Филиал МОУ «Ряжская средняя школа №1» «Алешинская ОШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Секреты русского языка»
Класс 8
Количество часов 34
Учитель Алашкина Т.В.
2019-2020 уч.год
1.Пояснительная записка
Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.
Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно выполнять задания. Поэтому учителя в своей работе стараются применять такие приёмы, которые активизируют умственную деятельность учащихся, вносят элементы занимательности в занятия по языку.
Кружок «Секреты русского языка» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Содержание и методы обучения программы «Секреты русского языка» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также с учётом материально-технической базы кабинета.
Основные цели программы:
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи:Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;-выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
2.Общая характеристика курса
Программанаправлена на реализацию педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания и обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, условные обозначения).
Работа кружка основывается наобщедидактических принципах, среди которых следует, прежде всего, назвать:
- принцип научности;
- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;
- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности;
- принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными упражнениями;
- принцип добровольного участия школьников в занятиях;
- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;
- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;
- принцип занимательности.
3. Место курса в учебном плане
Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.
Данная программа рассчитана на учащихся 8-х класса.
Срок ее реализации - 1 год.
Форма организации - кружок.
Курс рассчитан на 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
5.Тематическое планирование
№ | Дата | Раздел, тема | Основное содержание материала темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся | ||||
1 | Тайны старославянской азбуки | Значения букв. Составление фраз из букв старославянской азбуки. | Составление этимологического словаря народной мудрости о языке. | |||||
2 | Необычные правила.(1ч) | 17 ошибок в русском языке, которые хотя бы раз делал каждый | Аргументировать выбор правописания букв-орфограмм | |||||
3 | Секреты орфографии.(1ч) | Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. | Анализировать текст сказки. Сочинение грамматической сказки. |
4 | Где живет матрёшка(1ч) | Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. Систематизировать материал. | |||||
5 | Ъ и Ь – смягчение иль разделение?(1ч.) | Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..» | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
6 | Этот звук «йот»(1ч.) | Роль его в речи и на письме. Работа с текстом | Сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Выступать на публике. | |||||
7 | Слова-тёзки.(1ч). | Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
8 | Мы похожи?.(1ч). | Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
9 | Поиск нужного слова. (1ч). | Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?» | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
10 | Многословие. (1ч). | Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
11 | Каламбур и многозначность. (1ч) | Знакомство с каламбуром, многозначностьюЛингвистические игры «Давайте поиграем». | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
12 | Тайно слово родилось. (1ч). | Практическое занятие, определение, как рождаются слова | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
13 | Судьба слова.(1ч) | Лингвистические игры. «Происхождение слов». | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
14 | Просто и сложно.(1ч.) | Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
15 | Согласуй меня и помни.(1ч.) | Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
16 | Работа над проектом .(1ч) | Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
17 | Главные члены предложения.. 1ч | Главные члены предложения. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
18 | Виды сказуемого.. 1ч | Способы образования сказуемых. Решение лингвистических примеров и задач. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
19 | Виды сказуемого. 1ч. | ПГС, СГС, СИС. Кроссворды. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
20 | Тире между подлежащим и сказуемым. 1ч. | Трудные случаи согласования сказуемого и подлежащего. Предложения в загадках. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
21 | Роль второстепенных членов предложения. 1ч | Способы выражения второстепенных членов предложения. Игра «Кто быстрее?» | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
22 | Назывные предложения.1ч | Умение определять назывные предложения и использовать их в речи. Дидактические упражнения. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
23 | Определённо-личные предложения.1ч | Роль предложений в речи и в тексте. Работа с текстом. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
24 | Неопределённо-личные предложения.1ч. | Конструкции с глаголами-сказуемыми, стоящими в форме 3-го лица, мн. числазнаю! | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
25 | Безличные предложения.1ч. | Конструкции с безличными глаголами.Дидактические игры с союзами. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
26 | Неполные предложения.1ч | Роль неполных предложений в тексте. Построение текстов. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
27 | Уточню, укажу, на вопрос отвечу.1ч | Однородные и неоднородные определения. Игры на внимание. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
28 | Не могу не знать = я знаю!1ч | Роль знаков препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.Конкурс на восстановление деформированного текста | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
29 | Обособленные определения и приложения.1ч. | Способы написания приложений с определяемыми словами. Игры-ребусы | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
30 | Обособленные обстоятельства.1ч. | Трудности определения обстоятельств. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
31 | Заговори, чтоб я тебя увидел.(1ч.) | Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
32 | «Стильная речь»(1ч.) | Функциональные | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | |||||
33 | Типы речи или типы в речи.(1ч.) | Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых. | Анализировать текст. Составлять свой текст. | |||||
34 | Итоговое занятие за год. (1ч) | Защита проекта. | Публично выступать. |
6. Планируемые результаты
Учащиеся получат представление о языке как национальном достоянии и неотъемлемой части мировой культуры,
- приобретут интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
Учащиеся получат начальные представления об истории происхождения слов и устойчивыхоборотов;- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего портфолио, устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения
- получат представление о структуре публичного выступления
- приобретут навыки в умении договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.