Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок-исследование для 5 класса «Эвенки - коренной народ Прибайкалья»

Эффективными формами изучения традиционной культуры в учебной деятельности являются уроки истории, направленные на развитие познавательной активности исследование, путешествие, практикум, семинар, дискуссия. Знакомясь с духовной и материальной культурой коренных народов, школьники осваивают и принимают нравственные богатства изучаемого народа, что в свою очередь приводит к пониманию исторической действительности, освоению нравственных ценностей прошлого, осознанию общечеловеческой морали и воспитанию нравственных качеств личности. Публикация материала представлена с целью обмена педагогическим опытом.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект урока

Урок-исследование для 5 класса по теме:

«Эвенки - коренной народ Прибайкалья»

Цель урока: продолжить знакомство обучащихся с историей родного края на примере эвенков - коренного народа Прибайкалья.

Задачи:

Обучающие - формирование знаний о традиционной культуре эвенков.

Развивающие - развивать познавательную активность учащихся,

умение анализировать исторические факты и применять их в новых условиях;

- способствовать развитию внимания и умения самостоятельно делать выводы, навыка работы с исторической картой и историческими источниками, с лентой времени;

- способствовать развитию творческого воображения.

Воспитательные - воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой Родине;

- повышение интереса к истории, к культурному наследию своего края.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы учащихся: Индивидуальная, групповая.

Оборудование: карты «Центральная Азия в древности», «Российское государство XVII в.», компьютер, карточки с заданиями.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Этап

урока

Этап

урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Орг. момент

Цель этапа: психологический

настрой на урок.

Концентрация внимания учащихся, проверка подготовки учеников к уроку

Приветствие учителя.

1 мин

2

Подготовка к основному этапу занятия

Цель этапа: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели

учебно-познавательной

деятельности, актуализация

опорных знаний и умений.

Мы с вами изучили историю Древнего Востока, познакомились с образом жизни и основными занятиями народов, культурой древних цивилизаций.

На прошлом уроке мы закончили изучение первых государств Юго – Восточной Азии. Назовите эти государства и время их существования.

Из наших прошлых уроков вы знаете, что территория байкальского региона была населена ещё до нашей эры. Вспомните, какие коренные народы проживали в Предбайкалье? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Правильно.

Сегодня мы познакомимся с эвенками - кочевниками -оленеводами.

Запишите тему и план урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы

Предполагаемые ответы:

Древние Индия и Китай.

Курыканы, буряты,

эвенки.

О народах, живущих в Предбайкалье.

Об эвенках.

3 мин

3

Актуализация изученного материала

Цель этапа: актуализация

опорных знаний и умений

Для начала вспомним, что мы узнали из урока «Археологическая экспедиция на озеро Байкал».

(см. Приложение 1)

Работа в парах,

выполнение задания на карточках

3 мин

4

Изучение нового материала

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей

и отношений в объекте изучения

1.Работа с картой.

Посмотрите на карту, определите и обозначьте район нашего исследования. Назовите водоёмы.

Индивидуальная работа:

записи в тетрадях, ответ по карте у доски.

Работа в группах: изучение текста, представление результатов работы.

2 мин

18 мин

2. Работа с текстом.

(см. Приложение 2)

Богатая и щедрая Прибайкальская тайга, привлекала своими дарами древних охотников, кочевавших за добычей по просторам Сибири, и вот на эти земли пришли эвенки, прежде называвшиеся тунгусами. Сегодня мы познакомимся с одним из коренных народов - эвенками.

Разделитесь на группы, прочитайте текст об эвенках, выполните задания. ( в конце текста).

Сделайте выводы и представьте результат (устный ответ).

3. Физминутка.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполнение упражнения

2 мин

4. Смотрим слайды с иллюстрациями (жильё, одежда, утварь, занятия эвенков)

Просмотр презентации

3 мин

5

Обобщение и систематизация знаний

Цель этапа: формирование целостной системы знаний по теме.

Задание: «Путаница». 

Каждой группе вручается конверт с понятиями и иллюстрациями. Надо выбрать всё, что относится к эвенкам и составить коллаж.

