Мастер класс
по русскому языку
2 класс
Тема:» Проблемное обучение,как способ реализации деятельностного подхода на уроках русского языка».
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1ст.Ольгинской
Багаевская Светлана Николаевна
Тема «Разделительный мягкий знак»
Цели:
Предметные:
1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»
2) Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак, обозначать звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь.
3) Воспитывать интерес к изучению русского языка, к исследовательской работе.
Метапредметные:
личностные действия
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении
Оборудование: карточки для исследовательской работы, таблица-схема, тесты, презентация.
Слово учителя:
В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Тема сегодняшнего мастер класса «Разделительный мягкий знак» И я постараюсь создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»,
показать ту проблему, когда дети сталкиваются с тем, какой мягкий знак здесь нужен? (ь – показатель мягкости или разделительный мягкий знак?)
Ход занятия.
I.Мотивационный этап
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать
Как согласную читать.
II. Актуализация знаний
Что вы знаете о букве- мягкий знак? Какая особенность у этой буквы
( она не обозначает звука)
Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак?
указывает на мягкость предшествующего согласного
Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.
III.Словарная работа :
(задание для 1 группы)
Вставьте пропущенные буквы.
К…ньки, т...традь, учит…ль, м…рковь, п...льто, м…дведь.
Проверка на слайде:
Что это за слова?(словарные)
Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)
- На какие 2 группы можно разделить эти слова?
(слова с ь знаком в конце, в середине).
-Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах?
(указывает на мягкость предшествующего согласного)
Значит, где пишется ь знак-показатель мягкости?
( между согласными в середине слова, и после согласной на конце слова)
Задание для 2 группы:
Назовите 10 слов с мягким знаком между согласными в середине слова
10 слов с мягким знаком на конце слов
10 слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн, где ь не пишется
Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?
-Хотите узнать?
-Тогда за работу!
ΙV. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1.Создание проблемной ситуации. (Задание для 3 группы).
-Соедините части слов с ь.
мед нье
варе рель
ап лья
ска варь
кры ведь
сло мья
- Проверка по слайду.
-Что вы можете сказать об этих словах?
(во всех словах в середине пишется ь)
- разделите данные слова на две группы и объясните по какому принципу вы разделили слова на группы?
(Разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости. )
В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите.
(Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согласного пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости)
А во втором…? Слова с разделительным мягким знаком. Докажите!
2. Постановка проблемного вопроса.
В чём затруднение?
(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разделительным ь)
Сформулируйте проблему ?
(не знаем правило правописания слов с разделительным ь )
Следовательно нам предстоит ответить на 2 вопроса.
1.Для чего нужен разделительный ь?
2. Узнать, когда пишется разделительный ь знак?
V. Открытие новых знаний.
1.Наблюдение над словами (на слайде)
- Индивидуальное задание.
Прочитайте. Вставьте ь, где это следует.
Дружна наша сем..я. Вот сем..я огурца. Красивы рога олен..я. Олен..и рога дороги. Скоро дожд.. пол..ёт. Птицы собралис.. в полёт. Сол..ю суп сол..ю.
- (слайд со вставленными буквами)
Ниже выпишем эти пары слов:
семя – семья
оленя – оленьи
полёт – польёт
солю - солью
2. Прочитайте слова 2 столбика, послушайте как они звучат.
Что заметили? (слова как-будто разделились на 2 части)
Прочитайте слова без ь. Что произошло? (буквы слились, слово потеряло смысл)
Значит какую букву нужно писать, когда мы произносим слова таким образом, как – будто они разделились на две части и при этом согласный звучит мягко и слышим звук Й? (мягкий знак- разделительный)
3.- А объясните лексическое
значение слова – семья.
Семья – объединение людей, сплоченных общими интересами
- Объясните лексическое значение нового слова –
семя.
Семя -зерно, из которого развивается
новое растение.
- Разные слова?
Какой мы можем сделать вывод?
(Мягкий знак меняет значение слова )
- Ребята, мы ответили с вами на первый вопрос «Для чего нужен
разделительный мягкий знак?».
4.И так делаем вывод:
Разделительный мягкий знак разделяет буквы гласных и буквы согласных .
Разделительный мягкий знак нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук (й).
VI. Наблюдение над написанием ь в словах.
Я предлагаю вам провести исследовательскую работу в группах чтобы узнать когда пишется разделительный мягкий знак?
Для этого выполните задания на карточках.
Деревья, белье, ульи, ночью, веселье.
Семья,ружьё,воробьи,счастье,полью
Колья,соловьи,здоровье,бельё,солью
а) прочитай слова
б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркните одной линией;
в) букву, которая написана после ь знака - подчеркните двумя линиями;
г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?
- Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак.
Разделительный мягкий знак пишется после_согласных____________, перед гласными__е,ё,и, ю,я_________)
Слайд.
VII. Итог урока.
Рефлексия
- Когда в словах пишется ь разделительный?
Работа по карточкам.
Есть ь разделительный +, если нет –
а | б | в | |
1. | гостья | вьюга | льет |
2. | счастье | гость | снег |
3. | оладьи | платье | семья |
4. | медведь | голубь | ружьё |
5. | веселье | жилье | гроздья |
Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась"пятерка"?
Эту оценку вы получаете сегодня за работу на нашем мастер классе.