МАДОУ «Сылвенский детский сад Рябинка»
«Работа с родителями по выстраиванию взаимодействия с одарённым ребёнком старшего дошкольного возраста»
воспитатель
Рудакова Наталия Ивановна
-2019-
Требованием времени становится потребность и способность родителей занимать партнёрскую позицию по отношению к дошкольной организации и другим социальным сообществом, выступать заказчиком образовательных услуг и принимать на себя функции субъектов образовательного процесса. И поэтому для педагогов, работающих не только с детьми, но и семьями актуальной выступает задача активизации субъектной роли родителей, признания, уважения и поддержки их потенциала их воспитательных возможностей, а, следовательно, поиска качественно новых форм и методов взаимодействия с родителями.
Работа с одарённым ребёнком и подготовка родителей к взаимодействию с таким ребёнком в условиях детского сада процесс очень сложный и малоизученный, но является одной из форм развития воспитательного потенциала семьи. Формирование педагогической компетентности родителей в поддержке детской одарённости в условиях семьи актуализирует внутренние возможности семьи и способствует развитию её воспитательного потенциала.
С 2017 году по данным диагностики и наблюдений за детьми в своей группе я стала замечать проявления одарённости одного из моих воспитанников. Тогда и возникла проблема по созданию необходимых условий для поддержки одарённости этого ребёнка и его родителей.
Подготовка родителей к взаимодействию с ребёнком на принципах педагогической поддержки детской одаренности.
Включение педагога, родителей и ребёнка в социокультурную деятельность.
Учёт индивидуальных потребностей родителей в развитии и реализации творческого потенциала ребёнка.
Изучила методическую литературу, информацию в интернет – источниках и опыт других коллег по развитию одаренного ребёнка, а также проанализировала ученых по теории одарённости С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.А. Крутецкого.
Определила формы работы с родителями, сделала подборку опросников: «Карта одарённости», «Что необходимо знать, чтобы поддержать одарённого ребёнка».
Далее приступила к реализации мероприятий по выстраиванию взаимодействия с семьёй воспитанника.
Для этого я провела информационно – просветительскую работу с родителями: анкетирование «Самопроверка и самооценка родительского вклада, в развитие творческого потенциала», «Активное участие родителей в творческом развитии ребёнка», «Ребенок: одаренный или способный»; советы: «Если у вас одарённый ребёнок», «Трудности одарённых детей».
Провела беседы: «Воспитание одарённого ребёнка», «Талантливые дети, заслуга родителей». Консультации: «Роль семьи в поддержке детской одарённости»; тестирование: «Выявление и направленность одарённости ребёнка», «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания своего одарённого ребёнка».
Разработала памятки: «Как можно поддержать ребёнка»; рекомендации: «Как родители могут узнать, что их ребёнок имеет признаки одарённости», «Одарённый ребёнок, как помочь ему».
В работе с одарённым ребёнком использовала технологию Ю.И. Якиной, где по предложенным критериям выявила степень сформированной одаренности – актуальная. Далее стала выстраивать работу по подготовке к различным конкурсам разного уровня с учётом индивидуальных особенностей, интересов ребёнка.