Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проектная деятельность по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.«Доброму везде добро».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Доброму везде добро».

Проектная деятельность

по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.

Краткая аннотация проекта

В нашем современном обществе в общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня и у детей дошкольного возраста. Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами. Актуальность данного проекта заключается именно в том, что у детей формируются первоначальные представления о нравственности; формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений.

Целью проекта «Доброму везде добро» является система воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.

Участники проекта: дети 3-4 лет, их родители, педагоги: воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель.

Сроки реализации проекта сентябрь 2018 г. - май 2019 г.

Задачи проекта сформулированы для всех участников.

Ожидаемые результаты проекта:

у детей сформируются начальные представления о добре, добрых поступках; дети научатся помогать взрослым, друг другу; повысится способность договариваться между собой;

у педагогов сформируются необходимые профессиональные компетенции;

у родителей повысится компетентность в вопросах воспитания и социально-коммуникативного развития детей.

Описание учреждения (организации)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребёнка - детский сад №504». Год основания учреждения-1991.Адрес:630008,Новосибирск,Белинского1а; контакты:(383)210-27-64,(383) 217-95-91, ds, http://ds-504.edu54.ru/

Воспитанников 375 человек. Групп 13, из них: 2 для детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 до 4 лет; 1-общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 3 до 7 лет; 6-комбинированной направленности для детей с ТНР в возрасте от 5 до 7 лет; 3-оздоровительной направленности для детей с нарушениями ОДА в возрасте от 5 до 7 лет; 1-оздоровительной направленности для детей от 3 до 7 лет.

История детского сада: 1993г.-1995г.-оборудование столовой для детей, открытие группы для тубинфицированных детей и изостудии «Семицветик»,открытие зимнего сада «Чудеса природы», 2-х групп для детей с ТНР, логопедического кабинета; 1998г.-2002г.-открытие 5-и групп для детей с нарушениями ОДА, оборудование зала ЛФК, открытие второго логокабинета, учреждение получило статус «Центр развития детей»; 2012г.-2017г.-открытие кабинета педагога-психолога, открытие третьего логокабинета. Педагоги и воспитанники активно участвуют в конкурсах, соревнованиях, занимают призовые места.

Деятельность учреждения направлена на создание образовательного пространства, обеспечивающего укрепление здоровья, разностороннее развитие ребенка, формирование у него творческих способностей, интеллектуальных возможностей, соответствующих требованиям социального заказа государства и семьи. Перспектива развития учреждения: внедрение профстандарта; совершенствование материально-технического и программного обеспечения; внедрение развивающих технологий обучения и информационных; совершенствование системы взаимодействия с семьями воспитанников; расширение спектра дополнительных образовательных услуг.

Постановка проблемы

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, так как приобщение к социальному миру всегда было приоритетным в процессе формирования личности ребёнка. Поэтому данное направление является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.

Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Целевыми ориентирами по ФГОС стали:

Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

Уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.

Владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.

В настоящее время, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В настоящее время особое внимание уделяется негативному влиянию семьи на развитие личности ребенка дошкольного возраста

В соответствии с ФГОС ДО одно из условий, необходимых «для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», — «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Обоснование актуальности проекта.

Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника необходимо рассматривать как результат влияния многих факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести систему норм, правил и требований общества и ближайшего окружения ребенка. А внутренним фактором выступает процесс, идущий в соответствии с внутренними предпосылками: возрастными и функциональными возможностями ребенка, благодаря которым осуществляется отбор, принятие и присвоение ценностного содержания.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка, в котором возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения и ребенок сам начинает определять свою собственную деятельность. Возникновение произвольного поведения является предпосылкой социальной ориентации ребенка дошкольного возраста. Поведение ребенка становится опосредованным нормами и правилами поведения, впервые создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Осознание своего поведения и начало личного самопознания – одна из характеристик социальной ориентации ребенка дошкольного возраста. Ребенок понимает, что он умеет, а что нет, он знает свое место в системе отношений с другими людьми, осознает не только действия, но и внутренние переживания, он открывает свою внутреннюю жизнь, которая и составляет суть личного самопознания.

Основы социально - коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей.

Нормативно-правовую основу для разработки Программы составляют:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября . № 1155) – (далее по тексту ФГОС ДО);

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая . № . Москва);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа . № 1014);

Устав Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад № 504».

Основная образовательная программа МКДОУ ЦРР детского сада № 504 Октябрьского района г. Новосибирска, с использованием авторской программы «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: разработать систему воспитание у детей 3-4 лет положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.

В соответствии с поставленной целью определены задачи:

для детей: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье;

для родителей: участие родителей в реализации проекта через совместную деятельность: вместе с детьми посмотреть и обсуждать мультфильмы о дружбе; читать детям сказки о дружбе; беседовать с ними о дружбе;

для педагогов: формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми; учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки; способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному их развитию.

Продолжительность проекта: долгосрочный с 01.09.2018 г. по 31.05.2019г.

Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный.

В проекте участвуют:

-воспитатель группы

-дети группы

-родители детей.

Первый этап – подготовительный

Видыдеятельности

Местопроведения

Срок

Ответственный

Изучение методических материалов, планирование работы.

МКДОУ ЦРР д/с

№ 504

Сентябрь 2018 г.

Воспитатель

Проведение диагностических мероприятий среди детей и родителей

МКДОУ ЦРР д/с

№ 504

Сентябрь-

Октябрь

2018 г.

