Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технологическая карта как инновационный способ диагностики уровня сформированности компетенций учащихся в рамках требований ФГОС нового поколения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Ш.А.Даутова,

Технологическая карта как инновационный способ диагностики уровня сформированности компетенций учащихся

в рамках требований ФГОС нового поколения.

В известный момент вашей деятельности вы можете перейти и к организации научной работы, построенной над педагогической деятельностью, или к участию в ней.

С.Т. Шацкий

Сегодня российское общество живет в поиске инноваций и их применения в решении актуальных вопросов. Под инновационным процессом понимается комплексная работа по разработке, внедрению и использованию новшеств.  Второй год школы России работают в режиме введения образовательных стандартов нового поколения, разработанные на основе Концепции социально-экономического развития России до 2020 г. Согласно Концепции к этому периоду государство должно достигнуть уровня пятой мировой державы путем высокой инновационной активности, развития высокотехнологических отраслей, а также за счет роста человеческого капитала и эффективности его использования. Этими целями обусловлено введение образовательных стандартов нового поколения (ФГОС).

Причем одной из приоритетных задач введения ФГОСов второго поколения начального и среднего звена образования провозглашена задача - вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, которые обеспечивали бы успешный процесс саморазвития на протяжении всей жизни. И в решении этой задачи главное место занимает «умение учиться» , т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

Поясним, почему учебные действия называются универсальными. Они называются так, потому что носят надпредметный или метапредметный характер и лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Необходимость формирования универсальных учебных действий для общего образования обусловлена следующими факторами:- обеспечением сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы, созданием всем учащимся условий успешности;

- необходимостью адаптации учащихся в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества уже с начального звена обучения;- возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, все чаще наблюдаются увеличение количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, случаи отвержения и травли детей одноклассниками, одиночество, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам;

- возрастанием требований к самоактуализации, т.е. ответственности и свободе личностного выбора.

Развитие универсальных учебных действий и является тем единственным механизмом, который обеспечивает самостоятельность и успешность учебной деятельности. Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательных мотивов, низкую любознательность и активность учащихся, трудности школьной адаптации, рост девиантного поведения (Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе).

Все ученые-теоретики и практики едины в одном: особая роль в формировании УУД в рамках общеобразовательной программы принадлежит учебному курсу русского языка.

В ФГОСах нового поколения в перечне требований к результатам изучения русского языка названы все виды универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

Подробнее хотелось бы остановиться на познавательных УУД, тех самых, которые и обеспечивают «умение учиться».

Познавательные УУД –  осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием энциклопедий, словарей; смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; владение алгоритмом построения рассуждения и др. Познавательные универсальные действия представляют самый обширный блок действий, поскольку включают общеучебные и логические действия, а также действия по постановке и решению проблемы.

Общеучебные универсальные действия сводятся к следующим:

1.Действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи (например, ознакомление с темой организуется таким образом, что дети сами формулируют познавательные задачи: «Как различить повествование от описания?»);

2. Действия по поиску и выделению необходимой информации (например, при выполнении проектной деятельности, связанной с поиском информации, в т.ч. с помощью компьютера);

3. Действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на различную тематику, в т.ч. лингвистическую; действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого общения;

4. Действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, с определением основной и второстепенной информации; с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия, включающие действия моделирования:

а) когда объект освоения преобразовывается из чувственной формы в модель пространственно-графическую или знаково-символическую с выделением существенных характеристик объекта усвоения;

б) когда наглядные модели (таблицы, схемы) используются для решения учебных задач (речевых, познавательных) и задач общения;

в) когда декодируется (считывается) информация из принятой в УМК символики, несущей различную смысловую нагрузку для обеспечения лучшего понимания задания/задачи и лучшей ориентировки в них (Т.к в учебниках широко используется графическая символика, схемы, значки проведения различного вида анализа слов и т.д.)

Надо отметить, что согласно концепции ФГОС одним из основных показателей формирования универсальных учебных действий является овладение знаково-символическими действиями.

Логические универсальные действия могут быть связаны:

– с анализом объектов усвоения (языковых и речевых) разного уровня, например, грамматических структур с целью выделения признаков, существенных для понимания условий их употребления в речи;

– с синтезом, то есть составлением целого из частей – самостоятельным достраиванием предложения или текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений);

– с выбором оснований и критериев для сравнения и классификации объектов (например, когда ученик выписывает в разные столбики: существительное – глагол; глагол – наречие и т.д.);

– с установлением причинно-следственных связей при анализе текста;

– с доказательством своей точки зрения;

– с выдвижением гипотез и их обоснованием, когда, например, ориентируясь на заголовок текста, ученики выдвигают предположения, о чём пойдет речь в тексте.

- с формулированием проблемы творческого и поискового характера.

Умение решать познавательные проблемы и задачи является важнейшим познавательным универсальным действием, которое призвана формировать система образования школы.

