Лоскутова Н.П.,
учитель-логопед
МАДОУ компенсирующей направленности - д/с №12 «Родничок»,
г. Краснокаменск Забайкальского края
Развитие артикуляционной моторики у дошкольников с помощью детских песенок
Известно, что правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Совершенствование артикуляционных возможностей детей с речевым недоразвитием предполагает развитие подвижности органов артикуляции, а также координацию их работы с деятельностью дыхательного и голосового аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения речевого аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
В своей практике мы убедились, что более быстрому усвоению необходимых движений способствует музыкальный ритм. Музыка помогает задать тот или иной темп, динамику и выразительность выполнения действий, способствует выработке их точности, частоты, плавности, устойчивости перехода от одного артикуляционного уклада к другому. Существенным достоинством выполнения артикуляционных упражнений под музыку является то, что они выполняются детьми на высоком эмоциональном уровне, появляется устойчивая положительная мотивация к выполнению артикуляционной гимнастики.
Предварительно на индивидуальных занятиях упражнения выполняются ребёнком изолированно, в медленном темпе под счёт, а затем соответствующие артикуляционные уклады выполняются под музыку знакомых детям песен. Мы разработали комплексы артикуляционной гимнастики по лексическим темам с использованием популярных детских песенок.
Лексическая тема | Название детской песенки |
сентябрь | |
Огород. Овощи | «Антошка, Антошка!» |
Сад. Фрукты | «Мы делили апельсин» |
октябрь | |
Грибы. Ягоды | «Калинка-малинка» |
Осень. Деревья | «Во поле берёза стояла» |
Игрушки | «Песенка Чебурашки» |
Мебель | «Вместе весело шагать по просторам» |
ноябрь | |
Осенняя одежда, обувь, головные уборы | «Красные сапожки» |
Дикие животные | «Ёжик» |
Перелётные птицы | «Прилетели восемь галок» |
Зимующие птицы | «Воробьиная песенка» |
декабрь | |
Домашние животные | «Жил-был у бабушки серенький козлик» |
Домашние птицы | «Два весёлых гуся» |
Зима. Зимняя одежда | «Кабы не было зимы» |
Зимние забавы. Новый год | «В лесу родилась ёлочка» |
январь | |
Профессии | «Все профессии нужны, все профессии важны» |
Транспорт. Правила дорожного движения | «Голубой вагон» |
февраль | |
Посуда. Продукты питания | «Пых-пых-самовар» |
Животные Севера | «В Антарктиде льдины» |
Защитники Отечества | «Песенка про папу» |
Комнатные растения | «Волшебный цветок» |
март | |
Мамин праздник. Семья | «Песенка мамонтёнка» |
Ранние признаки весны. Первые цветы | «Улыбка» |
Мой дом. Город | «Дом для поросят» |
Человек. Части тела | «Ручки, ручки, ножки, ножки» |
апрель | |
Откуда хлеб пришёл? | «Каравай» |
Космос | «Звездочёт» |
Насекомые | «В траве сидел кузнечик» |
Животные жарких стран | «Песенка Львёнка и Черепахи» |
май | |
День Победы | «Бравые солдаты» |
Рыбы | «Дельфины» |
Комплекс артикуляционной гимнастики «Огород. Овощи»
Текст песенки | Артикуляционные движения |
Антошка, Антошка, Пойдём копать картошку!Антошка, Антошка, Пойдём копать картошку! | Открыть и закрыть рот (4 раза). |
Тили-тили, трали-вали.Это мы не проходили,Это нам не задавали. | Надуть щёки, затем – расслабить (4 раза). |
Тарам-пам-пам,Тарам-пам-пам. | Втянуть щёки, затем – расслабить (2 раза). |
Антошка, Антошка, Сыграй нам на гармошке!Антошка, Антошка, Сыграй нам на гармошке! | Губы попеременно вытягиваются в «улыбку», в «трубочку» (4 раза). |
Тили-тили, трали-вали. Это мы не проходили,Это нам не задавали. | Поочерёдное выполнение «оскала» и «домика» (3 раза). |
Тарам-пам-пам,Тарам-пам-пам. | Верхними зубами прикусываем нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю губу (3 раза). |
Антошка, Антошка, Готовь к обеду ложку!Антошка, Антошка, Готовь к обеду ложку! | Поочерёдно кончиком языка облизать нижнюю губу из стороны в сторону, затем верхнюю (4 раза). |
Тили-тили, трали-вали,Это, братцы, мне по силе,Откажусь теперь едва ли. | Выполнение упражнения «Лошадка». |
Тарам-пам-пам,Тарам-пам-пам. | Пропевание. |
Список использованной и рекомендуемой литературы:
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
Овчинникова, Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду / Т.С. Овчинникова. - М.: Каро, 2009.