Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Практика применения эффективных методов обучения испанскому языку в работе учителя

Методическая помощь начинающим учителям испанского языка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Практика применения эффективных методов обучения

испанскому языку в работе учителя»

1. Применение репродуктивного метода обучения испанскому языку

На всех этапах обучения испанскому языку могут применяться разные методики репродуктивного (наглядного) метода.

На базовом этапе обучения испанскому языку применение репродуктивного метода – обязательно, поскольку он предполагает, что для восприятия нового материала школьники должны повторять лексику и грамматические структуры за учителем сначала коллективно, а затем индивидуально, чтобы сформировать правильное произношение.

Применение наглядного (репродуктивного) метода в работе с испанским языком должно быть отражено в учебных материалах. Материал должен прорабатываться в комплексе упражнений и заданий, развивающих умение и навык слушать, понимать и говорить на испанском языке. Акцент должен быть сделан, прежде всего, разговорную речь и пополнение запаса слов. Темы должны формировать заинтересованность школьников в изучении испанского языка.

Задача преподавателя – сначала дать основной лексический материал в бытовых и общекультурных темах. Для отработки лексики этих тем преподаватель должен предложить учащимся составить лексический словарь.

Лингвострановедческую тему учитель должен начинать с общего ознакомления с культурой Испании.

При применении наглядного метода учитель должен вводить новую лексику, используя визуальные опоры и отрабатывать ее со школьниками на упражнениях. Также новая лексика успешно отрабатывается в процессе прослушивания и многократного повторения диалогов, текстов и других аудиовизуальных материалов.

Репродуктивно-наглядный метод предполагает, что в процессе отработки лексики на базовом этапе могут применяться карточки. В процессе работы с аудио и визуальными материалами под контролем учителя должны отрабатываться фонетические навыки школьников.

Итогом отработки каждой темы на каждом уровне обучения испанскому языку в рамках репродуктивного метода учитель должен провести со школьниками рефлексивное занятие, по результатам которого он оценит, насколько успешным было усвоение изученного материала и есть ли необходимость его повторной проработки.

Когда минимальный уровень освоен, репродуктивный (наглядный) метод применяется для того, чтобы сформировать у учащихся школы системное представление о языке и отработать навыки правильного говорения, грамматического и стилистического построения высказывания на испанском языке. Именно с этой целью набор учебных и дидактических материалов по испанскому языку должен содержать материалы наглядного и репродуктивного характера.

В процессе перехода от изучения бытовых тем к социокультурным, постепенно меняются и формы использования этого метода в процессе преподавания испанского языка. Основной упор делается не столько на освоение новых лексико-грамматических форм, сколько на речевую деятельность.

Тем не менее, лексико-грамматический материал в процессе обучения испанскому языку должен отрабатываться при изучении каждой темы в виде заданий учителя. Например, в содержании занятия может предлагаться рассмотрение темы, посвященной испанскому этикету или более сложным языковым проявлениям испанского языка.

Таким образом, именно использование репродуктивно-наглядного метода в сочетании с другими технологиями позволяет школьнику освоить испанский язык в достаточной для общения форме.

На следующих этапах формирования умений осуществлять устную и письменную коммуникацию на испанском языке, использование репродуктивно-наглядного метода не теряет своей актуальности. Конечно, коммуникативный подход к обучению испанскому языку перенес некоторые акценты работы со школьниками с традиционных форм на коммуникативные, однако для формирования целостного представления об испанском языке, а также правильного и грамотного говорения недостаточно только уметь говорить. Необходимы наглядные грамматические опоры, которые формируют структуру и фундаментальность знания испанского языка.

В УМК по испанскому языку в общем образовании помимо учебника, должна быть использована рабочая тетрадь, которая поддерживает тематику и грамматико-лексический ряд учебника. Для школьников более старшего возраста является обязательным составление портфолио, которое содержит тот материал, который должен быть отражен с использованием лексико-грамматического материала курса.

Именно репродуктивно-наглядный метод диктует логику отработки материалов темы через отдельные разделы, которые должны быть рассмотрены на занятии.

Разделы грамматики должны содержать информацию о таких грамматических конструкциях, которые могут быть использованы в разговорной речи носителей языка. Они должны подготовить учащегося к возможности понимания контекста произнесенного выражения.

Аудирование на основе материалов, предоставленных учителем на занятии, должны формировать навык школьинокв на слух понимать несложную неадаптированную речь.

Задания по фонетике призваны помогать учащимся продолжать отрабатывать правильный звуковой ряд испанского языка.

И, наконец, важнейшие разделы обучения испанскому языку в общем образовании – разделы по применению социокультурной лексики – учитель должен включать в каждое занятие. В этих же разделах он должен отрабатывать ее использование на практике.

2. Применение коммуникативного метода обучения испанскому языку

Применение коммуникативного метода при обучении испанскому языку подчиняется определенной логике проведения занятий на разных этапах общего образования.

Для эффективного использования коммуникативного метода, особенно на этапе базовой подготовки, учителю следует делать основной акцент на формировании навыков слушать и говорить на испанском языке.

При обучении школьников коммуникативным навыкам на базовом уровне следует использовать технологии общения в простых реальных речевых ситуациях, которые могут возникнуть, когда они общаются с одноклассниками.

Бóльшую часть времени на занятии со школьниками можно использовать для того, чтобы закрепить пройденный материал в виде простых диалогов в парах или группах или в описании какого-то явления или события.

Во время занятия следует чередовать виды активного и речевого действия, когда работа с аудио, видео и мультимедийными материалами должна сменяться говорением простых фраз на испанском языке

Для работы с простыми текстами бытовой или социокультурной тематики учитель может использовать материал, который прилагается в виде мультимедийных материалов в Интернете. Также можно инсценировать разные простые бытовые ситуации.

Когда базовый уровень освоен, и школьники свободно общаются на бытовые темы с использованием правильных грамматических и лексических клише, задания по коммуникации должны становиться сложнее.

Например, коммуникативная часть может быть построена в форме командных соревнований, в процессе которых учащиеся в активной форме отрабатывают лексический и грамматический материал.

Или же его можно отрабатывать в парах выполняя задание учителя, исправить ошибки друг друга. Один школьник говорит фразу с ошибкой, а другой должен эту ошибку найти и исправить. Потом они меняются.

Для школьников интересно смоделировать ситуации на испанском языке, когда они идут в магазин, на игровую площадку, на праздник. Помимо отработки разговорных навыков школьникам интересно играть в ролевые игры или ставить несложные спектакли на испанском языке.

Для языковой подготовки применения испанского языка в будущей профессиональной деятельности учитель может организовать обсуждение фотографий по профориентационной тематике в парах или группами. Стимулировать такое обсуждение можно наводящими вопросами по теме.

Таким образом, коммуникативный метод обучения предполагает поэтапность в формировании знаний и в развитии необходимых навыков говорения, аудирования и общения школьников на испанском языке не только на занятиях, но и в обычной жизни.

3. Применение эвристического (поискового) метода обучения испанскому языку

Основу эвристического или поискового метода составляет возможность формирования навыка вести самостоятельную работу, планировать ее, логически осмысливать, критически относиться к результатам. Как правило, эвристический подход реализуется в общем образовании через выполнение проектов. На разных этапах обучения такая работа может быть от самой простой – составления самостоятельных подборок предметов и коллажей, до более сложной – организации презентации по определенному плану по какой-то теме.

Однако уже на этом этапе школьники могут делать и более сложные проекты, посвященные описанию Испании, России и других стран, каким-то природным явлениям или просто по каким-то интересным для них темам.

Дети любят играть в компьютерные игры, и их проектом в этом случае может быть описание каких-то вымышленных персонажей или героев этих игр или интересных игровых сюжетов.

Если учащийся делают проекты в виде коллажей или композиций, то на основании этих проектов можно провести занятие по отработке лексики, когда школьники будут называть знакомые им предметы на испанском языке. Можно даже сделать конкурс на то, кто назвал больше таких предметов. Вариантов работы с проектами на базовом уровне изучения испанского языка в общем образовании может быть очень много. Главное, чтобы для учеников сохранялся интерес заниматься этой деятельностью.

Когда базовый уровень испанского языка уже освоен, эвристическая проектная деятельность используется для формирования навыков самостоятельного поиска, анализа, критического осмысления, структурирования и представления информации. Для этого, прежде всего, подходят лингвострановедческие темы, а также темы социокультурной направленности. Часто эти темы могут соответствовать темам, проходимым на других предметах – истории, обществознании, географии, литературе и других.

Как форма выполнения проекта может быть задание написать статью или эссе на испанском языке по обзору какой-то проблемы в мире, характеристике будущей профессии, особенностях школьников разных стран и так далее.

Интересными проектами могут быть презентации, рассказывающие о возможностях найти работу в других странах.

