законодательством.
За последние несколько лет система дополнительного образования пополнилась основополагающими, стратегическими документами, такими как: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (глава 1, ст. 2; глава 2, ст. 10, 12; глава 3, ст. 21, 23; глава 10, ст. 75).
•Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", в котором поставлена задача увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет,
обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам,…до 70 -75 %, предусмотрев, что 50 % из них должны обучаться за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета».
•Эта установка находит продолжение в Приказе Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 года № 922, в котором дано распоряжение руководителям образовательных организаций «обеспечить
предоставление дополнительного образования не менее 75% обучающихся в организации».
•Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р.
•Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.
№ 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
•«Примерные требования к содержанию и оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).
•Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
•Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
1.1. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. Творческое начало — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, и конечно, к прекрасному. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников и позволяет им отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных.
Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнение всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
Главная идея программы – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются
развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей: поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания
продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем организации целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Данная программа способствует развитию у детей творческих способностей и понимания, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
1.2. Направленность программы
Основой для данной программы является программа « Природа и художник» Т.А. Копцевой, содержание художественно-экологической программы по изобразительному искусству «Природа и человек» направлена на формирование у дошкольника художественной культуры как части духовной. На приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого и настоящего.
1.3.Отличительные особенности данной программы от уже существующих
Отличительной чертой данной программы является то, что мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образовательного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
1.4.Возраст детей, участвующих в реализации программы
Дети средней, старшей и подготовительной группы ( 5-7лет)
1.5. Цели и задачи программы
Цель: Формирование «культуры творческой личности» ( А.В. Бакушинский) Предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художествено-творческой деятельности. Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования. Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Обучающие
Расширение спектра художественно-изобразительных средств и способов изобразительной деятельности ребенка (нетрадиционные техники рисования: кляксография, монотипия, рисование цветным песком, рисование тычком, граттаж, оттиск).
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
Воспитательные
Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
Воспитание творческой инициативы.
Воспитание сознательных отношений между детьми.
Развивать фантазию, творческие способности, художественный вкус, учит понимать и любить изобразительное искусство.
Развивающие
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
Формироватьумения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
1.6 Принципы и подходы к формированию программы
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования). 2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 4. Сотрудничество ДОУ с семьей. 5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в изобразительной деятельности. 7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 8. Учет этнокультурной ситуации развития детей, принципа культуросообразности, регионального компонента. Реализация этого принципа обеспечивает учет региональных культурных традиций в образовании. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной). Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы необходимо опираться на следующие педагогические принципы: - наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений; - доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному; - систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения; - индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка; - увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе; - сознательность – понимание выполняемых действий, активность. методы: - объяснительно-иллюстративный (демонстрация репродукций, иллюстраций); - репродуктивный (работа по образцам); - частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); - творческий (творческие задания, эскизы, проекты); - исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов); - метод стимулирования и мотивации интереса; - метод контроля и самоконтроля. В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), 5 индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
1.7 Формы обучения
Подгрупповая работа, игра, беседа, показ новых приемов рисования, знакомство с произведениями изобразительного искусства. Занятия проводится в сформированных группа
1.8.Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю.
Программа состоит из одного раздела, работа над которым продолжается в течении года. За год проводится 36 занятия с сентября по май.
На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа.
