«Шаг в будущее»
Русских Галина Геннадьевна
Воспитатель
МАДОУ «Сылвенский детский сад «Рябинка»
«Лэпбук как средство индивидуализации обучения детей среднего возраста».
Проблема индивидуализации дошкольного образования на протяжении десятков лет остается актуальной в педагогической науке и практике. В условиях модернизации системы образования Российской Федерации одной из основных задач государственной образовательной политики является обеспечение современного качества дошкольного образования, целью, которой является создание благоприятного пространства социализации, индивидуального развития ребенка, и усвоение ключевых компетенций в условиях дошкольного образовательного учреждения.
А. В. Петровский определяет индивидуализацию как открытие и утверждение своего «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей своего характера, т. е. становление и осмысление индивидуальности. С. М. Юсфин и Н. Н. Михайлова определяют индивидуализацию как «процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признаёт себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности».
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, мною были сделаны выводы о значительном снижении познавательной активности детей. 34% воспитанников недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать). У 66 % детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо.
Анализ практики работы ДОУ показал, что не все дети умеют включаться в совместную деятельность, принимать общую задачу, распределять действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера. Все это приводит к конфликтам, разобщенности, неумению доводить дело до конца.
Чтобы правильно организовать партнерскую деятельность с детьми, я опиралась на тезисы Н. А. Коротковой:
•Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
• Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).
•Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
• Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Проблема в образовательном процессе совместного взаимодействия педагога и ребенка, а также ребенка со сверстником, привела меня к поиску новых решений. Что же может повысить качество образовательного процесса, как не инновации? Проанализировав несколько технологий, я остановилась на технологии «лэпбук», как одной из наиболее интересных, отличающихся своей наглядностью и разнообразием.
Основная идея основана на применении современной технологии «Лэпбук» в образовательном процессе, направленной на индивидуализацию образования и, как следствие, на развитие познавательной активности и инициативы детей дошкольного возраста.
Лэпбук (lapbook), или как его еще называют интерактивная тематическая папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые учащийся может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребёнок проделал в ходе изучения данной темы.
Данное универсальное пособие служит итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели детского сада, предусмотренной основной образовательной программой. Его использование способствует реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность мне построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, проявляет сознательную поисковую активность. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка.
Цель моей работы - использование лэпбука как средства индивидуализации обучения детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Научить дошкольников ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения.
2. Обучать детей всесторонне смотреть на проблему.
3. Развивать поисково-исследовательские навыки детей.
4.Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи.
Свою работу начала с изучения научно-методической литературы и других информационных источников по этой теме; разработала систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков для детей дошкольного возраста; подключила к теме семьи воспитанников. (Приложение №1)
При изучении темы «Осень» накопилось много материала, и мне пришла идея собрать его в одну папку. Так появился самый первый лэпбук «Закружила осень золотая», с которым я познакомила детей, провела беседу.
В целях поддержания познавательной и творческой активности организовала работу по интересам и возможностям. В течение месяца ребята рисовали, лепили, раскрашивали, вырезали, сравнивали животных, искали в них сходства и различия, читали разные истории о лесных жителях, играли в дидактические игры. А главное дети сами получили возможность делиться друг с другом тем опытом, который они приобрели. Накопилось много творческого материала. А после я напомнила детям, что есть интересная книга, в которую можно поместить весь материал. Ребята предложили сделать такую книгу. Так и появился лэпбук «Лесные жители».
Проявляя интерес к тем или иным темам, дети задавали много вопросов.
Большой интерес дети проявили к Дню синички. Работу организовали, учитывая запросы детей: «Почему она называется синица?», «Чем питаются?», «Синицы полезные или нет?» и т.д.
Созданная для каждого ребенка ситуация успеха, показала значимость вклада каждого в большое общее дело. В полной мере проявилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных вопросов. Дети предложили сделать лэпбук «Синица». Он помог нам систематизировать весь материал. Получилась целая мини-энциклопедия, можно сказать исследовательская работа. Дети были в восторге от проделанной работы. (Приложение №2)
Вовлечение в изготовление лепбука семей воспитанников создаёт условия для развития более доверительных отношений, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и реализовать потенциал родителей.
Возможность совершить самостоятельные, пусть и незначительные пока открытия есть у каждого. Деятельность детей планирую с учётом их интереса и инициативы. Большое количество запросов получили по темам «Юный математик», «Весёлые уроки здоровья», «Дорога. Транспорт. Пешеход», «Русские народные сказки». Воспользовались этим, чтобы закрепить навык создания лэпбуков и для того, чтобы эта практика стала для детей занимательным делом, ушла в самостоятельную деятельность.
Поскольку каждый раз перед ребятами открывается что-то новое и интересное, ведь все в книге можно самим, потрогать, попробовать открывать и передвигать – такая книга и сама является для ребят большим сюрпризом. Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания. Работа строится таким образом, что дети получают возможность выбора: одни ровно вырезают, другие аккуратно могут приклеить, третьи умеют делать красивые кармашки. Каждый ребёнок выбирает своё, но вместе – в паре, в группе дети делают одно дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов. Важно сказать, что интерес детей поддерживается продолжительное время.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). В итоге получается некий «накопитель» материалов по одной теме, помогающий закрепить и отработать полученные знания.
Учитывая запросы, возраст, интересы детей, организацию учебного процесса были созданы лэпбуки по следующим темам: «Все профессии важны», "Зима», «Весна – красна», «Волшебница-вода», «Насекомые».
В содержание лэпбуков вошли: интересные факты, дидактические игры, загадки, стихи, сказки, картинки, раскраски, пазлы, картотеки опытов, физкультминуток.
Результаты работы над темой показали, что 28% детей умеют самостоятельно определить цель, выбрать необходимые средства для её осуществления, определить последовательность действий. 72% детей проявляют инициативу в выборе вида деятельности, самостоятельность в принятии решений, способны договориться о совместных действиях.
Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Таким образом, лэпбук – одно из средств индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий.
Для меня использование лэпбука – это повышение профессиональной компетентности в области поддержки детской инициативы.
Приложение № 1<Object: word/embeddings/_________Microsoft_Word1.docx>Приложение № 2