Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста при помощи театрализованной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

А.Ф.Сулейманова

МАДОУ «Детский сад №7» г.Тобольска

УДК 373.24

ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

ORGANIZING AND DIRECTING THE THEATRICAL ACTIVITIES OF THE PRESCHOOL CHILDREN IN ORDER TO DEVELOP COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация: Использование театрализованной деятельности в целях развития коммуникативных умений становиться эффективным средством воспитания детей, поможет становлению творческой активности ребенка.

Аbstracts: The use of theatrical activities for development communication skills to become an effective means of raising children helps the emergence of creative activity of the child.

Ключевые слова: Театрализованная деятельность, коммуникативные умения.

Key words: Theatrical activity, communication skills.

Коммуникативные умения развиваются в процессе театрализованной деятельности и подготовке к ней. Между детьми складываются отношения сотрудничества, стремление к общению со сверстниками и является необходимым условием успешного осуществления самой деятельности.

Одним из основных условий развития коммуникативных умений в театрализованной деятельности является развивающая среда. При этом предметно – пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность у детей, но и являться основой формирования взаимоотношений между детьми

Предметно – пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки. Кроме того, необходимо обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создаёт условие для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребёнком (2, с. 15).

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможности для моделирования и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям – в зоне театрализованной игры необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.

По нашему мнению, только разумная организация и руководство театрализованной игрой поможет эффективно воздействовать на ребёнка с целью развития коммуникативных умений. Методы руководства направлены на то, чтобы способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребёнку, нетрадиционных методов взаимодействия с семьёй.

В итоге – целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых [2, с.8].

В соответствии со склонностями и интересами детей может быть организована работа разнообразных студий («Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.). Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребёнок становится членом коллектива, объединенного единой целью.

Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию, ни в кой мере не сводятся, только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

создание атмосферы доброжелательности и получение радости от общения друг с другом;

социально – эмоциональное развитие детей.

Как же развиваются коммуникативные умения в театрализованной игре?

Дети учатся воспринимать окружающих, присматриваются к людям в различных ситуациях, учиться понимать их настроение, характер. Всё это помогает найти правильный стиль и тон общения в той или иной ситуации.

Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.[3, с 1.].

Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.

В начале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. С этой целью педагогу необходимо давать детям творческие задания:

изменить сюжет концовки;

образы героев;

изобразить персонажей, звукоподражанием;

разыграть по ролям не только персонажей, но и то, что их окружает.

Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем – проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребёнку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителя – угадать эпизод, догадаться, о чём идёт речь.

Все эти приёмы стимулируют развитие мышления, фантазии, воображения, умения анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведения, тем выше уровень организации театрализованных игр, поэтому при чтении необходимо широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности [1, с. 22].

Следует отметить, что наибольшую ценность представляет, прежде всего, игры – импровизации по мотивам сказки. Именно в ней дети проявляют самостоятельность в наибольшей мере.

Один и тот же текст может быть инсценирован разнообразными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через собственные выразительные движения и речь. Использование различных видов театра, дают возможность действовать самостоятельно рядом со сверстником, не принимая на себя определенной роли.

Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами. Детям интересно учиться у взрослых, а взрослым – видеть, как быстро развиваются способности ребят, как из достаточно разрозненной группы складывается крепкий коллектив, с которым легко не только вести работу по драматизации и проводить другие занятия (дети становятся более дисциплинированными, умеют выражать свое мнение, чувствуют поддержку товарищей), но и воплощать самые смелые, простые, требующие высокой работоспособности, слаженности детского коллектива.

Таким образом, театрализованная деятельность, способствует тому, что у детей развивается умение строить диалог, пользуясь разнообразными средствами выразительности. Театрализованные игры, в которых дети, принимают на себя роли, помогают пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступать в разговор, поддерживать беседу, а также является эффективным средством воспитания уверенности в себе у детей малоактивных в общении. Грамотно организованная театрализованная деятельность становиться эффективным средством воспитания детей, поможет становлению творческой активности ребенка. Использование театрализованной деятельности в целях развития коммуникативных умений становиться возможным при выполнение следующих педагогических условий:

Создании соответствующей предметно - развивающей среды;

Целенаправленном и разностороннем планирование разных видов театрализованной деятельности;

Учёте индивидуальных особенностей, уровня развития коммуникативных умений.

Список литературы:

Артемьева Л.В. Театрализованные игры для школьников. – М.: 1991. – 302 с.

2. Дунаев Ю. Репертуар детского театра.- Ростов н/Д: «Феникс», 2014.- С.121.

3. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой

деятельности. – М.: Айрис – пресс, 2004 – 112 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области