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: стихов, загадок. Выполняя практические действия, дети способны
усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
1.9 Ожидаемые результаты освоения программы
Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
Самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
Выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
Давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
Проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе;
Улучшение цветовосприятия;
Учебный план
Название темы | содержание | Кол-во часов |
Рисование графическими материалами и сухой кистью | Рисование восковыми мелками Метод тычок жесткой полусухой кистью Пастель | 4 часа 1 час теория 3 часа практика |
Отпечатки и оттиски | Монотипия Отпечатки листьев Оттиск штампиков | 6 часов 2час теория 4 часа практика |
Пальчиковое рисование | Рисование пальчиками Рисование ладошками | 2 часа 0,5 часа теория 1,5 часа практика |
Рисование на развитие фантазии | Кляксография ,Набрызг | 6 часов 2 часа теория 4 часа практика |
Рисование подручными материалами | Ниткография Рисование вилкой Рисуем крупой Рисование мыльными пузырями | 6 часов 2 часа теория 4 часа практика |
Пластилинография | Изображение при помощи размазывания и оттиска на пластилине | 3 часа 0,5 часа теория 2,5 часа практика |
Монохромия | Торцевание ,граттаж использование трафаретов. | 5 часов 2 часа теория 3 практика |
Всего: | 32 часа | |
3. КАЛЕНДАРНО – УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Сентябрь
(4 Занятия)
№ | Название занятия | Задачи | Методы и приемы | Оснащение |
1 | Рисование- экспериментирование по замыслу «Что и чем я люблю рисовать?» (свободное экспериментирование с художественным материалом) | Диагностика творческого развития детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимых для работы в различных нетрадиционных техниках. | Знакомство с оснащением кабинета рисования. Беседа о том, кто что любит рисовать, каким материалом. Практическая работа. Обсуждение работ и рассказы детей. | Весь материал, имеющийся в наличии. |
2 | Рисование по представлению «Подсолнухи». Рисование пальчиками и ладошками, тычками. 2 занятия (коллективная работа: каждый рисует на длинном общем листе обоев свой подсолнух). | Вызвать интерес к передаче знакомого образа в рисунке. Развивать воображение, ассоциативное мышление, чувство композиции. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью. | Рассматривание иллюстраций с изображением подсолнухов. Вопросы: цвет и форма лепестков, стебля, листьев. На что похож подсолнух? Игровой прием «Давайте вырастим много подсолнухов». Напоминание воспитателем приемов рисования пальчиком и ладошкой, тычком. | Гуашь, тарелочки для краски, салфетки, вода, тычки, обои (такие, чтобы хватило всем места). Столы стоят лентой. Иллюстрации с изображением подсолнухов. |
3 | Декоративное рисование «Укрась платочек для…». (оттиск пробкой, рисование пальчиками, примакивание) 1 занятие. | Вызвать желание украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции и ритма. Воспитывать добрые чувства к своим близким. | Любование Павловскими платками. Анализ составления узора на платке. Напоминание способов рисования пробкой, пальчиками. Показ воспитателя, ребенка. Рассказ детей по желанию о своем платочке. | Гуашь, тарелочки для краски, салфетки, вода, пробки, кисти разных размеров, тонированные квадратные листы разного размера. |
4 | Выставка картин художников – пейзажистов. | Познакомить с русскими художниками-пейзажистами, передающими красоту осени. Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления словом. | Пригласить детей на выставку картин русских художников об осени. Беседа по репродукциям. Вопросы воспитателя и вопросы детей. Чтение стихов об осени. | Репродукции пейзажей И.Левитана, Васильева, |
Октябрь
(4 занятия)
