«Доброму везде добро».
Проектная деятельность
по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Краткая аннотация проекта
В нашем современном обществе в общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня и у детей дошкольного возраста. Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами. Актуальность данного проекта заключается именно в том, что у детей формируются первоначальные представления о нравственности; формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений.
Целью проекта «Доброму везде добро» является система воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.
Участники проекта: дети 3-4 лет, их родители, педагоги: воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель.
Сроки реализации проекта сентябрь 2018 г. - май 2019 г.
Задачи проекта сформулированы для всех участников.
Ожидаемые результаты проекта:
у детей сформируются начальные представления о добре, добрых поступках; дети научатся помогать взрослым, друг другу; повысится способность договариваться между собой;
у педагогов сформируются необходимые профессиональные компетенции;
у родителей повысится компетентность в вопросах воспитания и социально-коммуникативного развития детей.
Описание учреждения (организации)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребёнка - детский сад №504». Год основания учреждения-1991.Адрес:630008,Новосибирск,Белинского1а; контакты:(383)210-27-64,(383) 217-95-91, ds, http://ds-504.edu54.ru/
Воспитанников 375 человек. Групп 13, из них: 2 для детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 до 4 лет; 1-общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 3 до 7 лет; 6-комбинированной направленности для детей с ТНР в возрасте от 5 до 7 лет; 3-оздоровительной направленности для детей с нарушениями ОДА в возрасте от 5 до 7 лет; 1-оздоровительной направленности для детей от 3 до 7 лет.
История детского сада: 1993г.-1995г.-оборудование столовой для детей, открытие группы для тубинфицированных детей и изостудии «Семицветик»,открытие зимнего сада «Чудеса природы», 2-х групп для детей с ТНР, логопедического кабинета; 1998г.-2002г.-открытие 5-и групп для детей с нарушениями ОДА, оборудование зала ЛФК, открытие второго логокабинета, учреждение получило статус «Центр развития детей»; 2012г.-2017г.-открытие кабинета педагога-психолога, открытие третьего логокабинета. Педагоги и воспитанники активно участвуют в конкурсах, соревнованиях, занимают призовые места.
Деятельность учреждения направлена на создание образовательного пространства, обеспечивающего укрепление здоровья, разностороннее развитие ребенка, формирование у него творческих способностей, интеллектуальных возможностей, соответствующих требованиям социального заказа государства и семьи. Перспектива развития учреждения: внедрение профстандарта; совершенствование материально-технического и программного обеспечения; внедрение развивающих технологий обучения и информационных; совершенствование системы взаимодействия с семьями воспитанников; расширение спектра дополнительных образовательных услуг.
Постановка проблемы
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, так как приобщение к социальному миру всегда было приоритетным в процессе формирования личности ребёнка. Поэтому данное направление является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Целевыми ориентирами по ФГОС стали:
Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
Уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.
Владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.
В настоящее время, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В настоящее время особое внимание уделяется негативному влиянию семьи на развитие личности ребенка дошкольного возраста
В соответствии с ФГОС ДО одно из условий, необходимых «для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», — «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Обоснование актуальности проекта.
Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий.
Социально-коммуникативное развитие дошкольника необходимо рассматривать как результат влияния многих факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести систему норм, правил и требований общества и ближайшего окружения ребенка. А внутренним фактором выступает процесс, идущий в соответствии с внутренними предпосылками: возрастными и функциональными возможностями ребенка, благодаря которым осуществляется отбор, принятие и присвоение ценностного содержания.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка, в котором возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения и ребенок сам начинает определять свою собственную деятельность. Возникновение произвольного поведения является предпосылкой социальной ориентации ребенка дошкольного возраста. Поведение ребенка становится опосредованным нормами и правилами поведения, впервые создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Осознание своего поведения и начало личного самопознания – одна из характеристик социальной ориентации ребенка дошкольного возраста. Ребенок понимает, что он умеет, а что нет, он знает свое место в системе отношений с другими людьми, осознает не только действия, но и внутренние переживания, он открывает свою внутреннюю жизнь, которая и составляет суть личного самопознания.
Основы социально - коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей.
Нормативно-правовую основу для разработки Программы составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября . № 1155) – (далее по тексту ФГОС ДО);
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая . № . Москва);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа . № 1014);
Устав Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад № 504».
Основная образовательная программа МКДОУ ЦРР детского сада № 504 Октябрьского района г. Новосибирска, с использованием авторской программы «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: разработать систему воспитание у детей 3-4 лет положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
для детей: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье;
для родителей: участие родителей в реализации проекта через совместную деятельность: вместе с детьми посмотреть и обсуждать мультфильмы о дружбе; читать детям сказки о дружбе; беседовать с ними о дружбе;
для педагогов: формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми; учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки; способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному их развитию.
Продолжительность проекта: долгосрочный с 01.09.2018 г. по 31.05.2019г.
Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный.
В проекте участвуют:
-воспитатель группы
-дети группы
-родители детей.
