Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проблемное обучение,как способ реализации деятельностного подхода на уроках русского языка»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мастер класс

по русскому языку

2 класс

Тема:» Проблемное обучение,как способ реализации деятельностного подхода на уроках русского языка».

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1ст.Ольгинской

Багаевская Светлана Николаевна

Тема «Разделительный мягкий знак»

Цели:

Предметные:

1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»

2) Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак, обозначать звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь.

3) Воспитывать интерес к изучению русского языка, к исследовательской работе.

Метапредметные:

личностные действия

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

мотивация к творческому труду, к работе на результат.

регулятивные действия

ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

готовность слушать собеседника и вести диалог;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении

Оборудование: карточки для исследовательской работы, таблица-схема, тесты, презентация.

Слово учителя:

В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

Тема сегодняшнего мастер класса «Разделительный мягкий знак» И я постараюсь создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»,

показать ту проблему, когда дети сталкиваются с тем, какой мягкий знак здесь нужен? (ь – показатель мягкости или разделительный мягкий знак?)

Ход занятия.

I.Мотивационный этап

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать

Как согласную читать.

II. Актуализация знаний

Что вы знаете о букве- мягкий знак? Какая особенность у этой буквы

( она не обозначает звука)

Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак?

указывает на мягкость предшествующего согласного

Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.

III.Словарная работа :

(задание для 1 группы)

Вставьте пропущенные буквы.

К…ньки, т...традь, учит…ль, м…рковь, п...льто, м…дведь.

Проверка на слайде:

Что это за слова?(словарные)

Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)

- На какие 2 группы можно разделить эти слова?

(слова с ь знаком в конце, в середине).

-Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах?

(указывает на мягкость предшествующего согласного)

Значит, где пишется ь знак-показатель мягкости?

( между согласными в середине слова, и после согласной на конце слова)

Задание для 2 группы:

Назовите 10 слов с мягким знаком между согласными в середине слова

10 слов с мягким знаком на конце слов

10 слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн, где ь не пишется

Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?

-Хотите узнать?

-Тогда за работу!

ΙV. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

1.Создание проблемной ситуации. (Задание для 3 группы).

-Соедините части слов с ь.

мед нье

варе рель

ап лья

ска варь

кры ведь

сло мья

- Проверка по слайду.

-Что вы можете сказать об этих словах?

(во всех словах в середине пишется ь)

- разделите данные слова на две группы и объясните по какому принципу вы разделили слова на группы?

(Разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости. )

В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите.

(Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согласного пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости)

А во втором…? Слова с разделительным мягким знаком. Докажите!

2. Постановка проблемного вопроса.

В чём затруднение?

(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разделительным ь)

Сформулируйте проблему ?

(не знаем правило правописания слов с разделительным ь )

Следовательно нам предстоит ответить на 2 вопроса.

1.Для чего нужен разделительный ь?

2. Узнать, когда пишется разделительный ь знак?

V. Открытие новых знаний.

1.Наблюдение над словами (на слайде)

- Индивидуальное задание.

Прочитайте. Вставьте ь, где это следует.

Дружна наша сем..я. Вот сем..я огурца. Красивы рога олен..я. Олен..и рога дороги. Скоро дожд.. пол..ёт. Птицы собралис.. в полёт. Сол..ю суп сол..ю.

- (слайд со вставленными буквами)

Ниже выпишем эти пары слов:

семя – семья

оленя – оленьи

полёт – польёт

солю - солью

2. Прочитайте слова 2 столбика, послушайте как они звучат.

Что заметили? (слова как-будто разделились на 2 части)

Прочитайте слова без ь. Что произошло? (буквы слились, слово потеряло смысл)

Значит какую букву нужно писать, когда мы произносим слова таким образом, как – будто они разделились на две части и при этом согласный звучит мягко и слышим звук Й? (мягкий знак- разделительный)

3.- А объясните лексическое

значение слова – семья.

Семья – объединение людей, сплоченных общими интересами

 - Объясните лексическое значение нового слова –

семя.

Семя -зерно, из  которого развивается

новое растение.

- Разные слова?

Какой мы можем сделать вывод?

(Мягкий знак меняет значение слова )

- Ребята, мы ответили с вами на первый вопрос «Для чего нужен

разделительный мягкий знак?».

4.И так делаем вывод:

Разделительный мягкий знак разделяет буквы гласных и буквы согласных .

Разделительный мягкий знак нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук (й).

VI. Наблюдение над написанием  ь  в словах.

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу в группах чтобы узнать когда пишется разделительный мягкий знак?

Для этого выполните задания на карточках.

Деревья, белье, ульи, ночью, веселье.

Семья,ружьё,воробьи,счастье,полью

Колья,соловьи,здоровье,бельё,солью

а) прочитай слова

б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркните одной линией;

в) букву, которая написана после ь знака - подчеркните двумя линиями;

г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?

- Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак пишется после_согласных____________, перед гласными__е,ё,и, ю,я_________)

Слайд.

VII. Итог урока.

Рефлексия

- Когда в словах пишется ь разделительный? 

Работа по карточкам.

Есть ь разделительный +, если нет –

а

б

в

1.

 гостья

вьюга

льет

2.

 счастье

гость

снег

3.

 оладьи

платье

семья

4.

 медведь

голубь

ружьё

5.

 веселье

жилье

гроздья

        

Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась"пятерка"?

Эту оценку вы получаете сегодня за работу на нашем мастер классе.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области