Отдел образования Администрации Тальменского района
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Тальменский детский сад №9», структурное подразделение пер. Банковский 1 Тальменского района Алтайского края
Конспект
Непосредственно - образовательной деятельности
« Охранять природу – значит охранять Родину»
для детей подготовительной группы
Образовательная область: познавательное развитие
номинация: дошкольное и предшкольное образование
Составила: Вернер Елена Анатольевна
Воспитатель МКДОУ №9 структурное
подразделение пер. Банковский 1
Тальменка 2018 г.
Схема конспекта непосредственно - образовательной деятельности.
Педагог (ФИО): Вернер Елена Анатольевна
Образовательная область: познавательное развитиеВозрастная группа: подготовительная
Тема: «Охранять природу – значит охранять Родину»
Место занятия в образовательной программе: Данная образовательная деятельность входит в образовательную область «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы). Построена на интеграции образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», реализуется в соответствии с ФГОС и образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Характеристика группы: в группе 29 детей в возрасте 6-7 лет. Из них 12 девочек и 17 мальчиков. Образовательная деятельность организованна по подгруппам с учётом индивидуальных познавательных способностей детей.
Предварительная работа:
Совместная деятельность: чтение художественной литературы о природе алтайского края, просмотр видеороликов, разучивание стихов, беседы, наблюдение в природе, экскурсии в природу, дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Назови растение, животное», рассматривание иллюстративного материала по теме: «Растения и животные Алтайского края».
Самостоятельная деятельность: рисование по теме «Мой дом»; раскрашивание картинок растений, животных, грибов.
Работа с родителями: оформление фотовыставки «Наша любимая Тальменка».
Материал и оборудование: раздаточный материал для индивидуальной работы, цветные карандаши, медальки «Знатоки природы».
Материально – технические ресурсы: презентация НОД, видеопроектор, экран.
Предполагаемые (планируемые) результаты образовательной деятельности: дети поймут необходимость бережного и заботливого отношения к природе, освоят культуру поведения в природном окружении.
Цель: формирование любви к Родине через любовь к природе родного края.
Задачи:
Образовательные: закреплять и расширять знания детей об окружающей природе, о значении природы в жизни человека. Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, умение анализировать и обобщать.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родным местам.
Конспект НОД разработан в соответствии с требованиями ФГОС с учётом интеграции образовательных областей и использованием игровых методов.
1.Организационный момент. На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Игра - приветствие помогла создать эмоционально-доброжелательную атмосферу, настроить детей на совместную деятельность. Цель: Активизировать внимание детей; настроить их на дальнейшую работу. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Методические комментарии | |
Дети поворачиваются друг к другу, улыбаются. | - Доброе утро, ребята! Какой хороший сегодня день! - Я, ты, он, она – Вместе дружная семья. Улыбнись соседу справа, Улыбнись соседу слева. Мы с тобой друзья. - А если мы друзья, мы должны работать дружно, помогать друг другу. | Педагог доброжелателен, настраивает детей на положительные эмоции и дальнейшую работу. | |
2. Основная часть. В основную часть НОД включены игры, упражнения, задания на развитие речевой и познавательной активности детей, на расширение и активизацию словаря, связной речи. Все моменты логичны, последовательны, подчинены одной теме. Все методы и приемы организации детей носят игровой характер, игровые упражнения, загадки направлены на активизацию речевой и познавательной активности детей. Снижению физической и эмоциональной утомляемости способствует частая смена деятельности и проведение физкультминутки. Цель: расширять и активизировать словарь детей; повышать познавательную активность. