Формирование нравственных ценностей личности ребенка через ознакомление с культурным наследием своего народа.
С. А. Куцакова
г. Киселёвск, Кемеровской обл.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. На современном этапе развития российского общества происходит переоценка ценностей. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. По статистическим данным многим (около 39%) молодым родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит формирование нравственных ценностей, усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Наши наблюдения показывают, что даже в условиях малого города существует реальная опасность распада всех общественных связей, а значит, ослабление процесса педагогизации среды как важного фактора нравственного воспитания личности. В условиях нашего сибирского региона все негативные процессы усугубляются суровыми природно-климатическими условиями, географической отдалённостью от экономических и культурных центров страны, экологическими последствиями угледобывающего производства. Всё это отражается на демографической ситуации, семейной структуре населения, его занятости, обустройстве, социальном обеспечении, процессах миграции, и оказывает существенное влияние на всю систему жизнедеятельности людей. Поэтому необходимо помочь неопытным родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные, духовные и культурные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Из всего вышесказанного очевидно, что одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Духовно-нравственное воспитание на основе культурных традиций народов Кузбасса издавна формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту народной педагогики национальностей, проживающих в регионе (немцы, татары, шорцы, украинцы, русские и др.), в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. К тому же современная социальная среда требует воспитывать человека, который будет обладать развитым творческим мышлением, склонностью к созидательному труду, самостоятельным мышлением, независимой точкой зрения и другими качествами современного человека.
Под понятиями «нравственный» и «духовный» понимаем следующее: духовность - это состояние внутреннего мира человека; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (С.В.Алещенок, П.И.Бабочкина, Ю.А.Зубок, М.Н.Руткевич, З.А.Ужегова и др.) Отсюда, духовно-нравственное воспитание нами понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к духовно-нравственным ценностям, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и его самосовершенствование.
Сложность задач духовно-нравственного воспитания детей, комплексность проблемы, отражаемая в совокупности управленческих, научно–теоретических и организационно–методических подходов, обусловили необходимость использования комплексно-системного подхода в решении данной проблемы. Разовые меры и разрозненные усилия отдельно действующих учреждений, организаций и социальных институтов перестали достигать необходимых значительных позитивных результатов.
Актуальность определяется и сложностью самой темы, в связи с чем, духовно–нравственное воспитание личности рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательно-образовательной программы образовательного учреждения, но и как базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.
Вся работа по реализации задач формирования духовно-нравственных ценностей детей представляет собой комплекс мероприятий, взаимоувязанных по субъектам, объектам и срокам, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях воспитательной деятельности учреждений и организаций. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу духовно-нравственного воспитания маленьких граждан на уровень, соответствующий современному этапу социально–экономического развития страны. В связи с этим возникает необходимость комплексного решения проблемы и в конечном итоге разработке педагогической системы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи, введение которой предполагает:
Перевод учреждения в режим поисково-исследовательской работы.
Изменение технологии управления МАДОУ, а именно:
Разработку и реализацию новой программы развития учреждения, учитывающей изменившийся статус учреждения, цели и задач экспериментальной деятельности.
Повышения уровня компетентности педагогического коллектива МАДОУ в вопросах нравственного воспитания дошкольников.
Подбор критериев уровня сформированности предпосылок духовно-нравственных ценностей дошкольников; оценки качества воспитательно-образовательного процесса МАДОУ в рамках системного взаимодействия с различными культурно-образовательными учреждениями.
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ для формирования предпосылок нравственных ценностей у дошкольников.
Выстраивание системы взаимоотношений МАДОУ с семьями воспитанников и различными культурно-образовательными учреждениями в соответствии с целями и задачами педагогического эксперимента по внедрению педагогической системы «семья – детский сад - социум».
Литература
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru
Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.