Методическая разработка открытого урока на тему «Работа над многоголосьем в распевках и разучиваемых произведениях».

Цель урока развитие и формирование у учащихся навыков многоголосного пения в хоре, работать по партитуре. Задачи урока образовательные обучение коллективному музицированию, пению в ансамбле, в унисон овладение навыками многоголосного пения в хоровом исполнительстве. развивающая развитие у обучающихся чистоты интонации, умения координировать слуховое восприятие и голосовое воспроизведение умение работать по партитуре. воспитывающая воспитание у обучающихся певческой культуры, интереса к хоровой музыке


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


МБУДО «Обливская ДМШ»

Методическая разработка открытого урока на тему:

«Работа над многоголосьем в распевках и разучиваемых произведениях».

Разработала и провела:

преподаватель высшей категории

класса хорового и сольного пения

Н.П. Голикова

2016-2017 учебный год (декабрь)

Преподаватель: Голикова Наталья Петровна

Дата проведения: 29.12 .2016г.

Группа: старшая (3-5 класс)

Предмет: хоровое пение

Тема урока: «Работа над многоголосьем в распевках и разучиваемых произведениях».

Форма проведения: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: групповое занятие

Межпредметные связи: сольфеджио, фортепиано

Материально-техническое оснащение урока: фортепиано, нотная литература, хоровые партии

Цель урока: развитие и формирование у учащихся навыков многоголосного пения в хоре, работать по партитуре.

Задачи урока:

образовательные обучение коллективному музицированию, пению в ансамбле, в унисон; овладение навыками многоголосного пения в хоровом исполнительстве.

развивающая развитие у обучающихся чистоты интонации, умения координировать слуховое восприятие и голосовое воспроизведение; умение работать по партитуре.

воспитывающая воспитание у обучающихся певческой культуры, интереса к хоровой музыке

Методы обучения:

наглядный (слуховой и зрительный);

словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка    исполнения);

индуктивный;

дедуктивный;

проблемно – поисковый;

объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой индивидуальный опрос;

побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

сопоставление песен, различных по характеру;

вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

вокализация песен на слог и сольфеджирование;

задержка звучания на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона а также точной гармонии в хоровой партитуре;

образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением;

юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное

удовлетворение

личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

учёт индивидуальных особенностей;

дифференцированный подход.

План урока:

организационный момент;

вокально-хоровые упражнения;

работа над песенным репертуаром;

подведение итогов урока.

Предполагаемый результат:

использование вокально-хоровых упражнений будет способствовать освоению предметного материала и выработке навыков многоголосного пения.

Структура урока

1. Организационный момент.

     Обучающиеся рассаживаются на места, подготавливают партии, приветствие преподавателя с обучающимися.

2. Постановка цели и задач урока.

    На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков многоголосного пения в упражнениях для распевания, в песенном материале, используемом на занятии и в домашнем задании. А так же закрепление навыков работы по хоровой партитуре.

3. Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания):

- Выборочная проверка игры партитуры, пение сольфеджио, затем со словами русской народной песни «Ты, речка ли, моя реченька» в обработке А.Лядова.

4. Основной этап:

4.1. Распевание

а) а,э,и,о,у - на одном звуке

Цель: добиться устойчивого унисона, умение слышать и воспроизводить звук одной высоты в ансамбле и индивидуально.

б) «р» - (до, ре, ми – ми, ре, до)

Цель: развитие твердой атаки звука, а так же твердости согласной в речевом произношении.

в) «бр…» ( до, ре, ми, фа, соль –соль, фа, ми, ре, до ) -обучающиеся поют мелодию, при этом выдыхаемый воздух проходит через сжатые губы, придерживая щеки пальцами рук.

Цель: расслабить и организовать отдельные группы мышц лица.