1 | Рисование сюжетно-тематическое, в парах «Золотая осень» (печать листьями, рисование пальчиками, тычками, жесткой кистью). 2 занятия. | Продолжать знакомить с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Развивать творчество через умение создавать выразительные образы деревьев, кустов и трав с помощью предложенных техник. Развивать цветовосприятие тонких оттенков теплого колорита золотой осени. Воспитывать самостоятельность через выбор художественных техник рисования, желание работать в паре. | Рассматривание репродукций пейзажей И. Левитана. Чтение стихотворения об осени. Выбор детьми осенних красок. Показ техники печатания листьями. Индивидуальная работа. Придумывание названия своей работы. Почему так назвал? | Репродукции И. Левитана или других пейзажистов. Листы А-3, двойные альбомные листы, гуашь, печатки, листья, мягкие и жесткие кисти, тычки. Образцы художественных техник рисования, выполненных воспитателем. |
2 | Рисование по представлению «Хмурая, поздняя осень» (восковые мелки + акварель, оттиск печатками). 2 занятия (по желанию дети работают в парах или по одному) | Развивать цветовосприятие тонких оттенков холодного, печального и экспрессивного колорита поздней осени. Подводить к самостоятельному творчеству в отображении состояния погоды в рисунке. Воспитывать эстетическое отношение к природе. | Чтение стихотворения. Определение колорита поздней осени. Сравнение с колоритом золотой осени. Напоминание техник. Рассматривание детских работ. Рассказы детей о рисунках. | Репродукции картин. Альбомные листы и ¼ ватмана, восковые мелки, акварель, кисти, печатки, губка. |
3 | Игра-рисование «Я шагаю по ковру из осенних листьев» (печать листьями, рисование ладошкам, обрывание). 1 занятие. | Развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа. Развивать творческую активность в создании декоративной композиции, располагая изображение по всей поверхности листа. Воспитывать индивидуальность через самостоятельный выбор техники, способа, материала, цветового решения. | Воспоминание из личного опыта (листья на асфальте, в лужах). Игра «Угадай, с какого дерева лист». Показ эскизов осенних листьев, выполненных в разных техниках. Обсуждение техник. Объяснение технологий затрудняющимся детям. По окончании рассматривание и обсуждение работ. | Осенние листья различных деревьев, эскизы педагога, материалы для печати, альбомные листы, гуашь в тарелочках, кисти, цветная бумага. |
4 | Рисование по памяти в подгруппах «Мои любимые рыбки» (восковые мелки + акварель, печатки из овощей, рисование пальчиком и ладошкой). 2 занятия, рисование в подгруппах. | Вызвать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми. Создавать условия для творческого экспериментирования с различными художественными техниками рисования. Развивать чувство композиции и цвета. Воспитывать умение и желание выполнять общую работу. | Рассматривание рыбок в аквариуме, картинок с изображением рыбок. Загадка о рыбке, стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка». Рассматривание эскизов, объяснение техник каждой подгруппе, показ способов рисования водорослей. | Тонированные листы формата А3 синего, фиолетового, голубого цветов. Акварель, гуашь, кисти, поролон, печатки из картофеля. Эскизы педагога. |
Ноябрь
(4 занятия)
1 | Игра-рисование по стихотворению М.Майна «Цыплята» (комкание и обрывание бумаги). 2 занятия, работа в подгруппах. | Знакомить с техникой работы комочком бумаги. Познакомить с творчеством художника-анималиста Чарушина, изображающего в своих книгах животных. Развивать чувство фактурности, объёмности, композиции. Развивать мелкую моторику руки. | Чтение и обыгрывание стих. М. Майна «Цыплята». Рассматривание изображения курочки с цыплятами художника-анималиста Чарушина. Показ способа выполнения пушистого цыплёнка. Любование работами выбор весёлого, любопытного, грустного цыплят. | Тонированные листы формата А3, жёлтые салфетки, пастель, иллюстрации с изображением цыплят в разных техниках и в книгах |
2 | Рисование сюжетное подгруппами по сказке «Птички клюют ягодки на веточке» (скатывание бумаги, рисование ладошкой и пальчиками, сангиной; оттиск пробкой). 2 – 3 занятия. | Создать условия для творческого комбинирования детьми различных художественных техник рисования и аппликации. Познакомить с правилами работы сангиной. | Рассказывание сказки и показ на фланелеграфе о рябине и птицах. Показ ребёнка рисования птички ладошкой и пальчиками. Показ педагога комбинированного использования художественных техник. Индивидуальное напоминание приёмов работы. Просмотр рисунков. Вопросы. | Тонированные листы А4,сангина, гуашь, салфетки, клей, кисти. |
