Введение
Каждый человек в своей жизни хотя бы один раз любовался красивым блеском кристаллов. Они завораживают своими правильными формами, большим разнообразием расцветок. Человечество с древних времен изучает свойства кристаллов. Кристаллы, как и живые существа, могут зарождаться, расти, стареть и разрушаться.
В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять полученные знания в практической деятельности.
Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых затрат.
Кристаллы играют большую роль в жизни человека. Их используют в качестве украшений, элементов декора, в науке и технике. Зная структуру кристаллов, можно управлять их свойствами.
Например, соль. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная!
(этапы работы над проектом)
Первый этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.
Цельисследовательской работы: выращивание кристаллов медного купороса и поваренной соли в группе детского сада.
Задачи:
изучить литературу по теме;
выяснить, откуда берется соль и медный купорос;
узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная?
исследовать свойства соли опытным путем;
исследовать медный купорос опытным путем;
познакомиться со способами выращивания кристаллов;
провести наблюдения за процессом образования кристаллов (кристаллизации);
Объект исследования: кристаллы медного купороса и соли.
Предмет исследования: медный купорос, соль.
Мы выдвинули гипотезу, что кристаллы соли и медного купороса могут появиться при создании определенных условий. Кристаллы можно вырастить в группе детского сада.
Участники проекта:
воспитатель;
дети старшей группы;
родители;
Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой.
Масштаб проекта: краткосрочный,
Предполагаемые результаты:
расширить и систематизировать знания детей о соли, медном купоросе, их свойствах;
развить познавательные умения через опытно – экспериментальную деятельность;
дети должны уметь анализировать и делать выводы, фиксировать полученный результат.
Продукт исследовательской работы: выращенные кристаллы из поваренной соли и медного купороса.
Реализация проекта осуществляется по направлениям:
исследовательская деятельность;
речевое развитие;
социально-личностное развитие ребенка;
художественно-эстетическое развитие ребенка.
Пути реализации проекта:
Изучение литературы по теме проекта.
Показ презентации: «Загадочный мир минералов»
на тему: «Необыкновенная соль – в обыкновенном мире»
«Удивительный медный купорос»
Чтение литературы «Серебряное копытце» П.Бажова и И.Н.Рыжова «О чём шептались камни».
Экскурсия в детскую библиотеку «Хозяйка медной горы»
Выращивание кристалла: кристаллизация соли, кристаллизация морской соли ароматизированной.
«Что таят в себе кристаллы медного купороса?»
«Полезные свойства соли»