МБУДО «Обливская ДМШ»
Методическая разработка открытого урока на тему:
«Работа над многоголосьем в распевках и разучиваемых произведениях».
Разработала и провела:
преподаватель высшей категории
класса хорового и сольного пения
Н.П. Голикова
2016-2017 учебный год (декабрь)
Преподаватель: Голикова Наталья Петровна
Дата проведения: 29.12 .2016г.
Группа: старшая (3-5 класс)
Предмет: хоровое пение
Тема урока: «Работа над многоголосьем в распевках и разучиваемых произведениях».
Форма проведения: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: групповое занятие
Межпредметные связи: сольфеджио, фортепиано
Материально-техническое оснащение урока: фортепиано, нотная литература, хоровые партии
Цель урока: развитие и формирование у учащихся навыков многоголосного пения в хоре, работать по партитуре.
Задачи урока:
образовательные обучение коллективному музицированию, пению в ансамбле, в унисон; овладение навыками многоголосного пения в хоровом исполнительстве.
развивающая развитие у обучающихся чистоты интонации, умения координировать слуховое восприятие и голосовое воспроизведение; умение работать по партитуре.
воспитывающая воспитание у обучающихся певческой культуры, интереса к хоровой музыке
Методы обучения:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
индуктивный;
дедуктивный;
проблемно – поисковый;
объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой индивидуальный опрос;
побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
сопоставление песен, различных по характеру;
вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
вокализация песен на слог и сольфеджирование;
задержка звучания на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона а также точной гармонии в хоровой партитуре;
образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением;
юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное
удовлетворение
личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
учёт индивидуальных особенностей;
дифференцированный подход.
План урока:
организационный момент;
вокально-хоровые упражнения;
работа над песенным репертуаром;
подведение итогов урока.
Предполагаемый результат:
использование вокально-хоровых упражнений будет способствовать освоению предметного материала и выработке навыков многоголосного пения.
Структура урока
1. Организационный момент.
Обучающиеся рассаживаются на места, подготавливают партии, приветствие преподавателя с обучающимися.
2. Постановка цели и задач урока.
На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков многоголосного пения в упражнениях для распевания, в песенном материале, используемом на занятии и в домашнем задании. А так же закрепление навыков работы по хоровой партитуре.
3. Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания):
- Выборочная проверка игры партитуры, пение сольфеджио, затем со словами русской народной песни «Ты, речка ли, моя реченька» в обработке А.Лядова.
4. Основной этап:
4.1. Распевание
а) а,э,и,о,у - на одном звуке
Цель: добиться устойчивого унисона, умение слышать и воспроизводить звук одной высоты в ансамбле и индивидуально.
б) «р» - (до, ре, ми – ми, ре, до)
Цель: развитие твердой атаки звука, а так же твердости согласной в речевом произношении.
в) «бр…» ( до, ре, ми, фа, соль –соль, фа, ми, ре, до ) -обучающиеся поют мелодию, при этом выдыхаемый воздух проходит через сжатые губы, придерживая щеки пальцами рук.
Цель: расслабить и организовать отдельные группы мышц лица.
г) распевка начинается в унисон, переходящая в терцию:
А.Сапожников и А.Трояновская
Да, да, да, да, у, да ( вверх унисон, вниз по терциям)
д) Н.Добровольская
ба, бэ, би, бо, бу ( на одном звуке «g» «e» «c», затем в трезвучии)
Цель: добиться обучающимися правильности интонирования в унисон, а так же точности и чистоты звучания многоголосного аккорда.
д) скороговорки
«Три сороки тараторки тараторили на горке»
Цель: добиться четкой и и активной артикуляции, на раскатистое «Р».
4.2. «В воздухе птичка поет» муз.В.Ребикова, сл. С. Дрожжина
Партитуры на руках у хористов.
Обучающиеся работают по партитуре, анализируют наиболее сложные места нотного текста, отвечая на наводящие вопросы преподавателя.
Цель: выявить наиболее сложные места в партитуре, научить самостоятельно использовать приобретенные навыки на уроке в работе с нотным текстом.
План краткого анализа партитуры:
Ребята, давайте сделаем небольшой анализ партитуры разучиваемого произведения.
Прочитать содержание литературного текста, обсудитьс обучающимися о чем говорится в произведении, какой характер у данного хора
- какая тональность?
- какой размер, есть ли смена размера?
- в каком темпе написан хор?
-для скольких голосов написан хор?
- какое голосоведение в хоровых партиях? (плавное или скачкообразное)
- какие интонации присутствуют в голосах? (секундовые интонации в партии 1х и 2х сопрано)
- какие ритмические особенности встречаются в партиях голосов?
- какие динамические особенности?
- какие длительности встречаются в нотном тексте? Преобладание каких длительностей?
- встречаются ли распевы слогов?
- какие еще видим авторские указания? ( фермато, акценты, темп, штрихи, цезуры)
- Все, что указано в нотном тексте автором произведения служит для передачи образа, характера, настроения и т.д.
Пение отдельно по голосам, затем соединить голоса и петь всем хором.
Наиболее трудные места нужно повторить несколько раз по тактово с инструментом и без него.
4.3.муз. В.Ходоша, сл. Г.Ворониной «Песенка о добре и чуде» из оперы «Курочка Ряба»
Партитура на руках у хористов.
Цель: дать возможность обучающимся закрепить полученные навыки пения многоголосной партитуры в произведении с сопровождением.
План краткого анализа вокальной партии:
-кто автор? - Это современный композитор.
-кто автор слов? О чем это произведение?
-как начинается произведение?
- с какого такта в хоровой партитуре начинается многоголосье?
(начинается в унисон, затем с 19 такта разделение на два голоса, во втором припеве появляется разделение партитуры на три голоса)
-какую форму имеет это произведение в котором есть куплет и припев?
(куплетную – 2 куплета и 2 припева)
-какой размер? есть ли смена размера? где?
-какова динамика хорового произведения?
-какие авторские указания в нотном тексте помогут максимально точно передать характер произведения и достичь желаемого результата?
Пение произведения по партитуре сольфеджио по голосам, затем соединить все голоса. Необходимо изменить темп разучивания, т.к. сложность нотного текста может вызвать затруднения в исполнении.
5.Заключительный этап:
5.1.Итог урока:
Урок прошел продуктивно. Все обучающиеся с большим интересом принимали активное участие в работе; разборе партитур, их игре на инструменте, сольфеджировании и пении со словами отдельно по голосам и всем хором.
5.2.Выводы, анализ, оценка:
Научиться слушать свою партию и слышать правильный аккорд в многоголосном хоровом произведении – это главная цель поставленная в работе над многоголосьем с обучающимися хоровому пению. Все присутствующие хоровые исполнители с большим интересом повторяли все приемы вокального исполнительства для достижения поставленной задачи.
5.3.Домашнее задание:
«В воздухе птичка поет» - учить свою партию с игрой на инструменте, играть партитуру, петь свою парию с игрой партий других голосов.
«Песенка о добре и чуде» - учить партию с игрой на инструменте, играть партитуру, петь с игрой партитуры и без игры.