Таким образом, использование эвристического метода, который в общем образовании применяется для создания индивидуальных и коллективных проектов, при изучении испанского плодотворно может использоваться на всех этапах обучения. Проектная деятельность призвана сформировать у учащихся навыки самостоятельного мышления, планирования, поиска, анализа и систематизации информации и ее оформления.

Проектная деятельность должна стать обязательным дополнением к использованию других методов обучения испанскому языку в общем образовании.

4. Инновационные методы и технологии обучения испанскому языку

Приоритетное направление преподавания испанского языка на современном этапе заключается в обучении практическому общению – коммуникации – в реальных ситуациях. Однако одновременно с коммуникативными компетенциями современное общее иноязычное образование формирует и социокультурные компетенции. Потому, помимо основных методов обучения испанскому языку необходимо использовать и другие инновационные технологии.

Несмотря на то, что новые педагогические технологии на настоящее время все еще находятся на стадии разработки и эксперимента, однако уже сейчас ясно, что их использование благоприятно сказывается на результатах иноязычного образования. Отличительной чертой этих технологий является то, что их использование должно ориентироваться на предварительно определенный результат обучения.

Современные педагогические технологии, которые эффективно использовать при преподавании испанского языка, можно считать совокупностью трех составляющих – формы, метода и средства.

Именно при совокупности современных средств иноязычного обучения – интерактивной технологии, компьютерно-информационного обеспечения и качества учебно-методических материалов возможно достижение необходимых компетенций выпускника общеобразовательного учебного заведения.

Одна из форм использования интерактивной формы обучения, которая позволяет учащимся приобрести новые иноязычные навыки – это применение кейс-метода, который эффективно формирует опыт решения определенных задач в конкретных ситуациях.

Другими методами деятельностного подхода к иноязычному обучению в общем образовании могут быть игры, межкультурное обучение, телекоммуникационные проекты и т.д. Все они предполагают возможность использования разных организационных форм обучения – командной, парной, в микрогруппе и индивидуально.

5. Применение кейс-метода в обучении испанскому языку

Кейс-метод изначально применялся для обучения навыкам решения сложных экономических задач, возникающих в практических ситуациях. И только позже его применение в других сферах образования, в частности, в общеобразовательном иноязычном обучении, стало рассматриваться как способ обеспечения деятельностного, проблемного характера обучения, который способствует формированию коммуникативных и социокультурных компетенций учащегося.

Этот метод может применяться в разных образовательных ситуациях, например, для организации самостоятельной образовательной деятельности, для работы с лингвострановедческими текстами и так далее. Фактически, это метод в применении к обучению испанскому языку помогает приобрести коммуникативно-прагматический опыт в решении социальных задач с использованием испанского языка.

Помимо приобретения дополнительного навыка в коммуникативном общении на испанском языке, этот метод помогает развивать логическое конструктивное мышление школьников, способность к сопоставлению и анализу фактов, использованию альтернативных вариантов решения вопроса, самостоятельного поиска важной информации.

При применении этого метода важным является еще то, что он предполагает групповую, командную работу, что также хорошо сказывается на возможности не только научиться нестандартно подходить к решению возникающих задач, но и делать это коллективно.

Кейс-метод способствует тому, что решение задачи будет осуществляться через: во-первых, постановку проблемы; во-вторых, решение проблемы; в-третьих, через проверку этого решения.

Для использования этого метода в обучении испанскому языку в общеобразовательной организации, в ситуации, которые будут решаться с его помощью, необходимо внести интерактивную составляющую, которая заключается в организации группового обсуждения и решения проблемы. Для разрешения ситуации учащиеся должны быть активно включены в решение вопроса, а значит, в процессе такого общения будут формироваться и коммуникативные навыки.

6. Применение интерактивных технологий в обучении испанскому языку

Первая из таких технологий – работа в малых группах сотрудничества. Отличие этой технологии поведения занятий в том, что учащиеся этой группы находятся в состоянии взаимозависимости, они не соревнуются между собой. То есть на уроке испанского языка, проводимому по такой технологии формируется навык учащегося работать в команде, где все участники взаимозависимы и для достижения результата они должны сотрудничать и помогать друг другу. Каждой малой группе ставится своя задача.

Например, каждой группе ставится задача по работе с текстом, посвященном описанию погоды в разные времена года. Они должны составить описание этого времени года, не используя его название. Каждый из участников одной группы озвучивает одно–два предложения с описанием. Другие группы должны угадать время года используя эти описания и задавая дополнительные вопросы. В конечном счете, все группы должны выстроиться в последовательности времен года.