Таким образом, овладение универсальными учебными действиями ведёт к формированию самостоятельности при освоении новых знаний, включая самостоятельную организацию процесса решения проблемы, а также к успешному овладению предметными и социальными компетентностями. Это обеспечивается тем, что УУД –это обобщённые действия, открывающие возможности учащихся не только на уроках русского языка, но и в построении любой учебной деятельности на любом другом предмете. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися.

Какие критерии являются показателями сформированности УУД?• произвольное и осознанное владение общим приемом решения учебных задач;• умение осуществления поиска необходимой информации для выполнения заданий;• умение использования знаково-символических средств, в т.ч. моделей и схем; • умение ориентирования на разнообразие способов решения задач;• умение смыслового чтения и выделение существенной информации из текстов разных видов, осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;• умение осуществления синтеза как составление целого из частей;• умение осуществления сравнения, классификации по заданным критериям;• умение устанавливать причинно-следственные связи;• умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;• умение устанавливать аналогии;• создание и преобразование модели и схемы для решения учебных задач.

Однако на этапе введения методически не завершенной остается проблема приведения системы оценивания результатов образовательного процесса в соответствие с новым стандартом. С учетом того, что в содержание современного образования положен компетентностный подход и формирование личности, способной к самосовершенствованию, система оценивания должна отслеживать конкретный личностный рост и развитие, решая проблему повышения учебной мотивации и проблему снятия детской тревожности. Оценка по-прежнему решает информативную задачу отслеживания степени выполнения программы, осуществляет обратную связь между учителем и учеником; играет роль поощрения и стимулирования продвижения учащихся. Одновременно появилось и новое в её функции - оценка призвана зафиксировать промежуточный и итоговой результат на уровне овладения, согласно стандартам нового поколения, личностными, метапредметными, предметными компетенциями. Это представляет новизну и сложность разработки самой системы. Наконец, сложность связана с тем, что не разработаны конкретные методические рекомендации и критерии, нет доступно описанного практического инструментария системы оценивания учащихся основной и средней ступени образования. А предложенная в начальных классах накопительная ( портфолио) и безотметочная система не актуальна в среднем и старшем звене.

Поиск ответов на данный вопрос привел к инновационной разработке технологической карты диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий в соответствии с ФГОСами второго поколения.

Итак, каким же образом возможно оценить качество сформированности универсальных учебных умений? Сегодня вашему вниманию я предлагаю разработку технологической карты диагностики уровня сформированности познавательных УУД.

Опыт диагностического мониторинга сформированности универсальных учебных действий у учащихся можно осуществлять на основе целенаправленного и системного отслеживания в течение года как индивидуально, так и в общем составе. Разработанная технологическая карта основывается на подходах к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенных в работе А.Г. Асмолова (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Учебное пособие / А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008). Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности универсальных учебных действий учащихся Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден и введен в действие 01.01.10. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785).

Учителя самостоятельно заполняют индивидуальную и сводную таблицу по классу с учетом мнения психолога и представителя администрации, ответственного за экспериментальную деятельность по внедрению ФГОС. Опираясь на наблюдения о характере учебной активности учеников, педагог сопоставляет их с описанием представленных уровней сформированности универсальных учебных действий.

Каждому уровню соответствует свой балл: низкий уровень - 1, средний уровень -3, хороший уровень – 4, высокий уровень – 5 баллов.  Таким образом, каждому показателю из группы познавательных УУД присваивается свой балл, приближенный к пятибалльной школьной системе. Затем определяется средний балл по классу УУД путем деления суммы баллов по всем показателям группы на число этих показателей. Результаты округляются до десятой доли.

Таким образом, для диагностики уровня сформированности познавательных УУД должна быть карта отслеживания личностного роста и развития с учетом критериев сформированности именно познавательных УУД, обозначенных в содержании ФГОС. А деятельность учителя должна быть направлена на развитие умений по применению знаний, создание условий для самостоятельного открытия знаний через содержание учебно-методических комплектов, формирования умения делать свои выводы, оценки, применять знания в новых условиях.

Инновационная направленность педагогической деятельности стимулируется теми социально-экономическими преобразованиями, которые происходят в обществе и в самой системе образования. Необходимо помнить, что застоявшийся учитель с схоластической теорией и устаревшей методикой не сможет составить конкуренцию жизни с её стремительными изменениями и информационными соблазнами в борьбе за формирование жизненных ценностей и установок учащегося, за его духовное и нравственное здоровье.

Литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. 3. Репкина В.Г., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – Томск, 2003. 4. Мишанова, О. Г. Комплексная субъектно-ориентированная педагогическая диагностика коммуникативных действий младших школьников [Текст]: методические рекомендации для учителей начальных классов / О. Г. Мишанова. — Челябинск: Изд-во «ЧГПУ», 2012. — 31 с. 5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996. 6. Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии «полного усвоения».-М.: Дрофа,2004. 7. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность.- Р.: Эксперимент,1999. 8.Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред. А.А.Леонтьева М.,2006. 9.Г.К.Селевко Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области