3 | Рисование по стихотворению «Я люблю пушистое, я люблю колючее» (тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой). 1 занятие. | Поддерживать интерес и желание к выразительной передаче характера животного через фактуру, цвет. Продолжать знакомить с творчеством художника-анималиста Чарушина, изображающего в своих книгах животных. | Чтение стихотворения Б. Заходера «Про всё на свете». Рассказы детей. Выделение и сравнение детьми характерных отличий животных (колючее, пушистое). Рассматривание изображения животных художником-анималистом Чарушиным. | Тонированные листы, жесткая кисть, скомканная бумага, гуашь, поролон, иллюстрации с изображением животных. |
4 | Выставка картин художников – пейзажистов. | Продолжать знакомить с русскими художниками-пейзажистами, передающими красоту русской природы. Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления словом. | Пригласить детей на выставку картин русских художников об зиме. Беседа по репродукциям. Вопросы воспитателя и вопросы детей. Чтение стихов о зиме. | Репродукции пейзажей И.Левитана, Васильева, |
Декабрь
(4 занятия)
1 | Декоративное рисование-экспериментирование «Зимние узоры» | Продолжить знакомить с тонированием и смешением цветов. Развивать цветовосприятие. | Рассматривание зимних иллюстраций с выделением «зимнего» цвета, анализ необычного в изображениях. Слушание музыкальных отрывков и «сочинение» необычного зимнего цвета на палитре. | Белые и тонированные альбомные листы, гуашь, палитры, разные кисти, воск. Зимние иллюстрации, аудио запись П.И.Чайковского «Времена года» |
2 | Рисование по сказке «Птички клюют ягодки на веточке» (скатывание бумаги, рисование ладошкой и пальчиками, оттиск пробкой). 2 занятия, работа в подгруппах. | Создать условия для творческого комбинирования детьми различных художественных техник рисования. Развивать чувство цвета, фактурности, объёмности, композиции. Воспитывать эстетически – нравственное отношение к птицам и растениям через изображение их образов. | Предложить придумать сказку о рябине и птицах и передать её в рисунке. Показ-напоминание ребёнком знакомой техники рисования. Показ педагога новой техники рисования. Индивидуальное напоминание приёмов работы. Просмотр рисунков и рассказывание своих сказок детьми. Вопросы. | Тонированные листы А4,сангина, гуашь, салфетки, клей, кисти. |
3 | Рисование по воображению «Я в волшебном лесу» (чёрно – белый граттаж). 2 занятия. | Познакомить с техникой сложного граттажа. Развивать чувство композиции. Развивать фантазию и творчество в рисовании выразительного образа леса. Воспитывать усидчивость, терпеливость. | Вхождение в ситуацию. Рассматривание иллюстраций. Эскизы леса в разных техниках. Показ техники граттаж. Анализ с выбором самого дремучего, пушистого, колючего и др. леса. | Белая бумага, свеча, гуашь, кисти, деревянная палочка. |
4 | Декоративное рисование «Букет для наших мамочек» (набрызг, печать листьями, рисование пальчиками и ладошками, шаблон). 3 занятия. (коллективная работа). | Познакомить детей с использованием шаблона для создания одинаковых изображений. Формировать эстетический вкус к составлению букетов и их изображениям. Развивать пространственные представления, чувства ритма, композиции и колорита. | Напоминание о мамином дне. Показ и объяснение действий с шаблоном. Выполнение индивидуального цветка. Собирание общего букета. Оформление картины, придумывание общего поздравления. | Тонированные листы А3, А4, гуашь, листья, шаблоны лепестков, эскизы с изображениями вариантов букетов, ножницы, клей. |
Январь
(4 занятия)
1 | Декоративное рисование-экспериментирование «Зимние узоры» | Продолжить знакомить с тонированием и смешением цветов. Развивать цветовосприятие. | Рассматривание зимних иллюстраций с выделением «зимнего» цвета, анализ необычного в изображениях. Слушание музыкальных отрывков и «сочинение» необычного зимнего цвета на палитре. | Белые и тонированные альбомные листы, гуашь, палитры, разные кисти, воск. Зимние иллюстрации, аудио запись П.И.Чайковского «Времена года» |
