Реализация ФГОС в начальной школе (из опыта работы).
Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), является одним из важнейших преобразований в системе общего образования , продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни.
Проанализируя УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе,из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, педагоги нашей школы для реализации ФГОС НОО выбрали УМК «Перспектива».УМК "Перспектива " и системно - деятельностный подход, лежащий в её основе, полностью соответствует всем требованиям, заложенным во ФГОС второго поколения.
В основу моей деятельности положен системно - деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода.
Неотъемлемой частью ядра стандарта являются УУД. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
И оттого, как выстроена эта работа учителем, зависят учебные достижения учащихся. Уже в 1 классе на своих уроках учу детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. Рефлексия являлась неотъемлемой частью всех уроков в классе. Для оценивания своей работы в условиях без отметочного обучения на уроке дети использовали так называемые карточки «светофоры», , «звездопад успехов», смайлики с фразами, написанными на стенде в классе .Предлагаю детям также оценить свою работу с помощью «волшебной ленты», где они отмечают качество своей работы по следующим критериям: К – красота, П – правильность ,Б – быстрота. Затем обсуждаем это в паре, анализируем в группе, корректируем оценку (красным цветом). С каждым разом дети объективнее оценивают свою работу.
При выполнении контрольных заданий каждый ребенок получает образовательную карту для самооценки, где красный – «У меня получилось!»; желтый – «Внимательным надо быть!»; зеленый – «Надо стараться!»; синий – «Надо тренироваться!» После выполнения контрольных заданий дети постепенно раскрашивали своих рисунков и делали соответствующие выводы. Таким образом, современный ученик на основе системно – деятельностного подхода должен учиться учить и оценивать самого себя.
Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях.
В 1 классе– это рисунки, поделки, во 2 классе - мини-сочинения, книжки-малышки ,в 3-4 классах – кроссворды, рефераты, дидактические игры, презентации, поделки.
Большое внимание уделяю интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {o}, буквы О, о.Идет работа над словом «осень».Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года».На уроке музыки – слушание произведений. На уроке ИЗО – рисуем осень.На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию. В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии. Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах, широко применяю в своей практике. Проекты различны по форме, теме, содержанию. В 1 классе учебном году мои первоклассники представляли свои проекты в форме устных выступлений , рисунков, макетов , плакатов , газет ,на тему: «Лес и его обитатели», «Моя семья», «Мои друзья».Работали над коллективным проектом «Животные мира», «Муравьиное царство».
В своей работе уделяю большое внимание обобщению, сравнению, выводам. Никогда не даю знания в готовом виде. Очень тщательно продумываю систему заданий. Не задаю мелких вопросов. Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, делаю акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире. На уроках окружающего мира нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учу ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).Учимся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) критика.
Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме. Нужно, прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов.