Роль семьи в сохранении и развитии родного языка и национальных традиций
Формирование личности ребенка как представителя своего народа (знание языка, истории, культуры, нравственно-этических норм, духовных ценностей) должно стать во главе угла системы учебно-воспитательной работы.
Задача образования - воспитание гражданина на принципах гуманизма и демократии, толерантности, на идеалах свободы, равноправия человека.
Мы считаем, что язык является показателем психического и культурного развития человека. Человек, не знающий своего родного языка, историю и культуру своего народа, не имеет права называть себя сыном нации.
Современное общество требует от человека не только знания родного языка, но и знания государственных языков республики, в которой он живёт.
Каждый педагог во время учебно-воспитательного процесса сталкивается с различными трудностями, возникающими по тем или иным причинам.
В данном случае нам также не удалось избежать различных противоречий и негативных явлений.
Вот эти проблемы:
Незаинтересованность учащихся в изучении башкирского языка.
Плохая память. ( не запоминают слова)
Плохая память. Это объясняется тем, что они только на уроке башкирского языка разговаривают на этом языке. В школе, на перемене, на улице, дома общаются на русском языке. Не хватает общения, поэтому не запоминают большинство башкирских слов.
В начальных башкирских классах обучаются дети с различным уровнем знания языка. Все это заставляет нас искать оптимальные пути разрешения проблемы.
Большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Башкортостан, играет в первую очередь семья. Мы с раннего детства слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных рек, озер. Родители по вечерам читали нам трилогию Зайнаб Биишевой, роман Хадии Давлетшиной «Иргиз» и другие произведения. Услышав содержание этих произведении, мы уже в то время гордилась богатством родного языка, таланту этих писателей, узнала историю о родине, о трудной жизни народа, о прошлом. Бабушки исполняли нам песни, рассказывали баиты, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. Ведь на сегодняшний день с изменением климата, даже некоторые приметы не совпадают.
Мы провели полный анализ учащихся и родителей 2а класса. В данный момент из 27 –ми учащихся 75% владеют башкирским языком. 16% понимают, но не разговаривают, 9 % не понимают . По моему мнению, отсутствие интереса к изучению башкирского языка у учащихся объясняется тем, что недостаточно уделялось внимания предмету со стороны родителей.
Из 27 семей 22 разговаривают между собой на башкирском, 5 владеют, но с детьми разговариваю на русском.Сегодня городские бабушки и дедушки нынешних школьников не смогли передать в наследство РОДНОЙ ЯЗЫК. Я всегда говорю, что нам придется изучить свой родной язык через русский. Когда на уроке изучаем произведения, то нам без перевода невозможно понять содержание. Таким образом, проблема обучения башкирскому языку школах требует своего решения как на уровне организационном, так и научно-методическом.
Наряду с родным, владение другими языками дает возможность приобщаться к культуре разных народов, в том числе глубже познать красоту и уникальность своей собственной. «Столько языков ты знаешь – столько раз ты человек», - говорили древние мудрецы. Это правда, поскольку благодаря знанию родных языков, человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания.
Спасибо за внимание!