Работа в группах,

выполнение задания

5 мин

6

Подведение итогов занятия

Цель этапа: дать анализ и оценку

успешности достижения цели

и наметить перспективу

последующей работы

1.Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку в тетрадь.

2.Рефлексия (слайд). Выберете картинку со слайда и зарисуйте в тетради:

- если вам было интересно на уроке – солнышко;

- если остались вопросы – облако;

- если было сложно – тучку с дождиком

Индивидуальная работа,

самоанализ

2 мин

7

Информация о домашнем

задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего

задания.

3. Домашнее задание  по выбору учащихся:

- подготовить презентацию или сообщение о культуре эвенков;

- составить кроссворд из 5-6 слов по теме.

Записи в дневник

1 мин

Приложение 1

Задание на карточках

Напишите ответ

1. Примерный возраст озера Байкал: .

2. Археологические находки в Прибайкалье: .

.

Приложение 2

Тексты

Текст № 1 Традиционные занятия эвенков

У большинства групп эвенков исторически охота являлась основным занятием, определяющим весь хозяйственный уклад. Основным оружием эвенков были сложносоставной лук и стрелы. Также использовались копье-гида (обоюдоострое), короткое копье-уткэн (колюще-рубящее), а также ножи. Различные ловушки – черканы, плахи, самострелы, петли и пр. У эвенков развит способ охоты с манком или подражанием звуку-речи животных, начиная от мелкого зверя и заканчивая крупными копытными. При охоте на рябчика, гуся, изюбря используют различные манки. На косулю, кряковую утку охотятся, имитируя звуки при помощи ладоней и собственного голоса.

В среде эвенков с древних времен до настоящего времени распространены охотничьи традиции. При удачной охоте на крупного зверя охотник обязан делить добычу с членами рода и соседями – этот обычай называется Нимат и неукоснительно соблюдается и в настоящее время.

Группы эвенков, расселившиеся в поймах крупных рек занимались рыболовством. Олени, в основном, использовались как транспортное средство. На них эвенки совершали перекочевку внутри тайги Сибири к месту зимнего промысла и обратно, к месту летней стоянки. Оленей очень берегли.

Текст № 2 Жилище и ремёсла эвенков

Эвенки вели кочевой образ жизни, жилише называлось Чумом. Чум состоял из трех соединенных и связанных сверху жердей, на которые опирались жерди в количестве 21-35 штук. Конический остов покрывали нюком - полотнищами из ровдуги или из вываренной бересты (тикса). В центре чума устраивали очаг — костер. Над ним на горизонтальной жерди подвешивали чайники и котлы.

Эвенки владели множеством ремёсел. Мужчины издавна владели кузнечным мастерством, изготавливали утварь, оружие (луки, стрелы, самострелы, копья, ножи), транспортные средства (лыжи, лодки, нарты, седла). К мужским занятиям относились изготовление изделий из дерева, кости и металла, а также изготовление лодки-берестянки (бересту шили женщины), лодки-долбленки и нарт.

Женщины выделывали шкуры, шили одежду, обувь, обрабатывали бересту для посуды, утвари и жилища. Женщины владели искусством вышивки бисером по мягкой коже или по сукну. Женщины-эвенки были мастерицами по подбору меха, составлению из него орнамента и шитью меховой одежды. Вместе с мужчинами они чинили и вязали сети. Мужчины умели украшать узорами деревянные, костяные и металлические вещи, женщины - ровдугу, бересту и меха. На женщинах лежали обязанности ухода за детьми и приготовление пищи. О гончарстве у эвенков нет упоминаний даже в преданиях.