г) распевка начинается в унисон, переходящая в терцию:

А.Сапожников и А.Трояновская

Да, да, да, да, у, да ( вверх унисон, вниз по терциям)

д) Н.Добровольская

ба, бэ, би, бо, бу ( на одном звуке «g» «e» «c», затем в трезвучии)

Цель: добиться обучающимися правильности интонирования в унисон, а так же точности и чистоты звучания многоголосного аккорда.

д) скороговорки

«Три сороки тараторки тараторили на горке»

Цель: добиться четкой и и активной артикуляции, на раскатистое «Р».

4.2. «В воздухе птичка поет» муз.В.Ребикова, сл. С. Дрожжина

Партитуры на руках у хористов.

Обучающиеся работают по партитуре, анализируют наиболее сложные места нотного текста, отвечая на наводящие вопросы преподавателя.

Цель: выявить наиболее сложные места в партитуре, научить самостоятельно использовать приобретенные навыки на уроке в работе с нотным текстом.

План краткого анализа партитуры:

Ребята, давайте сделаем небольшой анализ партитуры разучиваемого произведения.

Прочитать содержание литературного текста, обсудитьс обучающимися о чем говорится в произведении, какой характер у данного хора

- какая тональность?

- какой размер, есть ли смена размера?

- в каком темпе написан хор?

-для скольких голосов написан хор?

- какое голосоведение в хоровых партиях? (плавное или скачкообразное)

- какие интонации присутствуют в голосах? (секундовые интонации в партии 1х и 2х сопрано)

- какие ритмические особенности встречаются в партиях голосов?

- какие динамические особенности?

- какие длительности встречаются в нотном тексте? Преобладание каких длительностей?

- встречаются ли распевы слогов?

- какие еще видим авторские указания? ( фермато, акценты, темп, штрихи, цезуры)

- Все, что указано в нотном тексте автором произведения служит для передачи образа, характера, настроения и т.д.

Пение отдельно по голосам, затем соединить голоса и петь всем хором.

Наиболее трудные места нужно повторить несколько раз по тактово с инструментом и без него.

4.3.муз. В.Ходоша, сл. Г.Ворониной «Песенка о добре и чуде» из оперы «Курочка Ряба»

Партитура на руках у хористов.

Цель: дать возможность обучающимся закрепить полученные навыки пения многоголосной партитуры в произведении с сопровождением.

План краткого анализа вокальной партии:

-кто автор? - Это современный композитор.

-кто автор слов? О чем это произведение?

-как начинается произведение?

- с какого такта в хоровой партитуре начинается многоголосье?

(начинается в унисон, затем с 19 такта разделение на два голоса, во втором припеве появляется разделение партитуры на три голоса)

-какую форму имеет это произведение в котором есть куплет и припев?

(куплетную – 2 куплета и 2 припева)

-какой размер? есть ли смена размера? где?

-какова динамика хорового произведения?

-какие авторские указания в нотном тексте помогут максимально точно передать характер произведения и достичь желаемого результата?

Пение произведения по партитуре сольфеджио по голосам, затем соединить все голоса. Необходимо изменить темп разучивания, т.к. сложность нотного текста может вызвать затруднения в исполнении.

5.Заключительный этап:

5.1.Итог урока:

Урок прошел продуктивно. Все обучающиеся с большим интересом принимали активное участие в работе; разборе партитур, их игре на инструменте, сольфеджировании и пении со словами отдельно по голосам и всем хором.

5.2.Выводы, анализ, оценка:

Научиться слушать свою партию и слышать правильный аккорд в многоголосном хоровом произведении – это главная цель поставленная в работе над многоголосьем с обучающимися хоровому пению. Все присутствующие хоровые исполнители с большим интересом повторяли все приемы вокального исполнительства для достижения поставленной задачи.

5.3.Домашнее задание:

«В воздухе птичка поет» - учить свою партию с игрой на инструменте, играть партитуру, петь свою парию с игрой партий других голосов.

«Песенка о добре и чуде» - учить партию с игрой на инструменте, играть партитуру, петь с игрой партитуры и без игры.





Время Знаний

Россия, 2015-2019 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.12.2019