Или другой пример по работе с это же темой. Каждому учащемуся в группе дается отрывок с текстом, который он должен прочитать и перевести. Затем он должен рассказать своим одноклассникам о содержании своего маленького текста. По этим рассказам группа должна составить связный текст, который озвучить другим группам. Работа между группами также будет состоять в задавании дополнительных вопросов по тексту для того, чтобы угадать описанное время года.

Таким образом, учащиеся учатся работать в команде, повторяют лексику и грамматику изученного материала по определенной теме, и вовлекаются в сюжет. Такую форму работы в малых группах можно проводить практически по каждой изучаемой теме в процессе работы на уроке испанского языка.

Урок квест или веб-квест – это формы активного обучения в форме приключенческой игры, в которой учащиеся по ходу игры решают различные интеллектуальные задачи на испанском языке. Цель таких уроков-квестов помочь учащимся в интересной форме приобрести новые навыки использования испанского языка, освоить новую лексику и повторить грамматику. В процессе квеста преподаватель испанского языка помогает учащимся правильно формулировать вопросы и ответы. Такие веб-квесты эффективно проводить в форме бинарных уроков по какой-то из тем, изучаемых на других уроках – истории, географии, биологии и т.д.

Например, задание квеста – виртуально посетить места в Москве, связанные с историей испанцев по предоставленной учителем карте; подобрать описание этих мест на карточках на испанском языке, расположить их в хронологическом порядке, рассказать как пройти от одного объекта к другому и, в конечном счете, найти в сокровище, которое спрятано в подвале одного из зданий на карте. В каждом описании объекта, связанного с историей испанцев будет указана подсказка того, в каком конкретно месте нужно искать сокровища.

В старшей школе можно предложить учащимся не только пройти уже готовый квест, но и разработать такой квест самостоятельно или в группах. Далее можно обменяться квестами и проходить их параллельно несколькими группами. Можно дать задание разработать квест для учеников предыдущего класса. Тогда постепенно у учителя соберется коллекция интересных уроков-квестов, которые можно будет использовать на разных этапах обучения испанскому языку.

Использование веб-квестов на уроках испанского языка помогает не только в интересной форме организовать преподавание языка, но учит проблемно-поисковой деятельности для достижения поставленной цели на основе Интернет-ресурсов. Также такие уроки могут помочь в формировании навыков работы с информацией: анализу, систематизации и т.д.

Урок – мозговой штурм. Это один из видов проблемного обучения, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся и развитие навыков поисковой деятельности. Именно в процессе осуществления проблемно-поисковой деятельности формируется и проявляется индивидуальность учащихся.

Можно озвучить проблему, например, два ученика заблудились в каком-то городе. Далее можно разбить группу учащихся на 2 или 3 небольшие команды, чтобы каждая из них составила алгоритм того, как можно решить эту проблему и попасть в нужное место. Когда группа нашла решение, то поручить каждому из членов этой группы: одному устно описать решение проблемы, другому – написать ее письменно, третьему составить диалог между заблудившимися учениками, четвертому – составить диалог, чтобы выяснить дорогу и т.д.

Задания по мозговому штурму можно проводить на разных этапах изучения испанского языка. Будут различаться только сложность лексики и грамматика построения речевых конструкций.

Итак, в процессе современного преподавания испанского языка задачей учителя на уроке является не навязать учащемуся цели его изучения, и убедить в необходимости определенных способов для достижения этой цели, а помочь учащемуся в построении своей образовательной траектории. То есть дать возможность ученику самому определиться с тем, какие знания ему могут понадобиться в жизни для самореализации и помочь ему с реализацией этих потребностей. Научить его получать новые знания и использовать их в дальнейшей жизни.

7. Применение метода иноязычного межкультурного обучения

При использовании иноязычного метода межкультурного обучения учитель готовит школьников к преодолению барьеров, возникающих в процессе общения с испанцами. Здесь речь идет, прежде всего, о понимании этнопсихологических особенностей поведения.

И хотя дисциплина «Этнопсихология» не запланирована в большинстве учебных программ общего образования, тем не менее учитель может провести несколько занятий, знакомящих школьников с культурными особенностями того или иного народа. Тем более такие занятия будут полезны, если есть возможность познакомить учащихся с региональными лингвострановедческими особенностями.

То есть фактически, преподаватель испанского языка может провести межкультурный тренинг с использованием тех интерактивных приемов, которые используются при межкультурном обучении.

