МБ ДОУ “Детский сад №246”
Воспитатель: Катаржнова Евгения Александровна
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и рисованию в первой младшей группе
по теме “Осенний лес. Береза.”
Цель: знакомство детей с деревом “Береза”, расширение словарного запаса по теме деревья, закрепление умений детей рисовать нетрадиционным методом рисования – ладошкой.
Задачи:
Образовательные
познакомить детей с берёзой: с формой листьев, стволом, корнями;
активизировать зону ближайшего развития через сообщение новых знаний и их закрепление в последующей деятельности со сверстниками и родителями.
Развивающие
развивать внимание, память, наблюдательность, способность сравнивать, делать простейшие обобщения;
развивать общую и мелкую моторику
Воспитательные
формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к берёзе;
формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, навыки участия в разговоре с педагогом.
Методы:
наглядные ( наблюдение, рассматривание предмета, демонстрация презентации);
словесные (беседа, рассказ воспитателя, чтение стихотворения);
игровые (хоровод, физкультминутка, появление куклы Маши).
Оборудование: платочки для детей, ваза, ветки березы, ростовая кукла “Маша ”, краска (гуашь) желтого цвета, лист формата А3 с нарисованным стволом березы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю в лес, он полон чудес и сказочных героев. И, думаю, нам будет очень интересно прогуляться по сказочному лесу. Идемте со мной.Звучит веселая музыка.Воспитатель:
-Большие ножки идутпо дорожке: Топ-топ... Маленькие ножки бегутпо дорожке: ТОП-ТОП-ТОП... Вот и пришли мы с вами в лесок.А кто это сидит на пеньке?Дети.
-Машенька.
Воспитатель:
- Здраствуй, Маша! Как ты здесь оказалась?
Маша:
- Я гуляла по осеннему лесу вместе с подружками, но потерялась, а мне так хотелось поводить хоровод вокруг березки.
Воспитатель:
-Раньше на Руси девочки и мальчики любили водить хороводы, пели песни, плели венки. Водили хороводы и вокруг березы. Давайте и мы с вами встанем вокруг березки, поводим хоровод и споем для нее песню.
(Ребята вместе с воспитателем и Машей встают вокруг березки Воспитатель раздает детям платочки. Звучит песня “Мы вокруг березки хороводом встали”. Выполняются действия под песню):
1. Мы вокруг березки хороводом встали Яркие платочки высоко поднялиПрипев: Ты березка посмотри, посмотри, это пляшут малыши, малыши. 2. Мы вокруг березки весело гуляли, Весело гуляли, ножками шагали. Припев: Ты березка посмотри, посмотри, Это пляшут малыши, малыши. 3. А теперь, березка, нам пора проститься, Нам пора проститься, низко поклониться.
Воспитатель:
-Поклонимся ребята низко- низко, а теперь садимся все на стулья полукругом.
Звучит мелодия «Шелест листьев». Дети садятся на стулья полукругом.
Воспитатель:
-Сегодня мы с вами отправимся гулять в осенний парк. И вместе с нами пойдет Машенька.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, какие красивые деревья растут в парке (слайд 2. Осенний лес)
Воспитатель:
- А что это за деревья? Как они называются? Ответы детей
Воспитатель:
-Это Береза – это символ русской земли. Она украшает нашу родину.
Воспитатель:
-Ребята, вот это дерево береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол, она растет в лесу. Посмотрите, какая она красивая, высокая (слайд 3.Береза)
Воспитатель:
-Ребята, давайте познакомимся с другими деревьями.
Воспитатель:
-Посмотрите на эту картинку. Это дуб, на нем растут желуди. А это дерево знакомо всем. Что это? (слайд 4. Дуб и ель.). Ответы детей
Воспитатель:
-Правильно, это елочка. У дуба желуди, у елки шишки (демонстрация природного материала).
Воспитатель:
-Чем отличается береза от ели? Ствол разный, у березы листочки, а у ели иголки. «Ель на ёжика похожа: ёж в иголках, ёлка тоже.(Слайд 5 с изображением березы и ели)
-У дерева есть ствол (он белый, тонкий и стройный), листья - округлой формы, резные листочки.
( 6 слайд. Строение березы).
-Питается дерево с помощью корней.( 7 слайд. Корни березы)
-Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки (8 слайд. Береза весной). -Оказывается берёзы тоже плачут. Что это значит? Слёзы берёзы называются берёзовым соком. Он течёт весной (слайд 9. Плакучая береза).
-Зеленой береза стоит все лето (слайд 10. Береза летом).
-Осенью листья желтеют и опадают (слайд 11. Береза осенью).
-Вот возле березы стоит грибок. Название этого гриба –подберезовик (слайд 12. Подберезовик).
-Зимой голые ветки покрыты снегом (слайд 13. Береза зимой).
Воспитатель:
-Что же даёт человеку береза? Из коры березы плетут корзины,из веток дерева - вяжут веники, из ствола березы рубят дрова (слайд 14).
Воспитатель обращает внимание детей на вазу, в которой стоят ветки березы.
Воспитатель:
-Посмотрите, какой у березы красивый, стройный ствол, интересная кора, давайте потрогаем ствол, погладим его.
Воспитатель:
- Ребята, а чего не хватает на нашем дереве? (ответы детей)
Воспитатель:
Скинула береза
Желтый свой наряд.
Тоненькие веточки
Голые стоят.
Физминутка "Мы – листики осенние"
-Мы, листики осенние, На веточках сидели. Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели. Ветер снова набежал. И листочки все поднял. Повертел их, покружил. И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)
Воспитатель:
-А теперь подойдите к столу и посмотрите, на листе нарисован ствол березы, чего не хватает? (Ответы детей)
Воспитатель:
-А давайте поможем нашей березке стать красивой, давайте украсим нашу березку. Нарисуем листочки березке, чтобы дерево стало по-осеннему нарядным. Это будет «портрет» нашей березки, он останется с нами в группе.
Воспитатель подводит детей к приготовленному листу бумаги с нарисованным на нем стволом березы, предлагает детям по очереди окунать ладошку в емкость с желтой краской и прикладывать к стволу, создавая крону. После того, как ребенок сделал свой отпечаток, он подходит к помощнику воспитателя и моет руки.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, какая красивая у нас получилась березка! У нее есть и белый ствол, как белый сарафан, и желтые листья. Молодцы, ребята! Спасибо всем за дружную работу.