Воспитатель

Старший воспитатель

Второй этап – основной

Видыдеятельности

Местопроведения

Срок

Ответственный

Участие в проекте воспитателя

Составить

Тематическийплан

группа

Сентябрь- Ноябрь

2018 г.

Воспитатель

Изготовить дидактические

пособия (картотека игр)

группа

в течение реализации проекта

Воспитатель

Совершенствовать развивающую среду в группе для творческой деятельности

группа

в течение реализации проекта

Воспитатель

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Выставка, презентация

группа

музыкальный зал

Май 2019 г.

Воспитатель

Старший воспитатель

Участие в проекте родителей

Беседы, Лектории «Какие игры использовать для развития духовно-нравственной личности».

группа

в течение реализации проекта

Воспитатель,

родители

Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью»

группа

в течение реализации проекта

Воспитатель,

родители

Акция «Полечите книжку». (ремонт книг дома совместно родителей и детей),

В течение реализации проекта

Родители

Участие в проекте детей

Беседы с детьми на темы: «Секреты дружбы», «Умеешь ли ты дружить», «Играть нужно дружно», «Хорошие и плохие поступки», «Волшебные слова», «Беседа о жадности и грубости», «Кого называют другом?»

группа

в течение реализации проекта

Воспитатель

Игра – драматизация по стихотворению

З. Мошковской «Вежливое слово».

Драматизация сказок: «Ёжик и белочка», «Теремок».

группа

Октябрь 2018 г.

Ноябрь 2018 г.

Воспитатель

Разучиваниепесни: «Песенкадрузей».

Группа

Музыкальный зал

Декабрь

Воспитатель

Музыкальный руководитель

НОД «Дружба и друзья»;

группа

Январь 2019 г.

Воспитатель

Дидактические игры

«Давайте познакомимся!»

«Угадай, ктопозвал», «Назови ласково»

«Магазин вежливых слов»

«Чудесный мешочек»

«Почемучка»

«Комплименты».

в течение реализации проекта

Чтение и обсуждение произведений:

Л.Н. Толстой «Два товарища»,

Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; «Три сына»,

Осеева «Добрые слова», стихи:

А. Кузнецова «По- дружки»,

Е.Серова «Нехорошая история»

группа

в течение реализации проекта

Воспитатель

Просмотр мультфильма «Под грибом» по произведению В.Г.Сутеева.

Музыка:

 Прослушивание

Музыки

«Дорогоюдобра», «Доброта» (м/фпроФунтика), Барбарики«Доброта», Леопольд«Яркосветитсолнце», музыкальнаяигра - танец–«Танецвпарах»

Музыкальный зал

Январь -

Март 2019 г.

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Создание совместно с детьми «Дерева добрых дел».

группа

Апрель 2019 г.

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Третий этап –заключительный (май 2019 г.)

Обобщение и распространение опыта работы.

Обсуждение проекта и итогов его реализации с педагогами ДОУ.

Представление проекта и итогов его реализации родителям.

Итоги проекта:

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:

- дети стали более доброжелательными по отношению друг к другу;

- более внимательными и предусмотрительными к взрослым;

- заметно уменьшились межличностные конфликты, дети уступают друг другу в играх;

- пытаются сами оценивать поведение сверстников и сравнивают его с мнением

педагога, родителя;

- радуются собственным хорошим поступкам;

- повысился интерес родителей к жизни группы;

- улучшился микроклимат в семьях воспитанников;

- повысилась культура межличностных отношений детей и взрослых.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

дети будут иметь четкое представление о доброте, добрых поступках;

дети будут знать стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки; станут охотнее их применять в совместной деятельности; обогатится словарный запас по данной теме;

центра литературы в группе пополнится книгами о добре и добрых поступках;

дети станут бережнее относиться к живому миру природы;

у детей повысится способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.

Для педагога:

анализ и сбор методической и дидактической литературы;

разработка и внедрение игр, бесед, конспектов НОД, сбор фотографий по теме проекта;

формирование необходимых профессиональных компетенций, профессионального роста педагогов;

создание организационно-педагогических условий развития интереса детей к социуму в условиях сотрудничества дошкольного учреждения, семьи и социума

Для родителей

активное участие родителей в реализации проекта;

повышение компетентности членов семьи в сфере социально-коммуникативного развития детей.

Дальнейшее развитие проекта:

Ожидается дальнейшее обогащение методического материала: совместно с родителями будут обновляться дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, расширится подборка художественной литературы.

Список литературы:

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М

Василика М.А. Основы теории коммуникации:.- М.: Гардарики, 2006. - 615 с.: ил.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет

ДобровичА.Б.Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.

Дерябина О.В.Развитие социально-коммуникативного взаимодействия у заикающихся дошкольников: методические рекомендации. - Н. Новгород: Нижегородский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского, 2015. - 112 с

Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению.

Монина Г.Б., Е.К. Лютова - Робертс Коммуникативный тренинг

Немов Р.С.Психология. Кн. 3. Психодиагностика. 2001, 4-е изд., 640с.

Ожегов С.И.Словарь Русского языка. 24 изд., испр. - М.: ООО Издательство Оникс», 2005. - 1200 с.

Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб. Пособие для студ. Издательский центр «Академия», 2011. 288с.

Полякевич Ю.В., Г.Н. Осинина Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий/Волгоград : Учитель, 2011. - 159 с.

Репина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье.

Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений.

Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд.- СПб. 2009.- 304 с.

Смирнова. Е.О, В.М. Холмогорова Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

Семанака С.И. « Уроки добра»-М.,2004г.

Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 128 с

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования

Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области