2 | Рисование по сказке «Птички клюют ягодки на веточке» (скатывание бумаги, рисование ладошкой и пальчиками, оттиск пробкой). 2 занятия, работа в подгруппах. | . Развивать чувство цвета, фактурности, объёмности, композиции. Воспитывать эстетически – нравственное отношение к птицам и растениям через изображение их образов. | Предложить придумать сказку о рябине и птицах и передать её в рисунке. Показ-напоминание ребёнком знакомой техники рисования. | Тонированные листы А4,сангина, гуашь, салфетки, клей, кисти. |
3 | Рисование по воображению «Я в волшебном лесу» (чёрно – белый граттаж). 2 занятия. | Познакомить с техникой сложного граттажа. Развивать чувство композиции. Развивать фантазию и творчество в рисовании выразительного образа леса. Воспитывать усидчивость, терпеливость. | Вхождение в ситуацию. Рассматривание иллюстраций. Эскизы леса в разных техниках. Показ техники граттаж. Анализ с выбором самого дремучего, пушистого, колючего и др. леса. | Белая бумага, свеча, гуашь, кисти, деревянная палочка. |
4 | Декоративное рисование «Букет для наших мамочек» (набрызг, печать листьями, рисование пальчиками и ладошками, шаблон). 3 занятия. (коллективная работа). | Познакомить детей с использованием шаблона для создания одинаковых изображений. Формировать эстетический вкус к составлению букетов и их изображениям. Развивать пространственные представления, чувства ритма, композиции и колорита. | Напоминание о мамином дне. Показ и объяснение действий с шаблоном. Выполнение индивидуального цветка. Собирание общего букета. Оформление картины, придумывание общего поздравления. | Тонированные листы А3, А4, гуашь, листья, шаблоны лепестков, эскизы с изображениями вариантов букетов, ножницы, клей. |
Февраль
(4 занятия)
1 | Рисование спомобом тычка «Снегири на ветке» | Формировать у детей обобщенное представление о птицах, пробуждать интерес к известным птицам, расширять знания о перелетных птицах, упражнять в рисовании снегирей | Рассматривание зимних иллюстраций с выделением «зимнего» цвета, анализ необычного в изображениях. Слушание музыкальных отрывков и «сочинение» необычного зимнего цвета на палитре. | Белые и тонированные альбомные листы, гуашь, палитры, разные кисти, воск. Зимние иллюстрации, аудио запись П.И.Чайковского «Времена года» |
2 | « в зимнем лесу» | Кляксография использование трафаретов | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа | Тонированные листы А4,сангина, гуашь, салфетки, клей, кисти,трафареты |
3 | Подарок папе. | разные | Вызывать желание порадовать пап и дедушек | Материал для аппликации |
4 | «Наша улица» | Печатание, набрызг, силуэтное рисование | Развивать наблюдательность, художественный вкус,умение находить средства выразительности | Листы бумаги, гуашь, печати,манка, тычки, мятая бумага,клей |
Март
(4 занятия)
1 | Декоративное рисование «Букет для наших мамочек» (набрызг, печать листьями, рисование пальчиками и ладошками, шаблон). 3 занятия. (коллективная работа). | Познакомить детей с использованием шаблона для создания одинаковых изображений. Формировать эстетический вкус к составлению букетов и их изображениям. Развивать пространственные представления, чувства ритма, композиции и колорита. | Напоминание о мамином дне. Показ и объяснение действий с шаблоном. Выполнение индивидуального цветка. Собирание общего букета. Оформление картины. Любование. | Тонированные листы А3, А4, гуашь, листья, шаблоны лепестков, эскизы с изображениями вариантов букетов, ножницы, клей. |
2 | Создание общего панно «Чудесные бабочки» (тычкование, монотипия). 1занятие. | Познакомить с техникой «монотипия». Развивать представления детей о симметрии как о средстве выразительности. Воспитывать дружеские взаимоотношения через создание общей работы. | Загадывание загадки о бабочке. Рассматривание иллюстраций бабочек, отметить их симметричность. Объяснение и показ художественной техники – монотипия. Выполнение работы детьми. Выбор ярких, нежных, симметричных бабочек. Оформление общего панно. | Альбомные листы, силуэты бабочек, иллюстрации с изображением бабочек. |