Текст № 3 Эвенкийская семья

Атмосфера в эвенкийских семьях обычно была доброжелательной, суровые условия тайги выработали особенные семейные традиции в основе которых были равноправие, взаимное уважение и бережное отношение ко всем членам семьи. Многодетность у эвенков считалась счастьем, и отношение к детям было очень бережное. К детям с детства относились с уважением, не допускалось бить и ругать детей. Дети эвенков росли самостоятельными и свободными, но, в тоже время, привыкая к труду с раннего возраста. Многое постигалось в процессе игры , во время игр дети обучались этикету, взаимоотношениям взрослых, развивали свои навыки и умения. Матери часто ласкали своих детей, говорили с ними обычно спокойным тоном. Резкие крики со стороны родителей, а тем более шлепки были редкими. Поэтому дети эвенков сравнительно мало плакали. В разговорах с подрастающими детьми родители держались так же, как со взрослыми. Дети уважали старших, не перечили, особенно почитали бабушек и дедушек. С 3—4 лет дети начинали помогать родителям. С 6-7 лет они ходили с котелком за водой, вносили в чум наколотые дрова. Родители во время мелкой работы рассказывали им сказки, загадывали загадки, сообшали о жизни зверей, о тайге, охоте. К охоте приучали постепенно. С 6—7 летнего возраста мальчикам делали маленький лук и стрелы для охоты на бурундуков и белок вокруг чума. Мальчиков постарше отцы и братья брали с собой на охоту и рыбалку. С 11—12 лет мальчики уже умели бить острогой рыбу. С 17-18 лет начинали охотиться на крупного мясного зверя, осваивали установку петель. Девочки с детства приучались шить и вышивать, но выделывать шкуры мать давала только подросткам, имевшим силу в руках.

Текст № 4 Традиционные верования эвенков

Эвенки полагали, что вселенная состоит из трех миров: верхнего, среднего, нижнего. Верхний мир располагался там, где восходит солнце, нижний – где заходит. Считалось, что верхний и нижний миры простым людям недоступны – в них могли попасть только шаманы, причем наиболее сильные.

Шаманизм традиционное верование эвенков, это культы духов, культы предков.

В религиозных обрядах эвенков имелись обряды, связанные с медведем, существовал Медвежий праздник – обряд, связанный с разделкой туши убитого медведя, поеданием его мяса, захоронением костей. В преданиях эвенков медведь — герой, пожертвовавший собой, чтобы дать человеку оленей. Эвенки медведя называли амикан.

Культ охоты выражался в многочисленных правилах, приметах, запретах и обрядах. В их основе лежат наблюдения за жизнью животных, природой. Эвенки верили, что животные родня человеку, а значит животные понимали человеческоий язык.

Для удачи в пушном промысле эвенки собирали амулеты — соболиные носы, лапки белок, шкурки пушных зверьков с необычным окрасом иди какими-либо пятнами. Считалось хорошей приметой проглотить беличьи глаза.

Многие обычаи предков сохранились до наших дней. Например, почитание одиноких священных деревьев, объектов природы, запреты на нарушение покоя священных мест.

Текст № 5 Обычаи эвенков

Обычаи основаные на правилах уважительного обращения с огнем:

Огонь надо угощать,

не бросать в огонь кости,

не тыкать в костер ножом,

не оскорблять духа-хозяина очага.

Не плюй в огонь. Если плюнешь — будет рана или заболит язык

В наказание огонь перестанет разжигаться, и люди умирут от голода и холода.

Эвенки также почитали многочисленных духов тайги.

Прикочевав на старое стойбище — не кричи, дух земли испугается.

Когда приедешь к большому озеру или к реке, то не кричи и камни и воду не кидай: обидится и рыба не будет ловиться.

Кости рыб после еды не бросай и не давай по ним топтаться оленям: дух охоты Хингкэн обидится и рыба в твои сети перестанет попадаться.

В лабазе оставь спички, чай, продукты. Прохожий человек найдет - сытым будет и обогреется. Если не будет прохожего, то самому пригодится.

Из озера не вылавливай всю рыбу, а оставь своим потомкам.

Ленивый человек похож на оленя, который последним идет по проторенной дороге.

Если твой друг потерял дорогу, помоги ему дорогу найти.

Помогай старым, их не серди. Если будешь злить старых, жизнь твоя станет плохой.

Много раз не злись, а то скоро состаришься.

Если на охоте ничего не добудешь - не ругай те места и ту землю, где охотился. Дух охоты услышит и обидится, надолго убежит от тебя.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области