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети слушают стихотворение. -В этом стихотворении говорится о Родине. -Место, где мы родились и живём, наш дом, наш детский сад и всё, что нас окружает вокруг, что мы любим и о чём заботимся. - Страна – Россия; край – Алтайский; район – Тальменский; посёлок - Тальменка. Дети слушают стихотворение. - Речь идёт о природе. - Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы… - То, что сделано руками человека. Дети выполняют практическую деятельность (закрашивают квадратик в нужный цвет) - Да Дети высказывают свои предположения Деревья, кустарники, трава. Дети индивидуально раскладывают картинки. Дети сверяют свою работу с образцом на слайде и исправляют ошибки. Дети называют знакомые деревья, кустарники и травы. Опрос 3-4 детей. Дети произносят слова, выполняют движения в соответствии с текстом. -Лишний медведь, т. к. он зимой спит, а белка и заяц не спят. Лишний кузнечик, т. к. он прыгает, а муха и бабочка летают. Лишний скворец, т. к. это перелётная птица, а воробей и дятел - нет. Опрос 3-4 детей. -Да. Дети разгадывают загадки. Говорят отгадку: опята. Говорят отгадку: боровик. Говорят отгадку: мухомор. Говорят отгадку: подберёзовик. Говорят отгадку: бледная поганка. Говорят отгадку: груздь. Говорят отгадку: маслёнок. Дети высказывают своё мнение. Дети слушают стихотворение. -Потому что несъедобные грибы являются лекарством для животных. - Срезать ножом, чтобы не повредить грибницу, нельзя разрывать лесную подстилку, иначе грибница может засохнуть, нельзя собирать грибы, которых не знаешь. | - А теперь послушайте стихотворение. Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим – синим Флаг России над Кремлём. - О чём говорится в этом стихотворении? - Как вы думаете, что такое Родина? - У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, посёлок). - А сейчас я вам прочитаю стихотворение ещё про один дом. А вы скажете, что это за дом, как он называется. Вот на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой, Живут в нём птицы и цветы, Весёлый звон ручья. Живёшь в том доме светлом ты И все твои друзья. Куда б дороги ни вели, Всегда ты будешь в нём. Природою родной Земли Зовётся этот дом. -О каком доме идёт речь? - Что такое природа? - А что нельзя назвать природой? - А сейчас давайте попробуем определить предметы созданные природой и предметы созданные человеком. У каждого из вас картинка, на ней изображен предмет. Около каждой картинки есть квадратик. Возле предметов, которые сделаны руками человека, квадрат закрашиваем красным цветом, а если это «природа»- зеленым. (Собака, дом, лошадь, дерево, машина, ручка, карандаш, жук, небо, облако, солнце, стол, стул, компьютер, планшет, телефон, лиса, волк, ягоды, груша, огурец и т.д.) -А как вы думаете, природа, которая нас окружает, является нашей Родиной? Что означает выражение «Охранять природу - значит охранять Родину»? Сегодня мы с вами попробуем в этом разобраться в ходе путешествия по страничкам нашего леса. -Пройдём по страничкам леса от детского сада до остановки «Знатоки леса». - Закройте глаза и представьте, что вы попали в лес. -И в лесу мы оказались на первой страничке «Царство растений». -На какие группы можно разделить растения, которые растут в лесу? - И сейчас я вам предлагаю выполнить задание. - Перед вами картинки растений. Вам нужно разложить растения по группам: 1группа – деревья, 2 группа – кустарники, 3 группа – травянистые растения. -А теперь обратите внимание на слайд и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Назовите деревья, кустарники, травы. -Сейчас мы поговорим о некоторых ситуациях, которые могут с вами произойти. -На лесной полянке вы увидели ярко цветущие растения. Как вы поступите? Вам потребовались дрова для костра, где вы их возьмёте? (вывод: нельзя рвать цветы в большом количестве, нельзя ломать ветки деревьев). Физкультминутка: Руки подняли и покачали Это – березы в лесу, Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Руки согнули назад. -Немного отдохнули, а теперь занимайте свои места и мы дальше идём по лесу и попадаем в «Царство животных». -Здесь мы будем играть в игру « Третий лишний». - Внимание на слайд. Перед вами группа животных. Кто из них лишний? Почему? -Как вы поступите в такой ситуации? -Идя по лесу, вы увидели птичье гнездо. Ваши действия? (увидели красивую бабочку, маленького ёжика, муравейник) (вывод: нельзя разорять птичьи гнёзда, муравейники, ловить насекомых и зверьков и уносить их домой) Внимание на слайд. Перед вами группа животных. нельзя ломать ветки деревьев).-Идём дальше по лесу и попадаем в «Царство грибов». -Любите ли вы собирать грибы? А вот какие вы грибники, мы сейчас узнаем. - Я буду загадывать загадки, а вы должны угадать гриб и сказать, съедобный он или нет? 1. Нет грибов дружней, чем эти, Знают взрослые и дети, На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу (опята) 2. На толстой белой ножке Коричневая шапка. Наверняка любой грибник Найти мечтает…(боровик) 3. Сорвал я красный гриб в лесу, Любуюсь на его красу: На белой он ножке, На шляпке – горошки. А люди говорят, Что в нём ужасный яд (мухомор) 4. Не спорю – не белый, Я, братцы, попроще. Расту я обычно В берёзовой роще (подберёзовик) 5.