Эффективность использования учебно-методических комплектов в работе с детьми дошкольного возраста
Учебно-методический комплект как средство модернизации образовательного процесса
Основной целью развития системы дошкольного образования является обеспечение качественного доступного образовательного процесса.
Дошкольное образование представляет собой первый уровень общей системы непрерывного образования, в котором воспитывается ребенок в период от 2 до 6 лет. Разработка учебно-методических комплексов своей целью имеет создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей ребенка, сохранения и укрепления его здоровья, развитие профессиональной компетентности педагога, образование родителей, повышение качества дошкольного образования в целом.
Среди факторов, влияющих на качество образовательного процесса, значимым является учебно-методическое обеспечение.
Сохранение здоровья ребенка в образовательном процессе учреждения дошкольного образования во многом зависит от его оснащения современными средствами обучения, отвечающими особенностям психики и возможностям дошкольника, обеспечивающими личностно ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, единство подходов семьи и учреждения дошкольного образования, преемственность дошкольного и начального образования. Примерами таких средств обучения являются учебно-методические комплексы , обладающие реальным потенциалом сохранения и укрепления здоровья детей в системе дошкольного образования.
Ю.К. Бабанский неоднократно высказывал идею необходимости создания системы учебных пособий, учебно-методического комплекса (УМК) органически связанных между собой содействующих успешному решению образовательных задач.
Целостность образовательного процесса –это единство его целей, содержания, средств и форм организации; возможность создания условий для сохранения и укрепления физического здоровья детей путем включения в образовательный процесс разнообразных видов деятельности ,научно-методическое сопровождение детей дошкольного возраста, в рамках которого закладываются основы развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а так же для качественного и эффективного перехода на следующий образовательный уровень.
Признание самоценности детства, развития личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, обеспечение непрерывности образования и преемственности его ступеней выступают в качестве основных принципов воспитания и обучения в Республике Татарстан. Реализация названных позиций возможна при условии применения учебно-методического комплекса. УМК-это целостная система учебных изданий с единым замыслом, включая оформительское решение; комплексное методическое сопровождение позволяющее использовать возможности каждого вида учебных изданий, а также гарантирующее взаимосвязь содержания и обеспечивающее полную реализацию учебной программы дошкольного образования. Его использование дает возможность подачи учебного материала и усиления дифференциации, как по содержанию, так и по темпу обучения, что позволяет педагогу обеспечить индивидуальную линию развития каждого ребенка в процессе познания.
Учебно-методический комплекс-это совокупность средств обучения, предназначенных для ребенка и педагога, органически включаемых в процесс обучения не случайно и изолированного друг от друга, а в определенной системе, взаимосвязано и взаимообусловлено. Каждый компонент комплекса имеет свое особое назначение и выполняет присущую ему функцию ,но вместе с тем он направлен на решение общей задачи, стоящей перед всем комплексом.
Учебно-методический комплекс может приняться в учреждении дошкольного образования на разных видах занятий, в свободной художественной деятельности детей в группе, в семье. Родители с помощью пособия могут получать информацию о содержании занятия, его новизне ,организовать досуг с ребенком и его друзьями дома, что приводит к возникновению гармоничных межличностных взаимоотношений.
В рабочей тетради для самостоятельного выполнения ребенком творческих заданий в свободной художественной деятельности в группе и дома-помещен комплект чернбелых рисунков проблемно-творческого характера. Ребенок не ограничен в представлении результата своей деятельности.
Свобода самовыражения дошкольника в образовательном процессе, создаваемая посредством учебно-методического комплекса, выступает основным фактором, способствующим сохранению и укреплению его здоровья. В структуре и содержании комплекса открывается возможность специалисту и родителям отследить усвоение ребенком объема и качества получаемой информации и на основании реальных данных оказать своевременную поддержку и помощь.
Казан шәһәре Совет районының “153 нче катнаш төрдәге балалар бакчасы”муниципаль автономияле мәктәпкәчә белем учреждениясе.
“Эффективность использования учебно-методических комплектов в работе с детьми дошкольного возраста”
Әзерләде:Вафина Лилия Мансуровна
Совет районының 153 нче балалар
бакчасының 1 квалификацион
категорияле, балаларны татар теленә
өйрәтү тәрбиячесе
2018г.