Главное, что должны узнать учащиеся образовательных организаций, что нормы поведения в разных культурах могут быть различными.

8. Использование метода телекоммуникационного семинара

Современная информационная среда, возможность использования мультимедийных технических средств, мгновенный доступ к большинству ресурсов требует от современного общего образования использования этих новых технологий в процессе обучения. Тем более это касается изучения испанского языка, поскольку именно доступ к учебной литературе во многом и сформировал потребность в хорошем знании испанского языка.

Более того, новые телекоммуникационные технологии позволяют школьникам разных стран совместно работать над одними проектами, что тоже рождает потребность в иноязычном образовании.

Современные технологии делают возможным быстрый обмен информацией, содержащей новые идеи и проекты; предоставляют новые способы расширения кругозора, повышения качества знаний, формирования новой культуры общения; стимулируют к умению краткого и четкого изложения своих мыслей, толерантному отношению к позиции своих оппонентов, аргументированному доказательству своей точки зрения, умению находить нужную информацию из разных источников и многому другому.

Таким образом, использование современных телекоммуникационных технологий на современном этапе не только предоставляет много новых возможностей, но и рождает потребность изучать испанский язык.

В образовательных целях использование таких технологий вполне оправдано, поэтому учитель должен использовать новые ресурсы для повышения качества обучения испанскому языку. Учитель не только должен соответствовать уровню владения этими технологиями своих учеников, но и предлагать новые темы поисковой проектной деятельности и помогать с поиском новых ресурсов. Также эффективно в занятия включать задания по работе с интерактивными мультимедийными источниками.

Однако при такой работе учителю следует научить школьников культуре международного общения посредством средств телекоммуникации. Научить их писать электронные официальные письма и запросы, возможно даже заявки на гранты или в программы межшкольного обмена. Во время уроков испанского языка эффективно обучить детей употреблению речевых моделей, применимых в беседах и дискуссиях с испанскими друзьями. Также будет полезным обучить их возможностям использования поисковых систем, использованию ключевых слов, умению правильно задавать вопросы, чтобы получать информативные ответы.

Отрабатывать навыки такой работы можно на телекоммуникационных семинарах, проводимых в специальных классах оснащенных соответствующим оборудованием. Если у образовательной организации нет возможности предоставить такой класс, то учитель может использовать другие доступные средства – смартфоны, коммуникаторы, планшеты и т.д.

На таких уроках учитель может сформулировать проблему, решение которой школьники должны найти самостоятельно, используя возможности Интернета. Однако учитель должен заранее составить список иноязычных сайтов, на которых учащийся должен получить нужную информацию и внимательно следить, чтобы дети пользовались именно иноязычными источниками.

Таким образом, учитель должен обязательно уметь и использовать телекоммуникационные источники информации для расширения навыков и умений школьников в процессе обучения коммуникации на испанском языке в общем образовании.

Литература

Сайт: Педобразование.рф

Зверева Е.В. Мультимедийные технологии как средство мотивации обучающихся в процессе преподавания иностранных языков // Вестник РУДН. Сер. Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 3. С. 67–74.

Нормативные документы и методические материалы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по предмету «Иностранный язык».

Баринова Е.Б. Этнопсихология: учеб. Пособие / Е.Б. БариноваМ.: РУДН, 2012.

Дидактика межкультурной коммуникации в иноязычном образовании: теория и практика: материалы всерос. конф. с междунар. участием, посвященной 75-летию проф. А. Н. Утехиной: в 2 ч. / ред.: Т.И. Зеленина, Л.М. Малых. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. Ч. 1: Педагогика.

Игры на уроках иностранного языка.

Использование технических средств обучения в преподавании иностранных языков.

Логика урока иностранного языка.

Обучение устной и письменной речи на втором иностранном языке.

Приемы интенсификации обучения второму иностранному языку.

Рекомендации в отношении учебных материалов по изучению второго иностранного языка.

Рекомендации кафедры иностранных языков по выбору УМК, исходя из современных требований к учебнику как основному средству обучения.

Современные технологии обучения иностранным языкам. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка.

Структура урока иностранного языка и его организация.

Стукалова О.А. Коммуникативный подход при обучении говорению на основе текста в старших классах средней общеобразовательной школы.

Табаринцева-Романова К.М., Кортези Л., Кузьминых Н.Е. Испанский язык в международных отношениях. Практика общественно-политического перевода. 2016.

Учебно-воспитательный потенциал применения вебквестов на уроках иностранного языка.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области