Первый этап – подготовительный
Видыдеятельности | Местопроведения | Срок | Ответственный |
Изучение методических материалов, планирование работы. | МКДОУ ЦРР д/с № 504 | Сентябрь 2018 г. | Воспитатель |
Проведение диагностических мероприятий среди детей и родителей | МКДОУ ЦРР д/с № 504 | Сентябрь- Октябрь 2018 г. | Воспитатель Старший воспитатель |
Второй этап – основной
Видыдеятельности | Местопроведения | Срок | Ответственный |
Участие в проекте воспитателя | |||
Составить Тематическийплан | группа | Сентябрь- Ноябрь 2018 г. | Воспитатель |
Изготовить дидактические пособия (картотека игр) | группа | в течение реализации проекта | Воспитатель |
Совершенствовать развивающую среду в группе для творческой деятельности | группа | в течение реализации проекта | Воспитатель |
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Выставка, презентация | группа музыкальный зал | Май 2019 г. | Воспитатель Старший воспитатель |
Участие в проекте родителей | |||
Беседы, Лектории «Какие игры использовать для развития духовно-нравственной личности». | группа | в течение реализации проекта | Воспитатель, родители |
Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью» | группа | в течение реализации проекта | Воспитатель, родители |
Акция «Полечите книжку». (ремонт книг дома совместно родителей и детей), | В течение реализации проекта | Родители | |
Участие в проекте детей | |||
Беседы с детьми на темы: «Секреты дружбы», «Умеешь ли ты дружить», «Играть нужно дружно», «Хорошие и плохие поступки», «Волшебные слова», «Беседа о жадности и грубости», «Кого называют другом?» | группа | в течение реализации проекта | Воспитатель |
Игра – драматизация по стихотворению З. Мошковской «Вежливое слово». Драматизация сказок: «Ёжик и белочка», «Теремок». | группа | Октябрь 2018 г. Ноябрь 2018 г. | Воспитатель |
Разучиваниепесни: «Песенкадрузей». | Группа Музыкальный зал | Декабрь | Воспитатель Музыкальный руководитель |
НОД «Дружба и друзья»; | группа | Январь 2019 г. | Воспитатель |
Дидактические игры «Давайте познакомимся!» «Угадай, ктопозвал», «Назови ласково» «Магазин вежливых слов» «Чудесный мешочек» «Почемучка» «Комплименты». | в течение реализации проекта | ||
Чтение и обсуждение произведений: Л.Н. Толстой «Два товарища», Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; «Три сына», Осеева «Добрые слова», стихи: А. Кузнецова «По- дружки», Е.Серова «Нехорошая история» | группа | в течение реализации проекта | Воспитатель |
Просмотр мультфильма «Под грибом» по произведению В.Г.Сутеева. Музыка: Прослушивание Музыки «Дорогоюдобра», «Доброта» (м/фпроФунтика), Барбарики«Доброта», Леопольд«Яркосветитсолнце», музыкальнаяигра - танец–«Танецвпарах» | Музыкальный зал | Январь - Март 2019 г. | Воспитатель Музыкальный руководитель |
Создание совместно с детьми «Дерева добрых дел». | группа | Апрель 2019 г. | Воспитатель Музыкальный руководитель |
Третий этап –заключительный (май 2019 г.)
Обобщение и распространение опыта работы.
Обсуждение проекта и итогов его реализации с педагогами ДОУ.
Представление проекта и итогов его реализации родителям.
Итоги проекта:
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:
- дети стали более доброжелательными по отношению друг к другу;
- более внимательными и предусмотрительными к взрослым;
- заметно уменьшились межличностные конфликты, дети уступают друг другу в играх;
- пытаются сами оценивать поведение сверстников и сравнивают его с мнением
педагога, родителя;
- радуются собственным хорошим поступкам;
- повысился интерес родителей к жизни группы;
- улучшился микроклимат в семьях воспитанников;
- повысилась культура межличностных отношений детей и взрослых.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
дети будут иметь четкое представление о доброте, добрых поступках;
дети будут знать стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки; станут охотнее их применять в совместной деятельности; обогатится словарный запас по данной теме;
центра литературы в группе пополнится книгами о добре и добрых поступках;
дети станут бережнее относиться к живому миру природы;
у детей повысится способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
Для педагога:
анализ и сбор методической и дидактической литературы;
разработка и внедрение игр, бесед, конспектов НОД, сбор фотографий по теме проекта;
формирование необходимых профессиональных компетенций, профессионального роста педагогов;
создание организационно-педагогических условий развития интереса детей к социуму в условиях сотрудничества дошкольного учреждения, семьи и социума
Для родителей
активное участие родителей в реализации проекта;
повышение компетентности членов семьи в сфере социально-коммуникативного развития детей.
Дальнейшее развитие проекта:
Ожидается дальнейшее обогащение методического материала: совместно с родителями будут обновляться дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, расширится подборка художественной литературы.
Список литературы:
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М
Василика М.А. Основы теории коммуникации:.- М.: Гардарики, 2006. - 615 с.: ил.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет
ДобровичА.Б.Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.
Дерябина О.В.Развитие социально-коммуникативного взаимодействия у заикающихся дошкольников: методические рекомендации. - Н. Новгород: Нижегородский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского, 2015. - 112 с
Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
Монина Г.Б., Е.К. Лютова - Робертс Коммуникативный тренинг
Немов Р.С.Психология. Кн. 3. Психодиагностика. 2001, 4-е изд., 640с.
Ожегов С.И.Словарь Русского языка. 24 изд., испр. - М.: ООО Издательство Оникс», 2005. - 1200 с.
Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб. Пособие для студ. Издательский центр «Академия», 2011. 288с.
Полякевич Ю.В., Г.Н. Осинина Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий/Волгоград : Учитель, 2011. - 159 с.
Репина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье.
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений.
Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд.- СПб. 2009.- 304 с.
Смирнова. Е.О, В.М. Холмогорова Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
Семанака С.И. « Уроки добра»-М.,2004г.
Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 128 с
Федеральные государственные стандарты дошкольного образования
Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.