3 | Выставка картин художников – портретистов. | Знакомить с жанром изобразительного искусства – портретом и автопортретом, обращать внимание детей на их образную выразительность. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать культуру восприятия новой информации. | Пригласить детей на выставку картин русских художников-портретистов, изображающих детей. Беседа по репродукциям. Вопросы воспитателя и вопросы детей. Чтение стихов о детях. Д/и «Фоторобот». | Репродукции картин художников-портретистов. |
4 | Рисование по представлению «Мой портрет» (восковые карандаши, цветные карандаши, фломастеры). 1 занятие. | Продолжать знакомить с жанром изобразительного искусства – портретом и автопортретом, обращать внимание детей на их образную выразительность. Развивать чувство композиции. Поддерживать личностное творческое самопознание через отображение в рисунке особенностей своей внешности. | Показ репродукций портретов, чтение стихотворения «Портрет». Рассматривание своего лица в зеркале. Показ рисования пропорционального лица. Демонстрация работ в разных техниках. Рисование автопортрета детьми. Просмотр рисунков и рассказы детей о себе. | Зеркала, фотографии, репродукции портретов, листы бумаги А3, А4, уголь восковые карандаши, уголь. |
Апрель
(4 занятия)
1 | « Звездное небо» | Печать паралоном по трафарету,набрызг | Создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг ,и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Тонированные листы А3, А4, гуашь, листья, шаблоны, паралон |
2 | «Пасхальное яйцо» | Торцевание | Создавать работу в технике торцевания. | Салфетки, основа яйца из пластилина, паста от ручки или стержень |
3 | «Расцвели Одуванчики» | Пастель | Рисование цветов в пастельной технике. Расширять знание о весенних цветах | Бумага, пастель, влажная тряпочка |
4 | «Фруктовое Мороженое» | Рисование мыльными пузырями | Закреплять технику рисования мыльными пузырями. Развивать цветовосприятие и чувство композиции | Листы бумаги, гуашь, мыльный раствор, коктейльные трубочки |
Май
( 4 занятия)
1 | «Салют в городе» | Граттаж | Осваивать новый способ рисования. Воспитывать интерес к художественному экспериментированию. Упражнять в использовании таких средств выражения как линия, штрих. | Лист плотной бумаги, свеча, тушь, жидкое мыло, кисть, заостренная палочка, трафареты, иллюстрации. |
2 | « Улитка» | Ниткография | Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику и координацию движения рук. | Нитки №10,цветная гуашь, белая или цветная бумага |
3 | «Разноцветные бабочки» | Монотипия, обведение ладони, кулака. | Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения испрользовать технику монотипия « старая форма, новое содержание» ( ладошка с сомкнутыми пальцами-большое крыло, кулак-маленькое) Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков. Учить изображать бабочку, используя определенную гамму цветов. | Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандашь, принадлежности для рисования |
4 | Итоговая выставка рисунков | Рассматривание с детьми рисунков. Поощрять их за работу в течении года. | Рисунки детей за год. |
4.ОЦЕНОЧНЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
4.1. Диагностический материал
Задание по рисованию (творчество и исполнительство).
Тема: «Чем я люблю заниматься»
Детям предлагаются различные изобразительные материалы: краски с кисточками, карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры.
Анализ.
В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественнообразную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.
Уровни художественного развития:
Интерпритация данных:
(С) — дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.
(НС) — в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.
(Т)- дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.
Творческое задание «Дорисовывание кругов»
(автор Комарова Т. С.)
Задание на дорисовывание шести кругов, носившее диагностотеский характер, состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предмета, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностического задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.
Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность»—количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.
Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе.
(С)—ставится тем детям, которые наделяли предмет ориганальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверюшек (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа.
(НС)-средний уровень — ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все кру-га, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.).
(Т)—низкий балл — ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).
4.2.Способы определения результатов освоения программы (Средняя, старшая)
Из обучающих задач складываются диагностические критерии усвоения программы: (Средняя, старшая)
Ф.И. обучающегося | владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа | Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты) | Знают жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии). | Характер линии. | Средства выразительности,а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция. |
. Методика "Солнце в комнате" Основание. Реализация воображения. | Тест «Незаконченный рисунок». | Беседа « Поход в музей» | Задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса. | Творческое задание «Дорисовывание кругов» |
Из обучающих задач складываются диагностические критерии усвоения программы: ( подготовительная)
Ф.И. обучающегося | владение разными материалами и инструментами Декор адекватно теме (замыслу). | Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты) | Знают жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии). | Характер линии. Эстетические суждения и оценки. | Средства выразительности,а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция. |
. Методика "Солнце в комнате" Основание. Реализация воображения. | Тест «Незаконченный рисунок». | Беседа « Поход в музей» | Задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса. | Творческое задание «Дорисовывание кругов» |
Критерии оценки обозначаются так:
Т – точка роста
НС – Находится на стадии формирования
С – навык сформирован
4.3.Методический материал
В работе используются изобразительные материалы:
Гуашь, тарелочки для краски, салфетки, вода, тычки, обои, иллюстрации с изображением подсолнухов, Репродукции пейзажей И.Левитана, Васильева,
и других пейзажистов. Листы А-3, двойные альбомные листы, гуашь, печатки, листья, мягкие и жесткие кисти, тычки. Образцы художественных техник рисования, выполненных воспитателем.
Репродукции картин. Альбомные листы и
¼ ватмана, восковые мелки, акварель, кисти, печатки, губка.
Осенние листья различных деревьев, эскизы педагога, материалы для печати, альбомные листы, тарелочки, кисти, цветная бумага.
Тонированные листы формата А3 синего, фиолетового, голубого цветов. Акварель, гуашь, кисти, поролон, печатки из картофеля, жёлтые салфетки, пастель, иллюстрации с изображением цыплят в разных техниках и в книгах Чарушина. Шапочки цыплят для обыгрывания стих.
Сангина, жесткая кисть, скомканная бумага, иллюстрации с изображением животных.
Иллюстрации и репродукции картин русских пейзажистов, бумага голубого и серого цвета, поролоновые тычки.Тонированные, эскизы с изображениями вариантов букетов, ножницы,
клей. Альбомные листы, силуэты бабочек, иллюстрации с изображением бабочек.
Репродукции картин художников-портретистов. Зеркала, фотографии, репродукции портретов, листы бумаги А3, А4, уголь восковые карандаши, уголь. Крупы,свечи, парафин, сернила, двойные салфетки, с изображением, нитки № 10, восковые мелки, акварель, уголь, альбомные листы, репродукции, фотографии.
Фонотека, для прослушивания во время занятий, игры-презентации « кто такой художник», «живопись».
Конспекты занятий в ИЗО студии И. А. Лыковой «Изобразительное творчество в детском саду», И.А Лыкова, Н.Е. Васюкова Изо деятельность и детская литература Мир сказки»
4.4. Условия реализации программы
Занятия осуществляются во второй половине дня в Изо студии , которая оснащена необходимым материалом, для проведения кружковой работы.
4.5.Программно – методическое обеспечение
С.К.Кожохина. «Путешествие в мир искусства». Программа развития детей дошкольного и младшего возраста на основе изодеятельности. ТЦ «Сфера», М. 2002.
Т.А.Копцева «Природа и художник». Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. ТЦ «Сфера», М. 2006.
«Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г.Казаковой. ТЦ «Сфера», М. 2005.
И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников». Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2002.
5)Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007