У него невзрачный вид, Воланчик на ножке его не украсил. Ты не трогай этот гриб. Учти – он очень ядовит! Смотри, не бери его с полянки! Его называют… (бледной поганкой) 6. Грудою грибы растут В бочку их солить кладут На зубах они: Хрусть, хрусть. Вот такой грибочек – (груздь) 7. Средь молодых сосёнок В блестящей тёмной шапочке Растёт грибок…(маслёнок) - А в этой ситуации как вы поступите? -Вы идёте по лесу, видите несъедобные грибы. Как вы поступите? Нельзя уничтожать несъедобные грибы, а почему, вы мне ответите, послушав стихотворение. Лесная аптека. Мухомор – красивый гриб,Только очень ядовит.Лоси лишь его едятИ при этом говорят: - Нет надёжнее микстуры:Съел – и нет температуры.Лечит коклюш и бронхит,Съел – и горло не болит! Мухомор – целебный гриб,Он для нас не ядовит. - Почему же нельзя уничтожать несъедобные грибы? - Как правильно собирать грибы? | Стихотворение В. Степанов «Что мы Родиной зовём». беседа Уточнить знания детей о Родине и посёлке. Стихотворение Л. Дайнеко «Вот на земле огромный дом…» Беседа о том, что такое природа. Учить детей давать развернутый ответ. Работа с раздаточным материалом. По окончании проводится анализ выполненных заданий. Введение в тему образовательной деятельности. Появляется слайд с изображением растений Алтайского края. Беседа о растениях. Закреплять знания детей о видах растений. Работа с раздаточным материалом. Слайд с образцом выполненного задания. Обсуждение экологических ситуаций. Цель: снятие эмоционального напряжения. Появляется слайд с изображением животных. Развивать внимание детей. Обсуждение экологических ситуаций. Появляется слайд с изображением грибов. После того, как дети разгадают загадку – появляется слайд с изображением гриба. Учить детей внимательно слушать и отгадывать загадки. Обсуждение экологической ситуации. Стихотворение В. Трусов «Лесная аптека». Беседа о правильном сборе грибов. | |
3. Заключительная часть занятия. Педагог обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что они поняли (не поняли), что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось, какие трудности были. Цель: формирование умения анализировать свою деятельность. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети слушают правила поведения в лесу. Дети слушают рассказ; при неправильных действиях поднимают красный кружок и анализируют данное предложение. Дети отвечают на вопросы. | - Итак, ребята, мы прошли все лесные странички, и подошли к остановке «Знатоки леса». - А нас уже дожидаются настоящие знатоки леса. Сейчас они нам расскажут, как нужно вести себя в лесу. – Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. – Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать, Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять: Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну, кому они мешают? – Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу – всего лишь гость, Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! Помоги лесным зверюшкам, Приготовь для них кормушки. – И тогда любой зверек – Будь то ласка иль хорек, Еж лесной, речная рыба – Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!» -А теперь проверим, стали ли вы знатоками леса. - Я буду читать вам рассказ, а вы должны услышать ошибочные действия. Как только услышите то, что нельзя делать, сразу поднимайте красный кружок. “За неделю только и было разговоров в группе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела воспитательница Анна Васильевна. Но мы решили всё же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон. Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разложили костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в детском саду пригодится. Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции”. - Ребята, вам понравилось путешествовать по лесу? - Что вы узнали нового? - Какие задания были для вас сложными? - Ребята, вы стали настоящими знатоками природы, и мы хотим вас наградить памятными медальками. Итак: - Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину. Любите родную природу –Озера, леса и поля.Ведь это же наша с тобоюНавеки родная Земля.На ней мы с тобою родились,Живем мы с тобою на ней.Так будем же, люди, все вместеМы к ней относиться добрей. | Четыре ребёнка, не принимавшие участия в совместной деятельности, рассказывают стихи. Рефлексия для закрепления полученных эмоций. Знатоки дарят детям медальки. Воспитатель подводит итог совместной деятельности; рассказывает стихотворение. |
Используемая литература:
В. Степанов «Моя Родина – Россия» (учебник для малышей). – Москва, 2004.
В. Трусов «Лесная аптека».
И. Н. Игнатова «Тематические задания, викторины для внеклассных занятий, олимпиад и конкурсов по природоведению (естествознанию)». – Москва, 2004.
Л.А. Владимирская «От осени до лета». - Волгоград, 2004.
Л. Дайнеко «Вот на земле огромный дом…».
Н. Рыжова «Лесные правила».